
«Первые типовые школы в России начали строить еще при Екатерине II, которая издала указ о создании народных училищ. В 1783 году архитектор Федор Волков разработал проект, по которому в Петербурге были возведены три училища — на Васильевском острове, на Лиговском проспекте и в Кронштадте. Причем последний был построен по инициативе местного купца Муртанова. Когда он узнал о планах по строительству училищ в Петербурге и о том, что Кронштадта эти планы не входит, запросил чертежи проекта и построил здание на свои деньги. У него это получилось сделать даже быстрее, чем объекты, возводимые за счет казны.
В Советском Союзе первые школы начали возводиться в 1920-х годах, в эпоху конструктивизма, их отличало большое количество дополнительных помещений, включая, например, обсерватории. В 1930-е годы власти поставили задачу всеобщего школьного обучения и одновременно перевода всех школ на односменный режим. Это потребовало возвести в кратчайшие сроки очень много школьных зданий, причем зачастую на совсем небольших участках, для этого понадобились типовые проекты.
Одним из первых архитекторов крупных школьных типовых проектов — более десятка повторений — стал Ной Троцкий. Был также любопытный проект Оскара Мунца, созданный специально для угловых участков. К сожалению, этому проекту не слишком повезло — архитектор планировал специальную отделку «под камень», но при строительстве зачастую вообще не доходило до штукатурных работ. Штукатурили эти школы уже после войны, и часто по минимуму, поэтому школы Мунца выглядят совсем не так, как могли бы.
Но настоящими «королями» типового школьного строительства в довоенный период стал творческий дуэт архитекторов Леонида Асса и Александра Гинцберга. Их проекты копировали более 70 раз. Проектов было два: ША и ШБ. ША — чуть более удобный в эксплуатации, но требовал большего участка. ШБ — меньше участок, но была небольшая проблема: один или два класса на этаже получались «оборотные», то есть со входом не со стороны учителя, а со стороны задних рядов. В этих школах было только самое необходимое — классы для учеников, медкабинет, квартира директора (еще по дореволюционной традиции), столовая с буфетом и комната для хранения спортивного инвентаря. Спортзала не было, поскольку заниматься физкультурой предполагалось на улице. Поэтому после войны к школам 30-х годов начали пристраивать спортивные залы. И вариации были совершенно разные. Часто спортзал пристраивался в полуподвале, потому что иначе невозможно было устроить выход из школы. А есть школа, в которой спортзал вообще сделан отдельно стоящим зданием. То есть практика обновлять старые школы с учетом новых требований для Петербурга не нова.
Школы 1960-80-х годов, капремонт которых заложен в программу Смольного — это, во многом, здания, построенные по типовым проектам Сергея Евдокимова. Звезда этого архитектора взошла при Никите Хрущеве, когда началась политехнизация образования, потребовалось срочно расширять ассортимент помещений относительно проектов, разработанных в середине 1930-х годов.
Первый типовой проект школы Сергея Евдокимова был разработан еще в конце 1950-х — это очень характерный переход от сталинской эпохи к хрущевской. Эти школы узнаваемы по шести круглым медальонам с барельефами классиков русской литературы на фасаде. С точки зрения планировки это уже достаточно современная школа — с актовым и спортивным залами, но по архитектуре — включая барельефы — это еще переход от сталинской эпохи.
Чуть позже, в 1960-е годы, архитектор разрабатывает еще один проект типовой школы, «единый в двух лицах», поскольку он мог строиться как в кирпиче, так и в панельках. Их строили довольно много, что позволило к началу 1980-х годов решить школьную проблему. Многие, включая меня, учились в таких школах.
Однако Сергей Евдокимов строил не только типовые школы, он также автор двух известных экспериментальных проектов. Один — это школа между Ломоносовской и Пролетарской, второй — на Васильевском острове. В первой много интересных решений — например, младшие классы выделены в отдельный блок, и каждый класс имеет отдельный выход на улицу. В плане она напоминает то, что делали конструктивисты: отдельный блок для младших классов, отдельный для старших и отдельный блок общественных помещений — библиотека, актовый зал и т.д. В ней есть зимний сад, спортзал с бассейном, даже была обсерватория, но она, к сожалению, не сохранилась, купол проржавел и его со временем демонтировали. Благодаря цитатам из конструктивизма эта школа местами напоминает школу имени 10-летия Октября на проспекте Стачек, построенную по проекту Александра Никольского, у которого в свое время Сергей Евдокимов учился.
В целом в центральной части Петербурга основной школьный массив представлен как раз зданиями 30-х годов, а в более новых районах — евдокимовскими школами, которые и планируется перестроить под современные требования. Такой круговорот обновлений, повторяемый через поколения».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.