Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Мегапроекты и взгляд в будущее: чего не хватило Петербургу на ПМЭФ-2024

Проект кампуса ИТМО Хайпарк в городе-спутнике Южный
Проект кампуса ИТМО Хайпарк в городе-спутнике Южный (Фото: itmo.ru)
Эксперты рассмотрели наиболее яркие проекты, презентованные на ПМЭФ-2024, и их возможные альтернативы

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2024 году Северная столица побила рекорд, подписав 69 соглашений на общую сумму 1,2 трлн руб., что почти вдвое больше, чем годом ранее. На первых полосах оказались наиболее громкие проекты, но так ли востребованы они в глазах простых петербуржцев, или Северная столица нуждается в совсем иных векторах развития? Заявленные на форуме планы, их реализацию и возможные альтернативы обсудили эксперты в рамках онлайн-дискуссии «ПМЭФ: планы и реальность», организованной отделом конференций РБК Петербург совместно с проектом «Retrogradu.Net — Архитектура Петербурга».

Знаковые проекты

Управляющий партнер ИТП «Урбаника» Федор Коньков назвал одним из значимых проектов, презентованных в рамках ПМЭФ, новый кампус Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ) в строящемся городе-спутнике Южный. «Хочется увидеть осязаемые результаты, когда инвестор хвастается тем, что уже построено, и как много будет еще сделано, и как раз в проекте «Южный», который запущен больше 10 лет назад, можно ожидать этого в ближайшем будущем», — сказал эксперт.

Федор Коньков, Урбаника
«Хочется увидеть осязаемые результаты, когда инвестор хвастается тем, что уже построено, и как много будет еще сделано, и как раз в проекте «Южный», который запущен больше 10 лет назад, можно ожидать этого в ближайшем будущем», — сказал управляющий партнер ИТП «Урбаника» Федор Коньков.

Новые территории развития формируются вокруг по-настоящему крупных проектов, таких как новый концертный зал, презентованный на ПМЭФ, отметил заместитель генерального директора по градостроительной деятельности ООО «Институт территориального развития», член Градостроительного совета Петербурга Владимир Аврутин. «Тема ПМЭФа — это тема крупных объектов, в том числе не вполне коммерческих объектов, которые могли бы появиться в городе. Бизнес-центры прекрасно построит бизнес. Для этого не нужны особые решения и преференции. А вот для строительства новых крупных знаковых концертных, медицинских, вузовских и т.д. комплексов, которые могли бы стать якорем для развития окружающей территории, усилий частного бизнеса может оказаться недостаточно. Здесь нужно содействие государства и привлечение государственных или окологосударственных структур, крупных банков и так далее».

Владимир Аврутин, ООО «Институт территориального развития»
«Бизнес-центры прекрасно построит бизнес. А вот для строительства новых крупных знаковых концертных, медицинских, вузовских и т.д. комплексов, которые могли бы стать якорем для развития окружающей территории, усилий частного бизнеса может оказаться недостаточно. Здесь нужно содействие государства и привлечение государственных или окологосударственных структур, крупных банков и так далее», - считает заместитель генерального директора по градостроительной деятельности ООО «Институт территориального развития», член Градостроительного совета Петербурга Владимир Аврутин.

Пока же налицо дефицит «новинок» в социальной сфере, в области решений, связанных с историческим центром города, а также с развитием инфраструктуры, в том числе строительства метро, отметили участники дискуссии.

Транспортное решение

Ряд участников дискуссии выделили как наиболее перспективный и важный для города проект широтную магистраль скоростного движения (ШМСД). По мнению генерального директора ООО «ШМСС» Антона Новикова, трасса способна решить многие транспортные проблемы Петербурга. «Это важнейший транспортный проект, который будет сейчас реализовываться. Он, безусловно, вписывается в каркас опорных магистралей города, позволит жителям получить и больший комфорт, с одной стороны, и, с другой стороны, много других бенефитов, например, улучшение экологической ситуации», — подчеркнул Новиков.

Антон Новиков, ШМСС
«Это [ШМСД] важнейший транспортный проект, который будет сейчас реализовываться. Он, безусловно, вписывается в каркас опорных магистралей города, позволит жителям получить и больший комфорт, с одной стороны, и, с другой стороны, много других бенефитов, например, улучшение экологической ситуации», — подчеркнул генеральный директор ООО «ШМСС» Антон Новиков.

Город действительно «задыхается», согласилась профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко. Плотность дорожного покрытия в Петербурге, по ее словам, существенно ниже, чем это предопределяется стандартами комфортного передвижения. Особенно ярко эта проблема проявляется в районе Большого Сампсониевского проспекта. Решить ее поможет лишь магистраль непрерывного движения, дублирующая проспект.

«Мы прекрасно понимаем, что эта часть города стоит намертво в определенные часы. Но, с другой стороны, есть многострадальный Удельный парк, который попадает в зону этой трассы. Мы должны понимать, что там будут протесты активистов, экоактивистов, будут сложные согласования этого проекта. И проблем с реализацией проекта будет примерно столько же, сколько выгод от его реализации. Причем речь будет идти именно об общественном резонансе, который будет весьма серьезным», — предупредила Ткаченко.

Елена Ткаченко, СПбГЭУ
«С другой стороны, есть многострадальный Удельный парк, который попадает в зону этой трассы. Мы должны понимать, что там будут протесты активистов, экоактивистов, будут сложные согласования этого проекта. И проблем с реализацией проекта будет примерно столько же, сколько выгод от его реализации», — предупредила профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко.

Дополнительной точкой разгрузки трафика послужит Витебская развязка. Ее строительство в данный момент идет активными темпами, добавил Антон Новиков. «Первый асфальт уже уложен. Мы позитивно смотрим на сроки реализации проекта, и несмотря на все сложности, связанные с тем, что у нас эстакада превратилась из одноярусной в двухъярусную, пришлось сохранить, в том числе и цеха завода «Электросила», который сейчас работает по госзаказу, что внесло свою лепту в сроки и в планы реализации проекта, мы движемся к намеченной цели. Строители делают все возможное для того, чтобы машины по развязке поехали уже в этом году», - анонсировал гендиректор ООО «ШМСС».

Дополнит общую картину новых транспортных проектов КАД-2 — ее строительство, как заявлял на ПМЭФ заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин, начнется в 2025 году. «Территория будущей трассы КАД-2 на 70% согласована, — отметил вице-президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Александр Ходачек. — У меня есть информация из «Автодора», что наиболее важный участок — это юго-восточная часть, которая должна соединиться с магистралью скоростного движения и с другими новыми объектами».

Александр Ходачек, НИУ ВШЭ
«Территория будущей трассы КАД-2 на 70% согласована. У меня есть информация из «Автодора», что наиболее важный участок — это юго-восточная часть, которая должна соединиться с магистралью скоростного движения и с другими новыми объектами», — отметил вице-президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Александр Ходачек.

Скрытые ресурсы

Владимир Аврутин назвал еще одну проблему, которую участники ПМЭФ-2024 обошли стороной — вынос крупных объектов (кампусов вузов, медицинских центров, выставочных комплексов) в пригороды. «Мы сами себе создаем проблемы. Сначала размещаем новые крупные комплексы с большим трафиком далеко от города, а после этого героически решаем проблему их транспортного обеспечения: строим туда новые дороги, развязки, линии легкорельсового трамвая и даже метро! И все это за средства городского бюджета. На мой взгляд, гораздо правильнее было бы направить эти средства в развитие территории т.н. «серого пояса» и размещать новые крупные объекты, требующие серьезного транспортного обеспечения, именно там. Возможно, это и не сэкономит много денег городского бюджета, т.к. для развития серого пояса надо решить много проблем, в том числе и транспортных, но это позволит придать новую жизнь большим депрессивным территориям, расположенным вокруг исторического центра города, и будет драйвером развития города на ближайшие 15-20 лет».

Такую точку зрения поддержала Елена Бодрова. «Многие исторические корпуса промышленного назначения, безусловно, подходят для формирования больших, серьезных креативных кластеров, — сказала она. — В этих площадях мы по-прежнему нуждаемся, в том числе и с точки зрения досуга. При всей любви к культурному кварталу «Брусницын» и «Севкабель Порту», такие площадки востребованы и могут располагаться в других районах, в Калининском, в Выборгском и в Кировском».

Елена Ткаченко парировала, что с созданием подобных пространств в промышленных зонах есть весомый нюанс — принадлежность строений к объектам промышленной архитектуры, охраняемым ЮНЕСКО. «Выборгская сторона — это почти сплошняком объекты промышленной архитектуры XIX века, которые имеют соответствующие регистрационные номера. Перестраивать их сложно», — напомнила спикер.

В итоге создавать на этой территории общественные пространства дорого. «Нахождение объекта в перечне ЮНЕСКО моментально ограничивает любые возможности работы вокруг него. Это очень серьезное обременение», — добавила она.

По словам вице-президента Российской гильдии управляющих и девелоперов Елены Бодровой, не было пока на ПМЭФ и анонса проекта на Охтинском мысе, хотя разрешение на строительство на этой территории «Газпром» получил еще в сентябре 2022 года. «Мы говорили, что там должны быть и офисы, и музейно-археологическое общественное пространство. Именно эта локация была бы востребована и для IT-команд, и для цифровых команд, для всего, что связано с креативными индустриями», — отметила Елена Бодрова.

Елена Бодрова, РГУД
«Мы говорили, что там [в проекте на Охтинском мысе] должны быть и офисы, и музейно-археологическое общественное пространство. Именно эта локация была бы востребована и для IT-команд, и для цифровых команд, для всего, что связано с креативными индустриями», — отметила вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Елена Бодрова.

Также перспективным центром развития для города выглядят анонсированные на полях ПМЭФ башни «Газпрома» в Лахте. Центр практически застроен, промышленный пояс пока остается в стороне, а в этом время в петербургской «колыбели» небоскребов формируется новый элитарный район — аналог знаменитого «Москва-Сити», добавляет Елена Бодрова.

Источники роста

Александр Ходачек отметил, что в будущем хотелось бы видеть больше проектов, связанных с историческим центром Петербурга в перспективе до 2050 года. «И креативные пространства, и уникальные здания промышленной архитектуры, и то, что связано с реновацией, в том числе и жилья, — нужен комплексный подход, который касается практически всех территорий исторического центра», — сказал он.

Для более четкого видения будущего городу не помешал бы мастер-план, полагает Федор Коньков. Он должен затрагивать глобальные векторы развития, пока не прописанные в Генплане города. «Мне кажется, что генплан города на сегодняшний день не вполне является документом стратегического развития. Он в большей степени является документом контроля развития, ограничения и исправления ошибок», — объяснил управляющий партнер ИТП «Урбаника».

Профессор СПбГЭУ Елена Ткаченко затронула вопрос источника финансирования будущих преобразований. По ее словам, Петербургу следует начать открывать «окна исламских финансов». «Ни единой сессии по исламским финансам в рамках форума заявлено не было. Но это насущный вопрос, он требует решения. Неурегулированность законодательства приводит к тому, что мы теряем деньги, теряем деньги из того источника, который на текущий момент является практически бездонным. Речь идет о привлечении крупных инвесторов из зарубежных стран. Это полностью согласуется с принципами ESG, которые сейчас так популярны, потому что исламские финансы работают именно на этих на принципах», — заключила она.

Тенденции Набережные Петербурга: серая зона или конкурентное преимущество
Содержание
Закрыть