Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Рынок грузоперевозок выходит из тени

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Логистическая отрасль в России растет и обеляется одновременно — это главные тренды минувшего года, которые перейдут и в 2024-й

По данным аналитиков «РБК Исследования рынков», на текущий момент рынок автомобильных грузоперевозок в большой степени существует в серой зоне. В отрасли присутствуют проблемы со сбором НДС и НДФЛ. Большая часть компаний намеренно занижает свои финансовые показатели. Так, по словам замглавы контрольного управления ФНС Варвары Бурлевич, служба контролирует только порядка 30% рынка. «Обелить» рынок призван переход на электронный документооборот, и дополнительный способ решения задачи — авторитетные рейтинги. Принимать в них участие, по сути, могут только компании, работающие в белую. Новый рейтинг автотранспортных компаний был опубликован «РБК Исследования рынков» в декабре.

Открытая конкуренция

Важный элемент развития отрасли — рейтинги. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», число зарегистрированных компаний России, занимающихся автомобильными перевозками, насчитывает почти 45 тыс. Большая часть из них — 89,5% приходится на микропредприятия. Крупных и средних насчитывается менее 600, что свидетельствует о высоком потенциале консолидации рынка.

В декабре «РБК Исследования рынков» составили свой рейтинг автотранспортных компаний. В исследовании учитывались такие факторы, как скорость доставки, уровень цифровизации, выручка, количество машин в парке и площадь складов.

В тройку лидеров по скорости доставки вошли «Деловые Линии», СДЭК и DPD. В рамках исследования было отправлено 20 тестовых посылок из Москвы и Санкт-Петербурга в Астрахань, Владивосток, Екатеринбург и другие города России. В ходе эксперимента сравнивали восемь транспортных компаний.

Первое место по уровню цифровизации поделили «Деловые Линии» и ПЭК, набрав 91 балл из 100. Учитывались такие критерии, как оптимизация складских процессов, использование системы управления перевозками, переход на ЭДО и другие характеристики.

В дальнейшем, прогнозируют составители рейтинга, рынок грузовых автоперевозок продолжит свою консолидацию. Еще один долгосрочный тренд, который будет оказывать влияние на отрасль — повышение уровня цифровизации бизнеса. Также продолжится «обеление» бизнеса за счет внедрения инструментов контроля и доступных для таких компаний мер поддержки.

Обеление рынка тем более важно, что отрасль быстро наращивает обороты на фоне ухода западных игроков и бурного роста онлайн-торговли.

Положительная динамика

В 2023 году рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок окончательно адаптировался к последствиям санкций и продолжил рост. По предварительным данным Минтранса РФ, объем грузов, перевезенных автотранспортом за январь–октябрь 2023 года, вырос на 1,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. При этом в сегменте коммерческих грузоперевозок рост составил 12%.

По итогам 2023 года рынок автомобильных грузоперевозок увеличится на 30,6% год к году — до 1,3 трлн руб., прогнозировали ранее в M.A. Research. Согласно их прогнозу, в 2024 году российский рынок транспортно-логистических услуг вырастет на 11,4%, в 2025 году — на 9,8%, в 2026 году — на 9,3%. Драйверами развития станут импортозамещение, сегмент e-commerce, инвестпроекты, в том числе инфраструктурные, сокращение компаниями непрофильных активов и повышение спроса на аутсорсинг логистических услуг.

В «Деловых Линиях» также отдельно отмечают перевозки грузов на маркетплейсы в качестве драйвера роста оборота и выручки. «Особо выделю развитие сегмента доставки на маркетплейсы, где мы наблюдаем двукратное повышение объемов по сравнению с прошлым годом. Это напрямую коррелирует с тем, как электронная торговля продолжает набирать обороты. Доставка в торговые сети также показала заметный прирост, что свидетельствует о нарастающем спросе на наши услуги со стороны ретейлеров», — поясняет заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.

Основным драйвером рынка в 2023 году стали перевозки сборных грузов — LTL-перевозок, стоимостный объем которых по итогам года может прибавить 37,7%, прогнозировала Людмила Симонова, управляющий партнера M.A. Research.

В некоторых случаях драйвером развития для логистических операторов стал уход из России зарубежных логистических операторов. Например, ФГУП «Главный центр специальной связи», на фоне снижения конкуренции в сегменте курьерской доставки стало развивать услуги экспресс-доставки и перевозки «от двери до двери». По итогам 2023 года в управлении ожидают роста выручки на 11,7%.

Электронный контроль

Помочь в обелении рынка призван переход на электронный документооборот. Эксперимент был начат осенью 2022 года. Тогда использование Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) было добровольным. Перевозчикам были доступны такие опции как оформление транспортной накладной, сопроводительной ведомости и наряд-заказа. С марта 2023 года в рамках системы начали функционировать формирование электронного путевого листа, договора фрахтования и заявки на перевозку.

Уже сейчас переход на электронный документооборот заметно влияет на отрасль, подчеркивают аналитики «РБК Исследования рынков». В условиях санкционного давления и сокращения внешнеторгового оборотов совокупная выручка всех предприятий отрасли в 2022 году выросла на 24,7%: с 2,8 до 3,5 трлн руб. (без НДС). В дальнейшем такой переход будет способствовать развитию конкуренции в отрасли, уверены эксперты.

Экспертиза Как маркетплейсы подстегнули развитие логистики
Содержание
Закрыть