Идея создания КАД-2 обсуждается городе еще с 90-х годов. Стартом реальной работы над проектом можно считать июнь 2021 года, когда на совещании по вопросам развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области с участием губернаторов Петербурга и Ленобласти президент РФ Владимир Путин одобрил идею проекта: «Конечно, нужно подумать о том, чтобы создать новое, более удаленное кольцо от города, автомобильный обход города Санкт-Петербурга по аналогии с Центральной кольцевой дорогой». Второе кольцо вокруг Петербурга связали тогда с созданием транспортного коридора «от Балтики до Урала». Начало проектирования новой трассы запланировано на 2025 год. Как пройдет КАД-2 и что даст Петербургу и области — в материале РБК+ Петербург.
Маршрут трассы
До последнего времени проектировщики ГК «Автодор», которые работают над проектом КАД-2 по заказу Росавтодора, изучали три варианта маршрута — самый близкий к Петербургу, самый далекий и промежуточный.
Но точная нитка маршрута не озвучивалась, ясность была внесена лишь на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области с участием вице-премьера Виталия Савельева, губернатора Петербурга Александра Беглова и главы Ленобласти Александра Дрозденко 1 сентября. По данным Смольного, новая магистраль пройдет от Петергофа через Гатчину, Отрадное, Всеволожск, Токсово, Агалатово до пересечения с трассой «Скандинавия» в районе поселка Огоньки и будет иметь выходы на платную дорогу М-11 и будущий Восточный скоростной диаметр. Эти реперные точки соответствуют самому близкому к Петербургу варианту КАД-2 из рассматриваемых в предыдущие годы.
Официальное объявление маршрута произойдет позже, сообщили РБК Петербург в Комитете по транспорту. Но это должно случиться в нынешнем году — потому что в 2025 году, уточнили в Комитете, запланировано начало проектирования, которое должно завершиться в 2027 году. Дата начала непосредственного строительства пока не определена. Необходимый для его реализации объем инвестиций, по сообщению Смольного, оценивается в 380 млрд руб.
«Предстоит актуализировать существующий план дорожного строительства, увязать в один большой проект все проекты, которые у нас есть в транспортном строительстве. Это и Широтная магистраль, и реконструкция существующих вылетных федеральных трасс Росавтодора, а также региональная и местная сети. И, что особо важно, необходимо увязать градостроительное развитие, чтобы эффективно развивалась вся Санкт‑Петербургская агломерация», — подчеркивал ранее заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
«Город заинтересован в скорейшей реализации этого проекта. Магистраль важна для всей нашей агломерации с Ленинградской областью. Второе кольцо дополнит нашу дорожную опорную сеть и кардинально перераспределит транспортные потоки», — отмечал Александр Беглов.
Что даст запуск КАД-2
Новая кольцевая кардинально перераспределит транспортные потоки, уведя большую часть транзитного транспорта из города. Трасса существенно улучшит дорожную обстановку в Петербурге, станет драйвером развития прилегающих территорий, где сформируются новые индустриальные парки и логистические комплексы, говорится в сообщении Смольного.
Как пояснили РБК Петербург в Комитете по транспорту, «принципиальное и первоочередное значение реализации проекта КАД-2 будет разгрузка восточной части КАД-1 от грузовых автомобилей». Сейчас трафик почти в два раза превышает расчетную интенсивность — до 240 тыс. авто в сутки — между Софийской улицей и Вантовым мостом.
«Для нас самые большие проблемы действительно представляет восточный участок КАД-1, где расположены сопряжения с Мурманским и Московским шоссе. Обе эти магистрали сильно загружены, там постоянные пробки. Если новое кольцо позволит избежать проезда по КАД-1, это значительно облегчит жизнь и разгрузит город от грузовых фур. Транзитный транспорт, который идет с северов на Москву и на юг страны, действительно создает городу большие проблемы. А когда восстановятся отношения с Евросоюзом и откроется сообщение с Финляндией, то проблемы возрастут многократно», — считает президент Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Он отмечает, что сообщение грузового транспорта с портом Усть-Луга тоже в значительной мере идет через КАД-1, что увеличивает трафик на кольцевой и, соответственно, усугубляет проблемы». Грузовики едут не только из Усть-Луги, но и в Усть-Лугу.
КАД-2, как рассчитывают в комитете, должен перенаправить часть транспорта из Карелии, а также из Мурманской, Вологодской и Архангельской областей. Это разгрузит региональные и местные дороги Ленинградской области, а из города уведет значительную часть транзитных потоков, чем существенно улучшит дорожную обстановку в Петербурге.
Хотя маршрут КАД-2 еще не известен, а для грузоперевозчиков важны конкретные места сопряжения новой трассы с существующими магистралями и местными дорогами, оценивая проект в целом Владимир Матягин заявил РБК Петербург, что аргументы инициаторов проекта вполне обоснованы.
КАД-2 даст импульс развитию прилегающих территорий, что особенно важно для Ленобласти. Трасса ускорит формирование там логистических комплексов и новых индустриальных парков, объектов загородного жилого строительства, особенно когда объект фактически будет связан с ШМСД, M-11 и, возможно, вылетными магистралями. Отдаленные промышленные районы Ленобласти смогут в большей степени включаться в экономическую жизнь агломерации.
«Логистические маршруты всегда стимулируют развитие регионов. Это и инфраструктура, и придорожный бизнес в виде кафе, заправок, магазинов, отелей для перевозчиков и т.п.», — говорит Владимир Матягин. Крайне важно, что вдоль КАД-2 будут построены логистические склады, из которых товары, завозимые большегрузами, будут развозиться по городу и области мелким транспортом, который не создает таких проблем инфраструктуре, как большегрузы.
Старший преподаватель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Виктория Калинина считает появление КАД-2 важным фактором развития петербургской агломерации. «Второе кольцо будет иметь важное значение для градостроительного развития территории, — уверена эксперт. — Оно позволит осуществлять корреспонденцию между городами-спутниками, что не только разгрузит основные вылетные магистрали, но и сформирует новые связи, обеспечивающие переход от моноцентричной модели развития к полицентричной, независимо от того, какими транспортными узлами будет обеспечена связь с основными радиальными связями. Конфигурация и местоположение транспортных узлов определяется на основании социально-экономического развития территорий с учетом перспективного транспортного прогноза, так что беспокойство о неоптимальности размещения транспортных развязок, на мой взгляд, является необоснованным».