От первого лица⁠, Санкт-Петербург и область ,
0

Новые магистрали и станции метро: как в Петербурге ускорят движение

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев — о реализации инфраструктурных мегапроектов, планах по строительству метро в пригороде и транспортных перспективах города

Что даст городу и жителям реализация инфраструктурных мегапроектов, когда метро протянется до густонаселенных, но отдаленных от центра жилых кварталов, и когда и куда поедут новые трамваи — в интервью РБК Петербург рассказал председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев.

Пассажироемкость и комфорт

— Как городская транспортная инфраструктура будет развиваться в будущем? Какие приоритеты стоят?

— Основными благоприятными факторами, способствующими развитию системы пассажирского транспорта в Петербурге, должны стать повышение уровня комфортности перевозок общественным пассажирским транспортом, в том числе за счет развития современных скоростных и пассажироемких видов общественного транспорта, а также ужесточение требований к экологическим характеристикам приобретаемых и используемых транспортных средств, предназначенных для пассажирских перевозок.

— Что для этого необходимо?

— Необходимо обеспечить улучшение пешеходной доступности объектов общественного транспорта и повышение доступности услуг городского пассажирского транспорта, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения посредством вывода на маршруты специализированного подвижного состава.

— Как город планирует увеличить скорость передвижения в центре?

— Достижение цели по увеличению скорости транспортного сообщения между центральными районами Петербурга и новыми зонами развития городской агломерации будет обеспечено за счет развития внеуличных видов скоростного транспорта — трамвайное и пригородное железнодорожное сообщение, а также за счет развития улично-дорожной сети и увеличения пропускной способности вылетных магистралей.

Практически все крупные и не простые проекты реализуемы в настоящее время, это шаги к улучшению транспортной доступности и транспортному обслуживанию жителей Петербурга. Это и новые станции метрополитена, и Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД), Большой Смоленский мост, трамвайная линия Купчино — Шушары — Славянка, объекты улично-дорожной сети и внеуличного транспорта по всем вышеперечисленным территориям интенсивного жилищного строительства.

— В рамках нацпроект «Инфраструктура для жизни» город активно обновляет подвижной состав. Каков процент обновления на сегодняшний день?

— Наряду с показателями по увеличению нормативного состояния автомобильных дорог и снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, ключевым показателем для Санкт-Петербурга в рамках деятельности Комитета по транспорту, действительно, является показатель по «увеличению доли парка общественного транспорта не старше нормативного срока эксплуатации». Цель — до 2030 года доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, в Санкт-Петербурге, как и в других регионах России, должен составлять не менее чем до 85%.

С учетом проводимой нами работы по закупке и обновлению подвижного состава, а это автобусы, электробусы, троллейбусы и трамваи, в Санкт-Петербурге данный показатель на текущее время составляет 94%, а к 2030 году мы планируем добиться повышения и постоянного удержания значения этого показателя до 100%.

В Санкт-Петербурге данный показатель [- доля общественного транспорта со сроком эксплуатации меньше нормативного] на текущее время составляет 94%, а к 2030 году мы планируем добиться повышения и постоянного удержания значения этого показателя до 100%.

— Во сколько оценивается стоимость такого обновления?

— В завершающемся 2025 году, на поставку подвижного состава заключено контрактов на 9 млрд. В транспортные предприятия комитета поставлено 56 новых троллейбусов, около 30 трамваев и около 30 электробусов. В дальнейшем, общий объем финансирования и количество машин будет уточнятся с учетом, и сроков эксплуатации и доведенных лимитов бюджета Санкт-Петербурга.

Инфраструктурные мегапроекты

— Как инфраструктурные мегапроекты «впишутся» в транспортную инфраструктуру Санкт-Петербурга?

— Приоритетный проект Санкт-Петербурга «Мегапроекты XXI века» был утвержден в 2024 году. Его цель — создание современной транспортной и туристической инфраструктуры в городе. Для этого будет реализовано шесть проектов: запуск высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва, которая обеспечит движение поездов между столицей и городом со скоростями до 400 км/час; реализация второй очереди аэропорта Пулково; создание второй Кольцевой автодороги и «наземного метро», строительство Большого Смоленского моста и ШМСД.

— Что их реализация даст горожанам и мегаполису, в целом?

— Тут стоит говорить предметно по каждому проекту. Например, создание «наземного метро» обеспечит интеграцию пригодных железнодорожных перевозок в городском сообщении в единую маршрутную сеть с другими видами транспорта. Это обеспечит повышение доступности и удобства пересадок. Строительство Большого Смоленского моста позволит разгрузить существующие мосты, перераспределив на себя часть транзитных транспортных потоков. Создаст новую магистраль для обеспечения транспортной связи территорий, разобщенных рекой Невой. Создаст дуговую связь, включающую в себя Благодатную ул., ул. Салова, пр. Энергетиков, пр. Маршала Блюхера. Обеспечит дополнительную связь левого и правого берегов Невы, а также станет еще одной надежной широтной связью радиальных магистралей южной части города, дублируя на большем протяжении планируемую Широтную магистраль с мостом через р. Неву в створе ул. Фаянсовой и ул. Зольной.

— Какие функции сможет взять на себя ШМСД?

— В совокупности с ЗСД, связывающим напрямую северные — Приморский, Выборгский — и южные — Московский, Кировский, Фрунзенский — районы города с подключением центральных районов (Василеостровский и опосредованно Петроградский и Адмиралтейский), Широтная магистраль будет выполнять функции обхода центра Санкт-Петербурга, подключая густонаселенные восточные районы — Невский и Красногвардейский, и выводя на систему скоростных и непрерывных магистралей транзитный транспорт в обход загруженной улично-дорожной сети города.

Новая магистраль разгрузит федеральную сеть автомобильных дорог, принимающих на себя предельное количество автотранспорта. С учетом открытия трассы М-11 «Нева» переключит часть транзитного трафика с юго-восточной части КАД, работающей со сверхнормативной нагрузкой и все чаще выполняющей на этом отрезке функции внутригородского сообщения. Новый мостовой переход в составе Широтной магистрали позволит разгрузить существующие мосты, перераспределив на себя часть транзитных транспортных потоков. Создаст новую магистраль для обеспечения транспортной связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области на пути межрегиональных маятниковых миграций между местами проживания, местами приложения труда и рекреационными зонами.

Новая магистраль разгрузит федеральную сеть автомобильных дорог, принимающих на себя предельное количество автотранспорта.

Где появятся новые станции метро

— Вопрос развития метро также является одним из городских приоритетов. Когда, по планам, появится метро в Полюстрово и на Пискаревке, в Кудрово, в Уткиной заводи, в Красносельском районе, в Колпино, Ломоносове и Петергофе?

— Этапы строительства линий метрополитена по указанным направлениям определены государственной программой Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга». По ней завершение строительства Лахтинско-Правобережной линии от ст. «Улица Дыбенко» до ст. «Кудрово» предусмотрено в 2030 году. Завершение работ по проектированию и строительству участка Красносельско-Калининской линии метрополитена от станции «Казаковская» до станции «Сосновая Поляна» — в 2034 году. В 2040 году должны быть завершены работы по проектированию и строительству Красносельско-Калининской линии от станции «Суворовская» до станции «Полюстровский проспект-1» и от станции «Суворовская-1» до станции «Ручьи» с электродепо «Калининское».

Развитие метрополитена в Уткиной заводи, Колпино, Ломоносове и Петергофе Генеральным планом Санкт-Петербурга не предусмотрено. Транспортное обслуживание данных территорий в перспективе предусматривается трамвайными линиями и наземным городским пассажирским транспортом.

Развитие метрополитена в Уткиной заводи, Колпино, Ломоносове и Петергофе Генеральным планом Санкт-Петербурга не предусмотрено.

— Говоря развитии трамвайных линий, недавно стало известно, что в 2026 году город начнет проектирование шести новых трамвайных линий. Где и когда появятся новые трамвайные маршруты?

— Государственной программой определены к реализации трамвайные линии по пр. Авиаконструкторов: от Шуваловского пр. до р. Каменка. (в микрорайон «Каменка»). Проектно-изыскательские работы запланированы на 2030-2031 годы. Строительно-монтажные работы на 2032-2033 годы.

Примерно в этот же период запланировано строительство трамвайной линии по пр. Ветеранов от ул. Летчика Пилютова до Красносельского шоссе в микрорайон «Солнечный город», «Сергиево». Проектирование будет вестись в 2030-2031 году, строительство намечено на 2032-2033 годы.

Строительство трамвайной линии от Рыбацкого пр. по Шлиссельбургскому пр., Советскому пр. до дома 44 вдоль Петрозаводского шоссе в микрорайон «Усть-Славянка» запланировано на 2032-2033 годы. Линия от Северного пр. до Васнецовского пр. в жилой комплекс «Цветной город» начнет проектироваться в 2030-2031 годах, а непосредственно строительство будет вестись в 2032-2034 годах.

Строительство трамвайной линии по ул. Маршала Казакова в жилой комплекс «Балтийская Жемчужина» запланировано на 2032-2033 годы.

Реконструкция ул. Михаила Дудина, Заречной ул. и ул. Федора Абрамова в микрорайон «Северная Долина» проектные работы запланированы на период с 2024-2026 годы, а строительство будет вестись в 2028-2031 годы.

Но нужно понимать, что сроки строительства данных трамвайных линий могут быть уточнены с учетом сроков разработки проектной документации.

— По каким принципам сейчас строится политика Санкт-Петербурга в области развития транспортной инфраструктуры? Каковы ее приоритеты?

— Наша приоритетная цель — создать комфортные условия в пассажирских перевозках для отказа от личного автотранспорта или минимального его использования жителями города. В последние годы был взят курс на освобождение центральных районов от излишней запаркованности путем создания единого городского парковочного пространства в Василеостровском, Центральном, Петроградском и Адмиралтейском районах, а также обустройство городских и перехватывающих автостоянок у точек притяжения и конечных станций метро.

Наши действия показали свою эффективность: в среднем по всей зоне платной парковки среднесуточная скорость движения изменилась от 19,45 км/ч до 21,28 км/ч (рост составил более 9%). Сейчас доля использования индивидуального транспорта в существующих суточных объемах перемещений составила 32%, а транспорта общего пользования — 68%. Работа в этом направлении продолжится.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Экспертиза Системно, продуманно и индивидуально: как благоустройство меняет города
Содержание
Закрыть