Практика , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Зимняя логистика

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress
Что нужно знать о перевозках в холодное время года

Рынок логистики в России активно растет. Заметен этот тренд и на Северо-Западе, где помимо объемов увеличивается и дальность перевозок, отмечают эксперты. Как устроена логистика в регионе в зимний период, и на что обращать внимание при транспортировке грузов бизнесу — в материале РБК+ Петербург.

Рынок растет

По данным Росстата, за январь—октябрь 2024 года тоннаж всех видов перевозок в России составил 7941,3 млн тонн, за аналогичный период 2023 года — 7520,1 млн тонн. Такая динамика говорит о том, что отрасль развивается, а услуги доставки востребованы, отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«В первую очередь это связано с переориентацией Российской Федерации на торговлю со странами глобального юга, расширением экономического сотрудничества с ними. Во-вторых, росту грузовых перевозок способствует реализуемая в стране программа импортозамещения, что привело к увеличению производства, в том числе доставки сырья и готовой продукции на различные предприятия», — добавляет эксперт.

Сыграла роль и модернизация инфраструктуры отрасли, что позволяет увеличивать скорость и грузоподъемность транспорта, расширять количество маршрутов. «Конкуренция в сфере сохраняется, в первую очередь в тех видах транспорта, которые перевозят наибольшее количество грузов — железнодорожном и автомобильном. Заказчик имеет возможность выбирать, с кем ему сотрудничать исходя из стоимости услуг, профиля исполнителя, скорости доставки, оптимальной логистики перевозки и других характеристик», — отмечает Дмитрий Баранов.

Зимние перевозки

Зима формирует дополнительные вызовы для грузоперевозок. Согласно Business Continuity Institute, 35% сбоев в поставках происходят как раз из-за неблагоприятной погоды, приводит данные директор-эксперт практики «Управление цепями поставок» компании «Рексофт Консалтинг» Валерий Решетников. «Именно поэтому при подготовке к зимнему сезону важно сфокусироваться на рисках и учесть возможное влияние изменений при планировании. Одним из основных аспектов, которые необходимо учитывать при перевозках зимой, является увеличение и сложность прогнозирования сроков доставки», — поясняет он. Например, в 2023 году сильные морозы увеличили время перевозки из Китая по железной дороге на пять-семь дней, что создало дополнительные сложности для ретейлеров, которые не смогли своевременно получить груз.

Ценообразование в зимний период тоже может иметь свои особенности. Так, морские линии вводят дополнительный сбор — Winter Surcharge. Ранее в среднем его размер составлял порядка €100 евро за TEU. Данный сбор обычно включают, если маршрут судна проходит через порты и акватории с обледенением, где требуется привлечение ледохода. Например, он действует в портах «Санкт-Петербург», «Бронка» и «Усть-Луга».

Зимой у автотранспорта возрастает расход топлива, появляется необходимость использования специализированного, например, теплоизолированного прицепа, в отличие от перевозок в летний период, уточняет Валерий Решетников.

Представители бизнеса говорят, что в этом году удается зафиксировать цены на перевозки в холодный период. Логистические компании также сообщают о сохранении тарифов.

Что учесть при транспортировке

В пресс-службе ГК «Деловые Линии» отмечают, что особенно внимательно в зимний период стоит относиться к перевозке БАДов, медтоваров и косметики. Важно, чтобы груз был тщательно упакован.

«Воздушно-пузырьковая пленка не только предотвращает от ударов, но какое-то время сохраняет температуру и защищает от замораживания. Аналогичная ситуация с хрупким оборудованием из стекла, которое нужно защитить не только от повреждений с помощью жесткой упаковки, но и от резких перепадов температуры, — подчеркивают в ГК «Деловые Линии». — Если компания отправляет груз зимой и упаковывает его самостоятельно, то стоит помнить, что для перевозки лучше передавать только то, что не портится от низких температур. Любая базовая упаковка призвана защитить отправление от механических повреждений, но не согреть его».

Опыт бизнеса

Мария Бучина, руководитель отдела логистики компании «ПрофХолод»:

«Мы производим и поставляем во все регионы России и страны СНГ сэндвич-панели и холодильные двери. Повышенный спрос в строительный сезон — весной и осенью, в зимний период есть небольшой спад. Однако на объем отгрузок этот фактор влияет незначительно, так как многие компании покупают сэндвич-панели зимой, а строительство начинают с приходом весны.

Все грузы мы перевозим с помощью наших партнеров — проверенных транспортных компаний и логистических операторов. Мы стараемся работать именно с транспортными компаниями, которые владеют собственным транспортом. С экспедиторами работать сложнее и больше рисков. Дело в том, что компаниям, у которых нет своего транспорта, сложно управлять большим количеством автотранспорта и привлеченными водителями. Дополнительно все транспортные компании, с которыми мы работаем, обязательно проходят проверку нашей службой безопасности».

При выборе перевозчика стоит обращать внимание на дополнительные услуги, а также наличие собственного автопарка и теплых складов. Это особенно актуально в зимний период. 

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress

«Современные технологии также могут помочь при перевозках в зимний период. Системы, обеспечивающие оперативное отслеживание статуса перевозки, позволяют оперативно выявлять отклонения в движении и своевременно корректировать планы», — добавляет Валерий Решетников.

Также корректировка маршрута поможет сэкономить время в случае непредвиденных ситуаций на дорогах. «Когда у компании собственный автопарк, это дает возможность довольно быстро вносить изменения в маршруты при форс-мажорных обстоятельствах. Например, наши логисты могут оперативно подобрать альтернативные варианты объезда тех направлений движения, по которым проезд затруднен из-за снегопада или гололеда», — приводят пример в пресс-службе ГК «Деловые Линии».

По прогнозам экспертов, в 2025 году рынок грузоперевозок продолжит расти. «Большинство товаров не используется в местах их производства, их нужно доставить потребителям. На этот рынок продолжат действовать различные внешние ограничения, а также расширение взаимодействия со странами Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки. Можно ожидать появления новых маршрутов по доставке экспортных и импортных грузов, перехода части грузоотправителей на другие виды транспорта, вырастет количество интермодальных перевозок», — прогнозирует Дмитрий Баранов.

Увеличение объемов перевозок скажется на конкуренции в отрасли. Ключевыми критериями для выбора станут скорость, надежность и прогнозируемость доставки.

Решения Транспортные перспективы Петербурга
Содержание
Закрыть