Инструменты⁠, Санкт-Петербург и область ,
0

«Бизнесу нужны цифры»: как автоматизация меняет работу с персоналом

Фото: Артем Костюкевич
Фото: Артем Костюкевич
Успехи в автоматизации бизнеса избавили HR-менеджеров от роли клерков и задали новый вектор в управлении человеческим капиталом.

Сфера управления персоналом в Петербурге в 2025 году активно переформатируется. В фокусе внимания компаний — показатели эффективности действующих и потенциальных работников, а также оценка атмосферы в коллективах. В рамках премии-исследования Human Centricity Management, проводимой РБК Петербург, компании рассказали, как меняется профессия HR-менеджера, какую роль в ней уже играет автоматизация процессов и в каких решениях эффект от внедренных технологий проявляется наиболее ярко.

Измеримые проблемы благополучия

Эксперты и участники Human Centricity Management выделяют несколько важных трендов 2025 года в части автоматизации процессов и экономии трудовых ресурсов: активное внедрение кадрового электронного документооборота, рост популярности ATS-платформ для подбора персонала, автоматизация сферы C&B (compensations & benefits — премирование, компенсационные выплаты и льготы) и трансформация профессии HR с фокусом на цифровые инструменты. В совокупности эти факторы делают HR-менеджера не просто человеком для поиска подходящих кандидатов, а соучастником управления процессами: он отслеживает показатели эффективности компании и влияет на результаты бизнеса.

«Лет 15 назад от HR требовалось в первую очередь понимание психологии. Затем бизнесу потребовались цифры, и HR стали «про цифры». Сейчас благодаря HR-Tech (системы автоматизации в области подбора и управления кадрами. — Прим. ред.) HR-директор объединил психологию, бизнес и ИТ-направление», — объясняет партнер и директор по развитию HRlink Дмитрий Махлин.

«Психологическая» составляющая работы HR-менеджеров стала актуальной в связи с запросом соискателей и сотрудников на здоровые отношения с коллегами. Как отмечала в конце прошлого года врио председателя петербургского Комитета по труду и занятости населения Елена Замышляева, привлечь человека на рабочее место недостаточно. «Человека нужно удержать на работе. Но только высокая зарплата не лучший механизм, чтобы привлекать и удерживать работников. Людям сегодня нужны лучшие условия труда, комфортная атмосфера в компаниях, понимание своих перспектив как профессионала», — объясняла Замышляева.

«Психологическая» составляющая работы HR-менеджеров стала актуальной в связи с запросом соискателей и сотрудников на здоровые отношения с коллегами

Специалисты, ознакомившиеся с кейсами Human Centricity Management, убеждены: в ближайшие годы на рынке труда будут востребованы решения, позволяющие отслеживать состояние сотрудников как внутри рабочих процессов, так и за их пределами.

«Когда у сотрудников есть возможность благодаря компании обратиться к психологу, юристу, финансовому консультанту и тем самым решить проблемы своего благополучия, повышается эффективность рабочей силы, лояльность к работодателю и уменьшается текучка в компании. HR-Tech в области well-being позволяет отслеживать общий контекст коллектива, оперативно снимать статистику по тематикам возможных консультаций и дает дополнительный массив информации для HR», — считает основатель платформы «Понимаю» Антон Кушнер.

«Когда у сотрудников есть возможность благодаря компании обратиться к психологу, юристу, финансовому консультанту и тем самым решить проблемы своего благополучия, повышается эффективность рабочей силы, лояльность к работодателю и уменьшается текучка»

Чтобы отслеживать эти и другие показатели, компании активно развивают направление HR-Tech, в том числе через автоматизацию различных процессов. Такой подход освобождает HR-менеджеров от роли типичных клерков и дает им возможность сфокусироваться на более серьезных задачах — к примеру, на аналитике. По данным опроса HeadHunter за март—апрель 2025 года, около 46% компаний в России планируют в ближайшие 1–2 года активно решать задачи в сфере цифровизации и автоматизации бизнес-процессов (в опросе приняли участие более 230 работодателей, 18% из которых — из Петербурга). Половина опрошенных компаний признаются, что заниматься вопросами производительности труда и оптимизации процессов их заставляет рост затрат на персонал.

Человекоцентричная «цифра»

Адаптация и обучение новых работников требуют человекоцентричного подхода, но при реализации его через цифровые решения скорость растет, а затраты падают. Это демонстрируют в своих проектах участники Human Centricity Management.

Подобный подход выбрала биотехнологическая компания «Герофарм», представив в рамках премии робо-тренера с искусственным интеллектом. Он разработан для обучения менеджеров и способен выступать как своеобразный «спарринг-партнер» в переговорах. «Инструмент оптимизирует процесс обучения, минимизируя затраты времени и средств. Проект реализует человекоцентричный подход: индивидуализация обучения, обратная связь в реальном времени, эмпатия, доступность и фокус на развитии навыков», — объясняют в «Герофарме».

После тестирования робо-тренера при участии более 40 менеджеров из России и стран СНГ 56% из них продемонстрировали прогресс в обучении. Вместо трат на полноценные курсы на рабочем месте, которые занимают 258 дней, компания добилась экономии и ускорения процесса обучения.
Еще одно направление HR-Tech — попытка освободить рекрутеров от рутинных и однотипных задач, требующих при этом слишком много времени. Решение в этом направлении разработали специалисты компании СДЭК. В рамках проекта-исследования РБК Петербург логистический оператор продемонстрировал эффективность чат-бота для найма персонала и автоматизации процесса подбора кандидатов. Цифровой оператор уже внедрен в работу компании, показав рост контактов с кандидатами на 42% и снижение нагрузки на рекрутеров на 41%. «Решение относится к человекоцентричному менеджменту, поскольку внедрение автоматизированных решений позволило освободить сотрудников от рутины и сосредоточиться на личностном взаимодействии с кандидатами», — говорят в СДЭК.

Использование чат-ботов в работе компаний сегодня — это не новинка, а необходимый must-have, полагает советник директора по развитию «Авито Работы» Надежда Сацкив. «Чат-бот помогает упростить контакт с кандидатом, — считает специалист. — К тому же люди уже привыкли к таким способам коммуникации и проявляют больше доверия к общению с ботом, чем раньше». На первичном этапе собеседований цифровые решения уже полностью заменяют HR-менеджеров, подтверждает директор по персоналу сервиса доставки готовой еды Dostaевский Наталья Максимова.

Использование чат-ботов в работе компаний сегодня — не новинка, а необходимый must-have

Снижение нагрузки

Другой пример автоматизации HR-процессов — модульное решение K-Team HRM от ГК «Корус Консалтинг» на основе 1С-Битрикс24. Оно представляет собой единую платформу, объединяющую систему информирования сотрудников, так называемый Интранет (новости компании, опросы, медиагалерея и т.д.), личные кабинеты сотрудников, KPI, внутреннюю валюту, обучение и другие модули.

Система постоянно совершенствуется и дополняется. В качестве задач, поставленных перед разработкой K-Team HRM, компания выделяет автоматизацию HR-процессов, обучение и развитие персонала, HR-аналитику, повышение вовлеченности сотрудников и быструю адаптацию новичков. После внедрения K-Team в компании-клиенты решение помогло на 35% снизить нагрузку на кадровые службы и на 65% повысить информационное покрытие персонала.

Одно из предприятий, внедривших продукт ГК «Корус Консалтинг», — логистическая компания FM Logistic. Клиент нуждался в едином информационном пространстве для объединения сотрудников и снижения рутинной нагрузки за счет автоматизации некоторых процессов. Проект реализовали через несколько модулей — «управление по целям и KPI», «ежегодные диалоги», «реестр документов» и др. В результате процесс согласования важных бумаг ускорился в три раза, обработка обратной связи от сотрудников стала автоматизированной, а специальный чат-бот снял ощутимую часть нагрузки с HR-департамента.

HR как бизнес-партнер

Следующий этап развития для компаний — удержание сотрудников, формирование комфортной среды для всего коллектива и построение собственных образовательных направлений, полагает менеджер продукта Neon HRM от разработчика Nexign Диана Васильева. «HR-специалист, в свою очередь, становится HR-бизнес-партнером и для компании, и для сотрудников. И это соответствует духу времени», — убеждена она.

Тезис о «духе времени» поддерживает руководитель направления HR-Tech в «Экопси Консалтинг» Валерия Куропаткина. В рамках круглого стола РБК Петербург на тему «Технологии для HR: цифровая забота и резервы эффективности» она подтвердила, что в 2024 году петербургские компании начали активнее выделять средства на развитие направления HR-Tech, чего не было ранее.

Петербургские компании начали активнее выделять средства на развитие направления HR-Tech

Ожидается, что данная тенденция усилится в будущем. Эксперты сходятся во мнении, что качественный скачок в этом направлении произойдет в 2026 году, но развитие автоматизации и HR-Tech во многом зависит от человеческого фактора.

Справка: Human Centricity Management — проект-исследование РБК Петербург, миссия которого — выявление и популяризация передовых стратегий менеджмента компаний, направленных на повышение эффективности взаимодействия с людьми, а также технологий и практик в области привлечения, удержания, мотивации и развития персонала.

От первого лица «Мы оцениваем путь пациента от кол-центра до завершения реабилитации»
Скачать Содержание
Закрыть