«Существующего числа общественных пространств Петербургу не хватает, а те, что имеются, крайне неравномерно распределены по районам. При этом действующая программа «Комфорт и уют в городе», предполагающая в том числе создание к 2030 году 240 новых общественных пространств и благоустройство 70 км береговых линий, не дает четкого понимания, где и какое благоустройство будет проведено — система формирования общественных пространств в Петербурге неочевидна даже для профильного архитектурно-градостроительного сообщества.
Слишком сложная и тяжелая система допуска общественности к решению актуальных городских задач — одна из причин нехватки общественных пространств во втором по величине мегаполисе России. Хотя во всем мире наиболее реалистичные комплексные проекты развития городов получаются при взаимодействии всех заинтересованных сторон — жителей, архитекторов, бизнеса, девелоперов, властей, представителей культуры, спорта и образования. У нас же и застройка, и благоустройство имеют «лоскутный» характер, каждый кусочек территории существует отдельно, как он включен в общую систему города, непонятно.
Между тем достаточное количество общественных пространств, представляющих собой единую комплексную систему, является конкурентным преимуществом города. При этом каждый такой объект должен быть уникальным, дающим пользователю неповторимые, особенные впечатления и опыт взаимодействия с городской средой и с другими людьми. Общественные пространства должны проектироваться индивидуально, с учетом особенностей ландшафта и социального состава населения той или иной территории, на основе серьезных предварительных исследований, чтобы понять, какие потребности жителей, туристов, бизнеса необходимо закрывать не только сегодня, но и через 10, 20 лет. Только в этом случае общественные пространства станут не объектом «для галочки», а элементом, участвующим в создании и развитии городской среды и самих горожан.
Какой именно должна быть система общественных пространств в Петербурге — вопрос открытый. Сегодня очевидны два момента: городу очень нужен пешеходный каркас, своего рода «кольцевая пешеходная дорога», соединяющая разные районы и имеющиеся точки притяжения в них, и свободный, повсеместный доступ горожан к воде. Для того, чтобы создать пешеходный каркас, нужно перейти от концепции «город для автомобилей» к идее «города для пешеходов». Необходимость этого ярко проявляется в новых районах многоэтажной застройки. В них практически повсеместно отсутствуют короткие пешеходные связи — а они как раз и могли бы стать базой для формирования общественных пространств и развития территорий. Грамотно спроектированная пешеходная улица естественным образом «обрастает» кафе, магазинчиками, культурными, образовательными и спортивными центрами, ярмарочными, выставочными и концертными площадками. У нас же любой новый район — это ортогональная организация пространства, рыхлая застройка, огромные расстояния между домами и основными перекрестками, из-за чего жители предпочитают передвигаться не пешком, а на транспорте. Выходом из ситуации могла бы стать организация пространства с учетом кратчайших путей между центрами притяжения, например, планирование пешеходных улиц по диагонали от перекрестка к перекрестку.
Уникальность Петербурга — не только в исторической архитектуре, но и в ландшафтном ансамбле, связанном с реками и каналами. Легкий доступ к воде сделал бы город еще более привлекательным и человекоориентированным, но у нас по большей части водные артерии имеют очень узкие набережные, которые к тому же отрезаны от пешеходных путей автомобильными потоками. Например, набережные Невы вообще превратились в скоростные автотрассы. Это действительно удобные транзитные маршруты для автомобилей, но с точки зрения приспособления набережных под общественные функции они представляют большую проблему. И ее надо решать. Ведь общественное пространство — это место, где люди могут взаимодействовать друг с другом, вести социальную, культурную, спортивную активности, самовыражаться. Для этого они должны чувствовать себя, во-первых, в безопасности, а во-вторых, находиться в благоприятной экологической обстановке — хотя бы на расстоянии от автомобильных выхлопов.
Для того, чтобы общественное пространство было востребованным, оно должно жить и развиваться. В Петербурге есть ряд положительных примеров таких территорий, как правило, это крупные объекты городского масштаба, созданные на средства частного бизнеса. Но есть и преимущественно небольшие общественные пространства, приходящие в упадок. Яркий пример — первые и практически единственные в Петербурге пешеходные улицы, Малая Садовая и Малая Конюшенная. Их концепция сформировалась в начале века, и сейчас она не отвечает запросам общества. Более того, сами улицы перестают быть комфортными для пешеходов: Малая Конюшенная медленно превращается в парковку, а Малая Садовая давно требует замены дорожного покрытия. В то же время эти центральные улицы могли бы стать элементами петербургского пешеходного каркаса, а комплексный подход к его формированию помог бы разработать концепцию их использования.
Архитектурная среда общественных пространств должна не только быть продуманной с точки зрения функции и эстетики, но и способствовать развитию человеческой личности и улучшению отношений в социуме. Гармоничный ансамбль архитектуры и природы можно сравнить с хорошей музыкой, поднимающей настроение человеку и обращающей его мысли в вечность. Когда город является произведением искусства, в нем хочется жить людям, которые создают нашу цивилизацию: исследователям, творцам, организаторам и учителям, — и формировать устойчивые и креативные городские сообщества. И благодаря их присутствию такой город не только получает конкурентное преимущество в самых разных сферах, но и способен успешно противостоять разного рода кризисам и угрозам современной жизни».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.