Инструменты⁠, Санкт-Петербург и область ,
0

Качество в медицине: как измерить и за счет чего повысить

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Как качество услуг в 2025 году стало главным аргументом в борьбе клиник за пациента

Критерии оценки качества медицинских услуг устанавливаются Минздравом, и этот перечень регулярно корректируется. Однако у пациентов свои критерии качества, и, как правило, они гораздо шире, чем «министерские»: люди оценивают не только оказание медицинской помощи, но и уровень сервиса, удобство расположения клиники и даже личность врача. Что сегодня частные клиники вкладывают в понятие «качественная медицинская услуга», как измеряются эти показатели и какие мероприятия по улучшению медуслуг сегодня проводятся — в обзоре РБК Петербург.

Сложный рынок

Рынок частной медицины Санкт-Петербурга развивается на фоне долгосрочных трендов, проявившихся в 2022 году, в числе которых продолжающийся рост себестоимости услуг и среднего чека, а также длительная стагнация показателей пациентопотока, отмечает генеральный директор городской Ассоциации частных клиник Александр Солонин. «Рынок уже несколько лет подряд демонстрирует не столько качественный, сколько инфляционный рост. В этом году основным фактором увеличения себестоимости медицинских услуг стал рост расходов клиник на фонд оплаты труда и зарплатных ожиданий врачей и персонала», — констатирует Александр Солонин.

По данным Росстата, в январе — июле 2025 года цены на медицинские услуги в стране выросли на 7,9% по сравнению с декабрем 2024 года. В Санкт-Петербурге, по оценкам Александра Солонина, этот показатель выше. «Средний чек на услуги петербургских частных клиник в 2025 году увеличился в среднем на 10–12%, однако повышение цен происходит неравномерно», — поясняет он.

на 10–12% выросла стоимость медицинских услуг в Петербурге в 2025 году

Текущий год подтвердил необходимость пересмотра стратегий развития и основных принципов работы, в том числе в области качества оказываемых услуг. «В 2025 году мы начали ощущать на себе влияние общей социально-экономической обстановки. Конкуренция за пациентов возрастает, соответственно, растет значимость качества оказываемых услуг», — говорит генеральный директор клиники эстетической медицины Dega Екатерина Агапова.

Грани качества

Качество медицинских услуг — измеряемая категория, которая имеет свои критерии. Ряд из них регламентирован нормативно-правовыми актами. Например, порядок обращения с персональными данными определяется законом «О персональных данных» № 152-ФЗ, а различные аспекты оказания медицинской помощи регулируются клиническими рекомендациями Минздрава РФ и приказом 203-н, объясняет эксперт Национального института качества Росздравнадзора Елена Шеппли.

Действующие нормативные требования действительно влияют на качество оказания медпомощи и безопасность пациентов, но в конечном итоге не всегда являются показателем качества медицинских услуг с точки зрения пациентов, подчеркивает Александр Солонин. Пациенты все больше обращают внимание на уровень сервиса в клиниках, скорость обработки своих запросов и обращений, а также на качество коммуникации с медицинской организацией на всех этапах диагностики и лечения, поясняет он.

Сегодняшний пациент хорошо осведомлен. «Растут требования пациентов к тем назначениям, которые они видят у врачей: отмечается все больший запрос на назначения с точки зрения доказательной медицины, — говорит генеральный директор ООО «Совет по страхованию» (СОПОС) Юрий Волков. — При этом пациентам важен персонализированный подход врачей к решению их медицинских вопросов с учетом имеющихся заболеваний, образа жизни, генетических предрасположенностей». Такое изменение парадигмы поведения пациента соответствует общемировому тренду на персонализированные подходы в медицине, констатирует Юрий Волков.

«Требования пациентов совершили качественный скачок. Сегодняшний пациент — это профессиональный искушенный потребитель, который приходит в частную клинику не просто за медицинской манипуляцией, а за комплексным опытом. Он ждет не только экспертного заключения и безупречной техники операции, но и человеческого отношения, эмпатии, поддержки в моменты уязвимости», — подтверждает генеральный директор клиники Medall Дмитрий Метелев.

Повышение осведомленности пациента требует нового уровня коммуникации, добавляет пластический хирург клиники A3beaute Алла Побережная. Технологии становятся сложнее и разнообразнее, врач должен уметь понятно донести их суть до пациента, не упустив при этом важные медицинские аспекты. «Это требует от доктора высоких коммуникативных навыков, которым надо учиться», — добавляет эксперт.

Процессный подход

Медицинские организации начинают подходить к политике в области качества более структурно, используя процессный подход — методику, при которой деятельность клиники рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов. При этом, отмечает Елена Шеппли, только сейчас появляются и разрабатываются нормативно-правовые акты, регламентирующие процессное управление, — каждая медицинская организация «сама для себя» составляет политику в области управления качеством исходя из компетенций и навыков специалистов, а также профиля деятельности. Однако исполнение практических рекомендаций по качеству и безопасности медицинской деятельности в настоящее время добровольное. Развитие медицинских технологий и цифровизация требуют регулярного пересмотра и актуализации внутренних регламентов и стандартов качества. «Например, не так давно в стандартах стал появляться раздел «Пациентоцентричность». Он содержит требования к качеству коммуникации между врачом и пациентом и описывает правила взаимодействия персонала и пациента, например, что именно, когда и какими словами медицинский работник должен разъяснять пациенту», — приводит пример Елена Шеппли.

Профессиональный менеджмент в вопросах качества и внимание ко всем процессам: медицинским, организационным, управленческим — может серьезно влиять на экономические показатели клиники через снижение издержек, рациональное использование ресурсов, достижение медицинского результата, добавляет Елена Шеппли.

Спросить у пациента

Одной из действенных методик, помогающих клиникам улучшать качество услуг, является обратная связь с пациентом. Например, в клинике Dega разработали систему комплексной оценки оказанной медицинской услуги. «Персональные менеджеры и операторы кол-центра отправляют пациентам анкеты в электронном виде. Результаты поступают в единую систему, которая выводит среднюю оценку и таким образом замеряет индекс NPS (Net Promoter Score — индекс готовности рекомендовать). Он рассчитывается отдельно по каждому из направлений — для пластической хирургии, для косметологии, для флебологии и стоматологии», — поясняет Екатерина Агапова.

Методика обратной связи с пациентом используется и в клинике превентивной медицины X-Clinic. «Так как нашим основным принципом в работе является интегративный и комплексный подход, то и качество мы оцениваем через призму долгосрочных результатов, стараясь отслеживать состояние пациентов спустя месяцы после завершения программ», — говорит главный врач X-Clinic Оксана Мельник.

Люди и технологии

Рост требований пациентов к сервисной составляющей медицинских услуг вынуждает клиники вкладываться не только в повышение профессионализма врачей, но и в развитие сервисной культуры у всех сотрудников. «Мы планомерно инвестируем не только в непрерывное медицинское образование наших врачей, но и в формирование особой сервисной культуры у всего персонала. Искренняя улыбка, эмпатия, готовность предвосхитить желание пациента — это строгий стандарт работы для каждого сотрудника, от администратора до медсестры», — приводит пример Дмитрий Метелев.

Важное значение для пациентов имеют атмосфера самой клиники и «немедицинские» детали. «Клиника — не просто функциональное пространство, а место, которое лечит эстетикой и комфортом. Поэтому идеальная чистота, дизайнерские интерьеры, живые цветы — это тот базовый минимум, который позволяет пациенту расслабиться и сосредоточиться на восстановлении», — уверен Дмитрий Метелев.

В клинике Dega пересмотрели меню для стационара на основе собранной обратной связи от пациентов. «Мы полностью переработали меню и заменили подрядчика. Да, себестоимость питания выросла в два раза, но мы получили гораздо более высокие оценки по удовлетворенности питанием в стационаре», — приводит пример изменений Екатерина Агапова.

В Х-Clinic стараются предвосхитить запросы пациентов за счет постоянного создания новых программ. «Например, в 2025 году врачи клиники создали продукт, максимально эффективно решающий проблемы хронической усталости, упадка сил, апатии. Еще одним активно развивающимся направлением стало сомнологическое — как ответ на возрастающий запрос пациентов на нормализацию сна в эпоху информационных перегрузок», — говорит Оксана Мельник.

Главным вызовом в борьбе за повышение качества услуг для частного медицинского бизнеса является поиск экономического баланса между бесконечным стремлением к идеалу и рентабельностью. «Мы постоянно ищем решения, которые максимально повышают комфорт пациента, оставаясь при этом экономически обоснованными», — заключает Дмитрий Метелев.

Оксана Мельник, X-Clinic
Оксана Мельник, главный врач X-Clinic:

«Люди в целом стали более информированными о современных методах диагностики и лечения, что повышает требования к качеству медицинских услуг. Качество для нас — это способность стать партнером пациента в создании персональной стратегии здоровья, предложив научно обоснованные решения в атмосфере заботы и профессионализма высочайшего уровня».

Екатерина Агапова, Dega
Екатерина Агапова, генеральный директор клиники эстетической медицины Dega:

«Сервисная составляющая в продаже не менее важна, чем собственно успешная продажа. Поэтому еще в качестве этапа собеседования операторов, администраторов и персональных менеджеров мы внедрили тестовое задание, которое позволяет понять, любит ли человек людей и обладает ли он соответствующими soft skill. Внимание к таким деталям качественно сказывается на уровне всего сервиса».

Дмитрий Метелев, Medall
Дмитрий Метелев, генеральный директор клиники Medall:

«Задача современной частной клиники — полностью переломить ассоциацию «медицинское учреждение = стресс», создав атмосферу заботливого и высококлассного курорта, где решаются вопросы здоровья. Именно эмоциональный комфорт, помноженный на медицинский результат, становится ключевым фактором лояльности пациентов».

Алла Побережная, A3beaute
Алла Побережная, пластический хирург клиники A3beaute:

«Пациенты пластических хирургов сегодня все больше интересуются методиками, предполагающими быстрое восстановление, минимальное количество рубцов и травмирующих воздействий на кожу. Задача врача — ответить на все вопросы так, чтобы пациент получил полную информацию о предстоящем хирургическом вмешательстве и постоперационном периоде. Это требует от доктора высоких коммуникативных навыков, которым надо учиться».

Инструменты «Бизнесу нужны цифры»: как автоматизация меняет работу с персоналом
Скачать Содержание
Закрыть