Набережные, пространство у воды — это лучшие городские территории для рекреации. В Петербурге более 300 км водных пространств, но освоенных и привлекательных набережных немного. Набережные либо отданы машинам, либо заросли ивняком, либо перегорожены заборами промышленных предприятий. Можно ли изменить ситуацию, и как найти точки для наиболее эффективного приложения усилий, обсудили эксперты в ходе онлайн-дискуссии «Недоступные набережные Петербурга», организованной отделом конференций РБК Петербург совместно с проектом «Retrogradu.Net — Архитектура Петербурга».
Примеры успеха
Отдельные успешные проекты освоения набережный в Петербурге есть. Модератор дискуссии, журналист, телеведущий, член Союза архитекторов России Роман Герасимов выделил «Севкабель» и «Брусницын холл», набережные рек Охта и Оккервиль, общественное пространство у «Лахта центра». Эти проекты очень разные как по содержанию, так и по модели реализации. Если «Севкабель», «Брусницын» и набережная «Лахта центра» — полностью частные инициативы, то общественное пространство вдоль Охты и Оккервиля — работа городских властей.
Руководитель архитектурной мастерской «Б2» Феликс Буянов добавил к этому перечню отдельные участки набережной реки Смоленки. «В сквере имени Володина в устье реки Смоленки за счет бюджета города сделано очень неплохое благоустройство. Облагороженная эспланада реки Смоленки от улицы Кораблестроителей до Наличной улицы вызывает вопросы к качеству работ, но тоже стала популярна у горожан», — перечисляет он.
Заявлены проекты набережной у Ладожского вокзала, набережной Большой Невки. Идет работа над набережными в рамках девелоперских проектов. «Вдоль наших кварталов на южной части намывных территорий Васильевского острова, со стороны Финского залива, предполагается создание благоустроенной озелененной территории, соответствующей современным требованиям. В настоящее время улично-дорожную сеть вдоль квартала 13 уже строит город, озеленение и благоустройство будет выполняться нашими силами», — поделился и.о. директора по развитию «ЛСР. Недвижимость — СЗ» Михаил Шахов.
«Что касается нашего кейса на Васильевском острове, у нас был несколько другой подход — мы участвовали в строительстве дорожно-транспортной сети. Набережную делает город. Там, где она делает изгиб возле одного из корпусов, будет зона для прогулок и отдыха», — рассказала, в свою очередь, директор департамента продаж GloraX Татьяна Халилова.
Недоступный ресурс
Однако набережные, доступные для реализации девелоперских проектов — это всего 10-20% общей протяженности, по данным руководителя проектного бюро МЛА+ Яны Голубевой.
При этом все набережные Петербурга можно разделить на три типа — набережные в историческом центре, выход к морю и набережные малых рек. И если говорить о малых реках, то огромное пространство либо занято заводами, либо находится в собственности у сотен мелких владельцев. «Очень часто на воду выходят гаражи, кладбища, склады, и их собственники вообще не заинтересованы в этой набережной. Эта история просто выпадает из внимания, ей никто не занимается, это условно «серая зона» набережных», — отметила Яна Голубева.
Эта история общая для большинства городов у воды, заметил главный архитектор проектов архитектурного бюро Asadov Никита Асадов. «Пешеходизация набережных — это тренд по сути конца ХХ — начала ХXI века как часть процесса деиндустриализации городов. Набережная как рекреационный ресурс — это сравнительно свежая история, все время до этого вода рассматривалась как ключевая транспортная артерия», — напомнил он. Архитектор привел пример Лондона, где до недавнего времени к Темзе практически невозможно было подойти.
Роль государства
Для развития набережных в таких условиях нужен комплексный подход с участием государства, убежден генеральный директор АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Леонид Лимонов. «Когда мы говорим про отдельный объект, участок, пусть даже большой, им может заняться частный инвестор. Набережная как, в том числе, транспортный путь и для машин, и для пешеходов, и для велосипедистов — это многокилометровый линейный объект с огромным количеством собственников, инвестиции в который неокупаемы, и этим не может заниматься частный инвестор», — пояснил эксперт. По мнению Леонида Лимонова, подобный проект реально реализовать по схеме государственно-частного партнерства. «Важно, чтобы такие комплексные проекты заявлялись изначально в виде партнерства, где определяются роли, обязанности, вклады каждой из сторон», — подчеркнул он.
Участие государства необходимо и в решении организационных вопросов, добавила Татьяна Халилова. «Нам нужна помощь в оформлении документов, в согласовании, софинансирование тоже довольно важный момент. Также нужна помощь в налаживании коммуникации с местными жителями, потому что, конечно, стройка - это всегда довольно шумный процесс, при этом меняется рельеф района и не все резиденты видят в этом отдаленное благо и ту пользу, которую в итоге приносит девелопер», — отметила она.
В этой связи Роман Герасимов напомнил о проекте общественного пространства на Охтинском мысе: «Долго шли согласования, были вопросы у местных жителей, и кто только не выступал. Хотя это еще один шанс, чтобы большое прекрасное пространство, которое выходит к Неве, стало доступным, превратилось в рекреационное, а не непонятно что за высоким забором».
Теория малых дел
В условиях нехватки ресурсов начать можно и с малого, отметил Никита Асадов. «Перспективная идея — за счет сервиса вернуть поток гостей, привлечь внимание к прибрежной зоне», — сказал он. Для этого, по его словам, не обязательно перестраивать сами набережные — можно использовать первые этажи зданий, выходящих к воде, а также пустующие здания. Причем, если инициатором должен выступить город, то оператором — исключительно бизнес. «Нужно постоянно быть в повестке, следить за сменяющимися трендами, осуществлять «мелкую моторику» — это то, что хорошо может частный бизнес», — подчеркнул Никита Асадов.
По мнению Михаила Шахова, операторами такого проекта могут быть представители ретейла или иных сегментов коммерческой недвижимости. «Они должны быть нацелены на долгосрочную эксплуатацию, долгосрочную бизнес-модель с учетом привлечения большего потока как жителей, так и гостей нашего города», — отметил он.
Однако в первую очередь, уточнила Яна Голубева, необходимо понять, каким ресурсом водного пространства располагает город. «Мы недостаточно хорошо знаем, с чем имеем дело. Некоторые набережные мы видим только с воды — и даже проплыть там, где реки судоходны, уже будет демонстрацией потенциалов, которые нам неочевидны», — подчеркнула она.
В целом, по словам Феликса Буянова, хотя благоустройство набережных — капиталоемкое предприятие, администрация города должна понимать, что набережные — один из элементов конкурентоспособности города. «В борьбе за умы, за капиталы, которую мы часто проигрываем соседям, надо использовать и фактор набережных», — заключил эксперт.