
«Современные мегаполисы, такие как Москва и Санкт-Петербург, стали очень быстро развиваться сравнительно недавно, с 60-70-х годов прошлого века. Именно тогда города поползли вширь, от своих центров, за счет появления периферийных районов массовой застройки. Это были территории с четко спланированной жилой застройкой и необходимыми элементами социокультурной инфраструктуры — но и с минимально продуманным благоустройством, которое ограничивалось, как правило, придомовым газоном. Для подавляющего большинства новоселов большего не требовалось — люди были счастливы уже тем, что они получили отдельные квартиры. Сегодня ситуация кардинально изменилась, и горожанину уже мало просто квадратных метров и магазина с поликлиникой в шаговой доступности — нужна особая, комфортная и красивая окружающая его городская среда.
Общественные пространства — неотъемлемая часть этой среды, поэтому запрос на их организацию возрастает с каждым годом. Увеличивается и количество подобных объектов, но сказать точно, сколько тому или иному городу нужно общественных пространств, хватит ли Санкт-Петербургу запланированных программой «Комфорт и уют в городе» 240 новых объектов, очень сложно, очевидно одно — все должно быть в разумных пределах.
Между тем новые общественные или даже городские пространства крайне необходимы. Другой вопрос — где и какими они должны быть? Я уверена, что отталкиваться нужно от уже сложившейся застройки, имеющихся природных и ландшафтных особенностей территории и функции, которую, по замыслу архитекторов и градостроителей, новое пространство должно выполнять. Любое, даже совсем крохотное по площади городское пространство, должно быть очень осмысленным. Для этого не всегда нужно придумывать и делать что-то инновационное, трендовое и безумное — иногда достаточно просто поставить красивую скамейку и несколько деревьев в контейнерах рядом, чтобы изменить окружающую среду, сделать ее дружелюбной по отношению к горожанам, дать людям возможность несколько минут отдохнуть, поставить тяжелую сумку, сесть и спокойно поговорить по телефону.
Основная функция любого общественного пространства, независимо от его площади, — досуговая. Поэтому общественным пространством, теоретически, может быть и торгово-развлекательный центр. Правда, чтобы он стал привлекательным для горожан, его концепция все же должна быть переосмыслена в направлении «от торговли» к «развлечениям». Если мы говорим об открытых общественных пространствах, то это места для кратковременного отдыха, прогулок на свежем воздухе или транзитный маршрут для людей, следующих из одного места в другое. Например, от метро к жилым кварталам, от одной границы микрорайона до другой. Это скверы, парки, детские и спортивные площадки, и даже объекты большего масштаба, например, линейные парки, подходящие именно для транзитных маршрутов.
Важно, чтобы создание нового городского пространства коррелировало с развитием транспортной инфраструктуры. У нас до сих пор некоторые проектировщики делают проекты благоустройства четко в тех границах, которые определены тендерным техзаданием. Да, территория будет концептуально и визуально обновлена, но кто из горожан приедет или придет в это место — остается за кадром. В итоге мы получаем проект ради проекта, а не ради людей. Городская программа создания комфортной среды должна быть комплексной, чтобы преображалась не только сама благоустраиваемая территория, но и прилегающие к ней улицы, проспекты и переулки, развивался общественный транспорт.
В крупных туристических центрах, каким является Санкт-Петербург, очень важно отделять общественные пространства «для горожан» и «для туристов». Здесь крайне показателен пример Летнего сада — уникальное историческое место, хорошо благоустроенная территория, но много ли петербуржцев поедут погулять туда в летний выходной? Вряд ли, потому что там очень много туристов, столь многолюдное место не очень хорошо подходит для отдыха. Петербуржцы скорее придут туда полюбоваться осенними или зимними видами — но уже в «не сезон». А вот набережная Карповки — городское пространство именно для жителей Петербурга. Это вообще одно из моих любимых мест в городе. С точки зрения архитектора это еще и очень продуманный объект, в котором заложены и органично сочетаются сразу несколько функций — и кратковременного отдыха, и места для встреч, и детско-развлекательная, и даже информационно-образовательная.
Санкт-Петербургу нужны и общественные пространства городского масштаба, места проведения досуга для многих горожан, такие как «Новая Голландия» или ЦПКиО им. Горького в Москве. Но, создавая новые объекты такого рода, архитекторам нужно ориентироваться на разные категории посетителей — и на тех, кто предпочитает шумные массовые мероприятия и многолюдность, и на тех, кто хочет спокойно провести время. В этом плане, безусловно, «Новая Голландия» — идеальный проект, в ней есть обе эти концепции, и они друг другу не мешают.
В Петербурге много опытных ландшафтных архитекторов и дизайнеров, много молодых интересных команд — город, на мой взгляд, сегодня является одним из ведущих российских центров развития ландшафтной архитектуры. Власти Петербурга все активнее привлекают их, используют свежие идеи и прислушиваются к их советам — это верный подход, ведь сделать город уютным и комфортным можно только всем вместе».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.