В 2022 году все логистические цепочки пришлось выстраивать заново, на этом фоне 2023 год кажется вполне благополучным, но так ли это на самом деле? О ключевых вызовах и тенденциях на рынке логистики в интервью РБК+ Петербург рассказал заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.
Адаптация и рост
— Как бы вы охарактеризовали текущий год для рынка логистики?
— В целом отрасль с достоинством справилась со сложным периодом. Текущий год можно назвать периодом устойчивого роста и адаптации к изменившимся условиям международной и внутренней торговли. Уже в первой половине 2023 года львиная доля международных грузовых потоков приходилась на государства Ближнего Востока и Азии. Согласно нашей статистике, в этом году спрос на доставку между Россией и Турцией увеличился на 30%, а с Китаем — более чем в два раза.
— Как менялась логистика внутри страны?
— Мы отмечаем значительный рост спроса на внутренние грузоперевозки. За 9 месяцев 2023 года объемы сборных перевозок увеличились на 22%. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, активно развиваются маркетплейсы и электронная коммерция. И, следовательно, увеличивается объем перевозок в распределительные центры. Во-вторых, российская промышленность наращивает обороты и нуждается в оперативной доставке по всей стране.
— Какие проблемы пока преодолеть не удалось?
— Активный рост отрасли сталкивается с несколькими сложностями: дефицит складских работников и водителей, а также сложность в обновлении автопарка из-за ухода иностранных производителей. Это те барьеры, с которыми предстоит работать в ближайшее время. Они требуют от нас оперативного и грамотного решения и максимальной адаптивности.
— Какие направления вы считаете наиболее перспективными сегодня?
— В первую очередь хочется выделить сегмент доставки на маркетплейсы. Здесь мы наблюдаем увеличение объема перевозок на 150% по сравнению с прошлым годом. Кроме того, расширяется география перевозки — российские продавцы ищут новых партнеров в странах ЕАЭС, а поставщики из Казахстана оформляют доставки на склады маркетплейсов в России. Если сравнивать с прошлым годом, то спрос на перевозку грузов из Казахстана на электронные площадки увеличился на 192%, и на 3% в обратном направлении.
Доставка в торговые сети — также стабильно растущее направление. В 2023 году грузооборот в торговые точки вырос на 26% по сравнению с прошлым годом
Отдельно стоит отметить авиаперевозки — их количество увеличилось на 21% с января 2023. Наибольшие показатели по направлениям из Москвы в Калининград и в города Дальнего Востока (Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск). На сегодняшний день это оптимальный способ срочно доставить груз на большие расстояния или в труднодоступные регионы.
На рынке экспресс-доставки мы также фиксируем увеличение спроса на 45%, что в свою очередь повлияло на грузооборот — он вырос на 63%. Кроме того, почти половина клиентов межтерминальных перевозок теперь заказывают транспортировку со склада до адреса. Клиенты все больше ценят скорость и удобство.
Если сравнивать с прошлым годом, то спрос на перевозку грузов из Казахстана на электронные площадки увеличился на 192%, и на 3% в обратном направлении.
— Говоря о грузопотоках внутри страны, видите ли усиление региональных центров?
— Мы наблюдаем усиленное развитие автомобильных перевозок на Дальнем Востоке, в Сибири и на юге России. Это связано с переориентацией транспортных потоков и закрытием аэропортов. К примеру, если смотреть статистику по межтерминальным перевозкам, то самый большой прирост за год продемонстрировал Дальневосточный федеральный округ — на треть — по сравнению с финальным показателем 2022-го. Развитие региона во многом обусловлено изменением логистических цепочек и, как следствие, привлечением новых клиентов и увеличением оборотов по существующим заказчикам.
Также активно развивается логистика Татарстана. Мы уже несколько лет сотрудничаем с властями Республики и за это время разработали множество решений для местных предпринимателей. В том числе, договорились о строительстве нового логистического комплекса общей площадью более 40 тыс. кв. м. С учетом высокой динамики развития электронной торговли появление комплекса станет дополнительной «точкой роста» торгового и грузооборота.
— Какие ниши вы рассматриваете для развития компании?
— Безусловно, одно из приоритетных направлений — межтерминальная перевозка. За последний год грузооборот по ней увеличился на 21%. Еще одна перспективная ниша — доставка на маркетплейсы, где мы наблюдаем повышение объемов в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. При этом развитие онлайн-торговли требует от нас высокой оперативности и способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Например, если раньше селлеры выбирали один склад в своем регионе для отправки партий товаров, то теперь компании отправляют грузы сразу на 3-5 терминалов по разным регионам страны, выходят не на один маркетплейс, а сразу на 2-3 площадки, чтобы минимизировать сроки доставки до конечного получателя. Мы, в свою очередь, быстро реагируем на изменения географии, чтобы селлер мог легко организовать доставку, если у маркетплейса открывается склад в новом городе.
Также в рамках этого сегмента активно развивается возвратная логистика — перевозка товаров со склада торговой площадки обратно поставщику. Причины возврата могут быть разными: ассортимент не успел реализоваться за сезон, выявлен брак, отгрузили больше, чем было необходимо. За 9 месяцев 2023 число пользователей этой услуги у нас выросло на 60%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому мы продолжаем развивать направление наравне с другими сервисами.
Одно из приоритетных направлений — межтерминальная перевозка. За последний год грузооборот по ней увеличился на 21%. Еще одна перспективная ниша — доставка на маркетплейсы, где мы наблюдаем повышение объемов в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом.
Цифровые перспективы
— ГК «Деловые Линии» всегда активно применяла цифровые решения, какие инструменты были вами внедрены в 2023 году? Что это дает бизнесу?
— Цифровизация для нас это стратегический ресурс, открывающий новые возможности для компании. Например, у нас порядка 250 складов, и на всех внедрена WMS. Это не только способствует оптимизации работы и повышению общей производительности склада, но и сокращает время выполнения рутинных операций. Для управления автопарком мы используем цифровую платформу TMS. Она помогает организовывать доставки по городу и планировать до 2 тыс. рейсов ежедневно, оптимизируя маршруты и загрузку транспорта. Также мы применяем технологию цифрового двойника, которая помогает сократить операционные затраты на 15% и пробеги сборщиков-комплектовщиков и погрузочно-разгрузочной техники на 20% при переезде с одного склада на другой.
В этом году начали использовать инструмент по внутреннему подбору и оперативному выводу людей на рабочую смену «БИА. Удобная смена» от нашего партнера BIA Technologies. По нашему опыту, платформа позволяет в 20 раз снизить трудозатраты на подбор сотрудников, а также сокращает на четверть стоимость таких работ за счет выбора подходящих исполнителей с учетом их ставки.
— Как еще компания решала кадровый вопрос помимо оптимизации внутренних процессов?
— В логистической отрасли остро не хватает складского персонала и водителей. За этот год спрос на работников склада вырос на 38%, а на водителей категории Е на 8%, категории В и С — на 42%. Мы к решению проблемы подходим комплексно. Поток кандидатов в компанию приходит через несколько каналов. Стандартные — это рекрутинговые сайты и digital-инструменты, которые дают большинство соискателей. Но есть специально разработанная реферальная программа «Приведи друга». Как результат — более 30% кадров было принято благодаря ей. Кроме того, проводится большая работа по возврату ушедших сотрудников, например, водителей категории E. Конечно, в компании конкурентная заработная плата и достойный социальный пакет, разработана спортивная корпоративная программа, есть возможность проводить командные тренировки по игровым видам спорта и участвовать в федеральных и региональных соревнованиях.
Кроме того, мы отправили запрос в профильные министерства, в котором предлагаем меры для преодоления дефицита кадров в отрасли, например, предоставить водителям фур возможность получать льготную ипотеку, обеспечить государственную поддержку обучения в автошколе на категорию Е и ввести скидку на уплату НДФЛ компаниям-работодателям, что даст возможность повысить зарплату дальнобойщику.
Мы отправили запрос в профильные министерства, в котором предлагаем меры для преодоления дефицита кадров в отрасли, например, предоставить водителям фур возможность получать льготную ипотеку, обеспечить государственную поддержку обучения в автошколе на категорию Е и ввести скидку на уплату НДФЛ компаниям-работодателям
Итоги и планы
— Какие, на ваш взгляд, сохраняются точки роста для отрасли? Для улучшения сервиса?
— Интеграция цифровых технологий и улучшение уровня сервиса — основные точки роста для логистической отрасли. Они тесно связаны, так как повышение качества услуг требует использования новых технологий.
На первом плане стоит развертывание систем искусственного интеллекта и машинного обучения для анализа больших данных. Это позволит ускорить и упростить принятие решений, снизить вероятность ошибок и повысить эффективность логистических цепочек. Сектор складской логистики получит особый импульс благодаря автоматизации и роботизации, что обеспечит более высокую скорость обработки заказов и оптимизацию запасов.
Еще одна перспективная область — экологическая устойчивость и зеленая логистика. Такой подход не только повышает общественную ответственность бизнеса, но и может стать конкурентным преимуществом. Дополнительную актуальность он приобретает в контексте усиливающегося глобального тренда на устойчивое развитие.
Для улучшения сервиса ключевое значение имеют клиентоориентированные инновации. Развитие персонализированных сервисов, мгновенная обратная связь и повышение уровня информационной прозрачности заказов сделают процесс более гибким и удобным для клиента. Мы убеждены, что постоянное внедрение инноваций и поддержание высоких стандартов обслуживания клиентов позволит нам и всей отрасли достичь новых высот в 2024 году.
На первом плане стоит развертывание систем искусственного интеллекта и машинного обучения для анализа больших данных. Это позволит ускорить и упростить принятие решений, снизить вероятность ошибок и повысить эффективность логистических цепочек.
— Подводя итоги 2023 года, как вы оцениваете результаты работы компании?
— В уходящем году ГК «Деловые Линии» расширила свое присутствие, открыв 14 новых терминалов в разных городах. Запустили более 6 тыс. новых авианаправлений по России и странам ЕАЭС. А также сократили сроки авиаперевозки по 4 тыс. маршрутам, в частности, с Дальнего Востока. Например, из Хабаровска в Москву груз теперь доставляем не за 4, а за 2 дня.
Кроме того, мы запустили новый сервис по доставке грузов из Ирана, ОАЭ и Катара в РФ, который открывает дополнительные возможности для предпринимателей.
— Какие цели ставите на будущий год?
— В следующем году мы продолжим развивать востребованные направления и искать новые пути роста, опираясь на пожелания клиентов, а также будем совершенствовать автоматизацию, чтобы продолжить улучшение качества обслуживания и сервиса.