Объем рынка интернет-торговли в России по итогам 2023 года увеличился на 28% и составил 6,4 трлн руб., подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). При этом уже 2/3 оборота онлайн продаж приходится на маркетплейсы. Услугами площадок пользуется каждый второй россиянин, подсчитали в «СберАналитика». В итоге расширяется ассортимент товаров — активно растет спрос на габаритные товары — шины, мебель и лодки. Что еще покупают на маркетплейсах и как расширение спроса влияет на логистику поставщиков — в материале РБК+ Петербург.
Неоспоримый рост и новые лидеры
В 2023 году интернет-торговля в России росла вдвое быстрее, чем рынок в целом. Так, в I квартале 2023 года онлайн-продажи увеличились на 14%, во втором — на 27%, а за июль — на 24%, отмечали эксперты «СберАналитики». Доля интернет-торговли увеличилась практически по всем товарам и во всех регионах. «То, что вчера мы отмечали как тенденцию развития интернет-торговли в стране, сегодня стало неоспоримым фактом: драйвером e-commerce сегодня являются российские регионы. Объемы онлайн-рынка в городах федерального значения практически достигли пика: рост в Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской области в 2023 году был в пределах 10%. В то же время в регионах Юга России, Сибири и Дальнего Востока он более 40%», — комментировал итоги 2023 года на рынке интернет-торговли президент ассоциации АКИТ Артем Соколов.
По данным АКИТ, в топ-5 продаваемых в интернете товаров входят цифровая и бытовая техника, мебель и товары для дома, одежда и обувь, продукты питания, а также товары для красоты и здоровья. Эксперты «СберАналитики» уточняют, что максимальная доля онлайн-оборота сохраняется в таких категориях, как «Электроника и бытовая техника» — 44%, «Красота и здоровье» — 34%, «Одежда, обувь и аксессуары» — 30%.
По данным Группы компаний «Деловые Линии», объем перевозок на маркетплейсы в 2023 году вырос в 2 раза. «Но если ранее топовыми были небольшие товары (партии большие, сами товары небольшие) — косметика, одежда, игрушки, то сейчас все больше крупногабаритных грузов — спорттовары, товары для ремонта и уюта, мебель, бассейны, лодки, шины», — отмечают в пресс-службе логистического оператора.
Тренд на рост крупногабаритных товаров подтверждают и другие участники рынка. «Сейчас появился более устойчивый спрос на крупногабарит: шины, мебель, сантехнику, спорттовары, бассейны и даже лодки», — говорит директор по маркетплейсам «Модульбанка» Ирина Максюта.
Топ товаров по приросту в 2023 году*:
Трубы, профиль в 33 раза
Электроинструменты в 28 раз
Огнетушители в 22 раза
Лодки в 8 раз
*По данным ГК «Деловые Линии»
По словам селлеров, некоторое товарное разделение у маркетплейсов все еще сохраняется, хотя каждая из площадок стремится представить наиболее широкий ассортимент. «У Wildberries, например, лидирующими категориями по спросу остаются одежда, продукты питания, детские товары, а также товары для хобби», — говорит маркетолог, основатель агентства Oganov Digital Максим Оганов.
На самой площадке отмечают рост числа продавцов: «Число селлеров в Петербурге активно растет: только за последний год (февраль 2023 к февралю 2024) их количество увеличилось на 19%, — говорится в ответе пресс-службы Wildberries на запрос РБК+ Петербург. — Чаще всего это представители малого и среднего бизнеса, а также индивидуальные предприниматели».
Как продавцы доставляют товары на маркетплейсах
Очень много зависит от категорий товаров, которые реализует продавец. Так, если доставлять небольшие партии товаров самостоятельно, можно сэкономить, при этом на маркетплейсах у вас будет большой выбор инструментов для управления доставкой, а логистические компании удобны тем, про предлагают профессиональный контроль за доставкой, говорит основатель компании по производству спортивного питания Fit and joy Данила Прядко.
Однако каждый из вариантов может иметь и свои недостатки, отмечают селлеры. «Мы пользуемся логистическими услугами маркетплейсов, потому что для нас это выходит дешевле. Но для определенных категорий товаров. Потому что есть одно «но»: наш товар (беговые дорожки, вело и эллиптические тренажеры) требует профессиональной сборки, а логистика маркетплейсов это не осуществляет. Потребители пытаются собрать самостоятельно, что сложно и не исключает ошибок, — говорит Денис Пашков, генеральный директор компании «Фитнес-бутик» (дистрибьютор Adidas Fitness, Reebok Fitness, Century, Proxima Fitness). — Поэтому мы предпочитаем отправлять товар своими силами и собирать на месте. При этом надо понимать, что в удаленные города необходимо привлекать логистические компании, благо сейчас есть выбор и можно выбрать оптимальную по цене и срокам доставки».
«Новички предпочитают самостоятельно доставлять груз в приемные пункты площадки. Это позволяет снизить расходы на логистику и контролировать процессы, но занимает много времени и отвлекает от управления бизнесом, — говорит Ирина Максюта. — Также продавцы нередко прибегают к услугам транспортных компаний. Плюсом здесь будет возможность полного фулфилмента, а минусом — риски, связанные с задержкой доставки и повреждением груза. Еще один удобный вариант доставки товаров — кросс-докинг, доступный только для продавцов Ozon. Очевидный плюс здесь в том, что вам не придется тратить время на поиск машины и заниматься оформлением документов. К минусам можно отнести долгую доставку в отдаленные регионы страны».
Как меняются услуги логистических компаний
Сами логистические операторы активно развивают доставку в маркетплейсы, выделяя их в отдельное направление и усиливая те этапы, где все более растущему пулу поставщиков чаще всего нужна помощь. Так, если еще до 2019 года это была доставка из пункта А в пункт Б, то сегодня доставка включает в себя проверку маркировки и упаковки, маркировку коробов, формирование монопалет, круглосуточную линию техподдержки, в том числе в мессенджерах, специализированный калькулятор для расчета цены и срока доставки на маркетплейсы, возврат товаров со складов, доставку в соседние страны и персональное обслуживание, отмечают в пресс-службе Группы «Деловые Линии».
В итоге сервисы расширяются по мере роста самого онлайн-бизнеса. Так, если раньше продавец выходил на один маркетплейс, то мог работать с ним по фулфилмент доставке напрямую, но когда площадок становится уже несколько, удобнее прибегать к услугам логистического оператора, который осуществит все поставки под ключ, говорят участники рынка. «Теперь есть много дополнительных услуг — маркировка, отгрузка и погрузка, упаковка продукции. Стал выше уровень контроля, автоматизированы внутренние процессы. Если вам необходимо доставить большую партию товара, выгоднее обратиться в логистическую компанию. Как правило, на большие объемы действуют скидки», — говорит Максим Оганов.
«Только за последний год расширен сервис доставки на маркетплейс «Все Инструменты», введена в эксплуатацию новая форма для расчета и оформления заказа для поставщиков маркетплейсов, появились новые дополнительные услуги — маркировка коробов и формирование монопалеты. Кроме того, для поставщиков стало доступно задать вопросы в мессенджерах», — перечисляют нововведения в ответ на запросы селлеров в пресс-службе «Деловые Линии».
Опыт бизнеса:
Альберт Федотов, основатель компании BertToys, российского бренда детских интерактивных развивающих игрушек:
«Сейчас фулфилмент-операторы максимально облегчают жизнь предпринимателей. Товар можно привезти фактически в разобранном виде на склад фулфилмента, а они уже сделают все необходимое по техническому заданию: подберут нужную упаковку, сделают маркировку, проверят на брак, сформируют поставку и даже отвезут сами на склад маркетплейса. Спрос на фулфилмент-услуги постоянно растет, и, как следствие, цены на них тоже. Через такие компании выгоднее всего работать при больших объемах поставок, в таком случае скидки на услуги могут доходить до 50%. Услуг по доставке в пределах РФ на маркетплейсы сейчас масса, есть выбор на любой кошелек и для любого бизнеса. Конкретно нам не хватает подрядчиков, которые бы работали напрямую с Казахстаном и Беларусью. Мы продаем сейчас и игрушки на маркетплейсах на территории этих стран, но сложности в логистике частично сдерживают активное развитие бизнеса на территории СНГ».
Пухов Денис, предприниматель, резидент Club 500:
«Не могу сказать, что за последнее время ассортимент товаров, пользующихся спросом, сильно изменился по категориям, но он очень увеличился внутри этих категорий. И этот процесс постоянный и активный, что позитивно влияет на развитие индустрии в целом. У меня на маркетплейсах представлено несколько брендов: Dr.Kogel и Libertadonna. И для доставки товаров мы пользуемся услугами логистических компаний, для нас это в моменте выгоднее с точки зрения упрощения действий. Главное преимущество — не нужно создавать в компании логистический отдел, а значит внутри необходимо выстраивать меньше бизнес-процессов. Однако у такого способа есть и недостаток — при увеличении товарооборота, расход на пользование логистическими компаниями будет более заметен. Но пока меня все устраивает».
Как будет развиваться доставка в будущем
Ближайшее развитие логистики в маркетплейсы лежит в создании региональных фулфилмент центров, полагают участники рынка. Пока они преимущественно сосредоточены в столичном регионе — Москва и Петербург, но по мере роста региональной доли в онлайн-торговле их число будет увеличиваться.
Также участники рынка отмечают необходимость появления гибких инструментов для снижения стоимости доставки. Например, это могут быть скидки и развитие сборных доставок для малого бизнеса. «Сейчас на рынке не хватает услуг по доставке сборных грузов, т.е. возможности объединения нескольких заказов от разных продавцов в одну доставку, что позволило бы значительно снизить общие затраты на перевозку товаров, а транспортным компаниям оптимизировать логистику в целом», — говорит Ирина Максюта.
Однако, по словам директора по контейнерным перевозкам и по агрологистике АО «РЖД Логистика» Александра Сиверцева, логистика сборных грузов, которые включают товары для маркетплейсов, развивается столь же стремительно, как и рынок электронной коммерции в России. «Карта маршрутов меняется в соответствии с потребностями грузоотправителей и текущей геополитической ситуацией. Стабильно растет объем перевозок сборных грузов из Китая, но сегодня у импортеров также есть возможность наращивать поставки товаров из Индии и ОАЭ, стран Юго-Восточной Азии», — говорит он.
В целом, растет ценность комплексной услуги, включающий консолидацию груза на терминале, упаковку, маркировку товара, доставку до распределительного центра на территории России или за ее пределами. Именно эти услуги получат дальнейшее развитие в будущем.