Противогололедные материалы — часть современной городской инфраструктуры. Зимой они обеспечивают безопасность всех участников дорожного движения и пешеходов, предотвращая появление льда на улицах и тротуарах и снижая тем самым риски аварий и травм. В настоящее время существует много разновидностей противогололедных материалов, ориентированных на применение в самых разных климатических условиях, однако многие города, в том числе и Санкт-Петербург, для борьбы со снегом и льдом используют традиционные соль и песок. С чем связан такой выбор, в чем плюсы и минусы пескосоляной смеси и каковы перспективы перехода на более современные виды реагентов — разбирался РБК+ Петербург.
Сложный выбор
Использование противогололедных материалов (ПГМ) — необходимое условие для обеспечения безопасности на дорогах и тротуарах в зимний период. В сложных климатических условиях регионов Северо-Запада России снежный накат и гололед на дорогах создают серьезные риски для всех участников дорожного движения вплоть до полного коллапса городской транспортной системы в условиях снегопада и гололеда, и только применение ПГМ позволяет свести эти риски к приемлемым значениям. При определении оптимального метода обработки дорог и тротуаров учитывается множество факторов, основными из которых эксперты называют результативность, экономическую целесообразность и экологическую безопасность. Несмотря на общность подхода в выборе ПГМ их конечный набор в каждом регионе разный — это обусловлено особенностями климата и дорожно-транспортной сети.
Как рассказал генеральный директор «Компании О3» Григорий Шифрин, все существующие ПГМ с точки зрения зависимости эффективности работы от температурного режима делятся на три основные группы.
Реагенты, работающие при температурах около –30 °C и ниже, используются в регионах с суровым климатом и сильными морозами. К таким материалам относятся, например, реагенты на основе формиата кальция, ацетата калия и некоторых других органических соединений. Они обеспечивают эффективное предотвращение образования льда и снега при очень низких температурах, обеспечивают мягкое воздействие на окружающую среду. Однако такие реагенты имеют высокую себестоимость и используются в основном для обработки объектов критической инфраструктуры, например взлетно-посадочных полос, мостов и виадуков и т. д. При таких температурах в основном применяются фрикционные материалы.
В регионах, где средние температуры зимой не опускаются ниже — 25 °C, обычно используются смеси солей (хлоридов) — хлорид кальция, хлорид магния, хлорид натрия (поваренная соль) — с добавками, например, с песком или другими фрикционными материалами. Для снижения коррозионной активности и агрессивного воздействия на окружающую среду в такие материалы ответственные производители добавляют антикоррозионные агенты и компоненты, уменьшающие засоление почвы, биофильные добавки.
В группу ПГМ, предназначенных для применения в условиях околонулевых температур и до -10 — 15°С входят реагенты на основе хлоридов без применения фрикционных материалов с повышенным содержанием биодобавок или жидкие противогололедные реагенты. Они обеспечивают более мягкое воздействие на окружающую среду, но не эффективны при отрицательных температурах ниже -20°C, поясняет Григорий Шифрин.
Петербургские особенности
Как показало исследование «Компании ОЗ», диапазон среднесуточных температур в зимний сезон в Санкт-Петербурге на протяжении последних семи лет колеблется от небольших плюсовых значений до –4°C. Однако особенность петербургского климата — повышенная влажность в совокупности с ветром — усложняет выбор оптимального для городской среды ПГМ.
«Зимой в Петербурге даже при отсутствии снега в условиях высокой влажности достаточно быстро образовывается гололед. Регулярный безопасный снежный покров тоже долго не держится — небольшое потепление даже до -5 градусов превращает снежный накат в ледяную корку, с которой потом долго и сложно бороться», — говорит пресс-секретарь Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Сергей Касаткин. Этим обусловлен выбор основного ПГМ — традиционно Петербург использует для обработки дорог и тротуаров техническую соль, песок и пескосоляную смесь. Однако городские власти каждый год сокращают количество песка, в основном для того, чтобы уменьшить запыленность воздуха весной. «Соль сама уходит в ливневую канализацию, не образуя по весне пылевых бурь», — говорит Сергей Касаткин.
Тенденция к снижению использования песка наблюдается и в Ленобласти, которая в этом году также увеличила процент заготовки соли и уменьшила количество песко-соляной смеси, пояснили в региональном Комитете по дорожному хозяйству. «Отказ от песка — хороший для населения городов тренд. Это позволяет снизить количество пыли и улучшить качество воздуха», — говорит руководитель направления НИОКР-проектов Научно-исследовательского института зимних технологий и инноваций, кандидат технических наук Татьяна Мокочунина.
По планам Комитета по благоустройству, к зимнему сезону 2024-205 года Санкт-Петербург заготовит 150 тыс. тонн технической соли и 85 тонн песка. Прошлой зимой город закупал 144 тыс. тонн соли и 88 тыс. тонн песка.
Дешево и безопасно
Одно неоспоримое преимущество соли — ее дешевизна. Например, в прошлый зимний сезон Санкт-Петербург впервые опробовал новый многокомпонентный реагент «Бионорд», который обошелся городу в 44,9 тыс. руб. за тонну. Судя по информации на сайте госзакупок, соль, которую закупают петербургские учреждения для обработки дорог и тротуаров в этом году, обходится в 10-12 тыс. руб. за тонну. «Вопрос цены очень важен, однако сравнение «в лоб» не всегда показательно. Неправильно сравнивать стоимость в момент закупки, необходимо комплексно оценивать, во что обходится зимнее содержание квадратного метра городской дороги или тротуара. Во-первых, технологии применения современных многокомпонентных реагентов предполагают сниженный расход материала на единицу площади по сравнению с солью, как при переходе температуры через ноль, так и в сильный мороз. Во-вторых, нужно учитывать экономию на топливе, оплате рабочей силы и амортизации техники в 5-6 раз», — считает Татьяна Мокочунина. Кроме того, современные ПГМ работают направленно — всегда можно подобрать реагент или их комбинацию для решения конкретной задачи. «Соль имеет большой опыт применения, но регулировать ее эффективность практически невозможно», согласна Татьяна Мокочунина.
«Соль и пескосоляные смеси растапливают лед и снег, однако через 2-3 часа этот «рассол» снова замерзает — так называемый эффект повторной кристаллизации. Это усложняет работу дорожных служб по уборке улиц и тротуаров, создает риски для автомобилистов и пешеходов. Между тем уже сегодня есть антигололедные составы, при использовании которых время незамерзания снега и льда увеличивается до 6-8 часов», — приводит пример Григорий Шифрин.
Среди важных преимуществ соли Сергей Касаткин отмечает ее безопасность для окружающей среды. «Соль экологична — она добывается из природных карьеров и без всякой примеси поставляется в дорожные предприятия. Эта та же соль, которую мы используем в приготовлении пищи», — поясняет он. Между тем, говорит Татьяна Мокочунина, для изготовления современных ПГМ также используются материалы природного происхождения, которые применяют не только в сфере ЖКХ или строительства, но и в пищевой промышленности. Кроме того, напоминает она, все используемые в России антигололедные реагенты в соответствии с новым ГОСТ 58427 должны проходить Государственную экологическую экспертизу и иметь положительное санитарно-эпидемиологическое заключение.
Незнакомая технология
Переход регионов на современные многокомпонетные ПГМ во многом сдерживается незнанием покупателей технологических аспектов применения реагентов. Это касается и отсутствия специализированной дорожной техники, в правильных пропорциях и дозах распределяющей реагенты по обрабатываемым поверхностям, и непонимания ответственными за планирование лицами тонкостей работы того или иного состава, поясняют эксперты. Существенную роль в популяризации современных антигололедных материалов могли бы сыграть и сами производители, добавляет Татьяна Мокочунина. «Учить дорожные службы правильно применять ПГМ нового поколения должны сами поставщики. Они могли бы осуществлять технический надзор за использованием составов и контролировать соблюдение технологии их нанесения на дорожное покрытие», полагает она.
Пока же Санкт-Петербург не планирует переходить на многокомпонентные ПГМ. «У государственных бюджетных учреждений и дорожных организаций города на данный момент в наличии чуть более 215 тонн «Бионорда», оставшихся с прошлой зимы. Им можно работать точечно, например, для разрушения толстого льда на тротуарах под водосточными трубами. Широкое применение «Бионорда» на данный момент считается нецелесообразным, и дополнительная закупка многокомпонентных ПГМ будет осуществляться в случае необходимости», — пояснил представитель Комитета по благоустройству Сергей Касаткин. Не работают с данным реагентом и дорожники Ленобласти — они отдали предпочтение гранитному отсеву.
Универсальный состав
Сегодня многие российские производители ПГМ работают над усовершенствованием антигололедных реагентов. «Наиболее перспективным выглядит направление многокомпонентных ПГМ. В их составе могут быть реагенты, работающие в различных температурных диапазонах, ингибиторы, снижающие антикоррозийное воздействие на элементы дорожной инфраструктуры и автомобили», — полагает Григорий Шифрин. Идеальным вариантом, по его мнению, была бы разработка универсального состава, подходящего для использования в любых климатических условиях.
«Это вопрос технологии. Один и тот же противогололедный материал может применяться по-разному в зависимости от климата, решаемых задач, имеющихся технических и человеческих ресурсов. Возможно, что такой идеальный состав уже есть», — считает Татьяна Мокочунина.