Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Автоматизация логистики

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Какие возможности для цифровизации транспортной отрасли используют компании

Рынок автомобильных грузоперевозок активно растет. По итогам 2023 года сегмент увеличится на 30,6% год к году — до 1,3 трлн руб., прогнозирует M.A. Research. Растет и количество зарегистрированных компаний-грузоперевозчиков, что отмечается в исследовании «Индекс здоровья российского бизнеса за III квартал 2023 года», подготовленного платформой Calltouch, банком «Точка» и HeadHunter. Это означает, что конкуренция на рынке будет возрастать, повышая актуальность качества сервиса и оптимизации внутренних процессов. Как это можно сделать в текущих условиях — в материале РБК+ Петербург.

Рост сегмента

Введение санкций и ограничений привело к тому, что грузопотоки стали расти внутри страны. Согласно прогнозу М.A. Research, в 2024 году российский рынок транспортно-логистических услуг вырастет на 11,4%, в 2025 году — на 9,8%, в 2026 году — на 9,3%. Драйверами развития станут импортозамещение, сегмент e-commerce, инвестпроекты, в том числе инфраструктурные, сокращение компаниями непрофильных активов и повышение спроса на аутсорсинг логистических услуг.

Ускорить этот рост позволяет внедрение ИТ-инструментов. В ГК «Деловые Линии» выделяют несколько ключевых направлений цифровизации транспортной отрасли: рост спроса на цифровые платформы, переход на отечественные ИТ-решения, цифровизация складских процессов, переход от отдельных решений к платформенным и ускорение адресной доставки.

Преимущества автоматизации

Автоматизация внутренних процессов и сокращение издержек становятся неотъемлемой частью стратегии компаний на рынке. В логистике автоматизируют: планирование маршрутов, управление запасами, сбор и обработку данных, работу кол-центра и. т.д.

«Сегодня автоматизация в логистике необходима по нескольким причинам, — говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». — Во-первых, она сокращает расходы компаний, помогает оптимизировать их деятельность, ускорить перевозку товаров, в целом сократить потери. Во-вторых, она способствует оперативному выполнению требований регулирующих органов, обеспечивает соответствие деятельности компаний различным нормам и правилам, помогает им избежать необоснованных штрафов. В-третьих, автоматизация повышает интерес к компании со стороны потенциальных клиентов и инвесторов, укрепляет ее конкурентные преимущества».

Но сама автоматизация требует тщательной подготовки. Перед внедрением цифровых решений необходимо пройти несколько этапов: логистический аудит, разработка проекта, внедрение и оптимизация бизнес-процессов с цифровизацией документооборота и наконец автоматизация на основе отечественного ПО. «По моему опыту, процесс оптимизации и автоматизации в наших компаниях происходит тяжело, — говорит эксперт по логистике Ассоциации экспертов «Школа практических бизнес технологий» Николай Лобанов. — Причины больше психологические — они в «головах» как сотрудников, так и владельцев компаний». Однако при грамотном подходе эффект будет существенным: только внедрение цифровизации, ЭДО, штрихкодирования позволяет увеличить производительность труда в компании в два раза, снизить затраты на операции на порядок, увеличить точность учета и уровень сервиса в десятки раз, перечисляет эксперт.

«Автоматизация логистики может быть осуществлена как за счет собственных средств компании, так и за счет заимствований, которые могут впоследствии погашать благодаря эффекту от нее, сокращений расходов компании, — говорит Дмитрий Баранов. — Это может быть непростой задачей, так как необходимо учитывать множество различных процессов».

Какие цифровые инструменты использует бизнес

Внедрение ИИ

Около 53% крупных организаций в России используют искусственный интеллект в своей деятельности, а вклад этой сферы в ВВП к 2025 году может составить до 2%, об этом в начале года заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Искусственный интеллект в логистике помогает прогнозировать потребность в запасах, оптимизировать их уровень и снижать издержки на хранение. ИИ также оптимизирует маршруты и выполняет рутинные задачи, включая работу кол-центров, анализ и маркировку больших объемов данных.

Например, прогнозирование спроса на базе исторических данных позволяет спланировать объем и тип нужного транспорта, его расположение, расписание, стоимость проезда и другие параметры. Совокупно это позволяет снизить до 20% пробег без груза/пассажира, время доставки и повысить потенциальную пропускную способность, говорится в отчете Альянса в сфере искусственного интеллекта «Приоритетные решения с использованием искусственного интеллекта в ключевых отраслях экономики».

Как отмечают эксперты, использование ИИ может сократить транспортные расходы на 50% в течение 5-7 лет. Однако тут важно иметь именно накопленные данные, без которых такое прогнозирование невозможно.

Управление складом

Компании применяют систему управления складом — WMS [Warehouse Management System]. Производительность сборки заказов на складе без системы управления — не более 40-50 строк в час одним сборщиком, а с WMS эта цифра вырастает в 2-3 раза — до 100-150 строк в час одним сотрудником. Это позволяет снизить стоимость операции в 2-3 раз, повысить качество работы в десятки раз, именно за счет этого окупается WMS. Но такой процесс требует времени и сил.

«По моему опыту, внедрение системы управления складом занимает около шести месяцев, стоит около 10 млн руб., а окупаемость составит 8-15 месяцев», — приводит пример Николай Лобанов.

Управление транспортом

Система управления транспортом TMS [Transportation Management System] позволяет выстраивать оптимальный план рейсов по городской доставке, оптимизируя «последнюю милю». Пробки, несколько адресов на одном маршруте, необходимость доставки день в день — чтобы удовлетворять потребности клиентов в городе, нужно автоматизировать перевозку с учетом всех составляющих. Системы управления транспортом учитывают более сотни параметров и ограничений.

«Благодаря системе автоматизации ЛИСАД нам удалось, в частности, увеличить число выполнения заказов в рамках одного маршрута на 30%, на 10% — сократить транспортные расходы и снизить нагрузку на логистов: только 10-15% рейсов требуют ручной корректировки», — отмечает заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.

Управление персоналом

Еще один существенный сегмент, требующий автоматизации, — это управление персоналом. Он наиболее актуален для компаний со сменной работой, например, логистических или торговых предприятий с большими складами, производственных или строительных компаний, сетевых кафе и магазинов, а также для кол-центров и курьерских служб.

«Когда компании нужно сформировать список сотрудников на подработку, простая задача по подбору превращается в затяжной рутинный процесс, — отмечает директор продуктового офиса BIA Technologies Дмитрий Владимиров. — Оптимизация работы со складским персоналом с платформой «Удобная смена» помогает распределять нагрузку в пиковые сезоны и в 20 раз снижает трудозатраты на подбор сотрудников, а также сокращает на четверть стоимость таких работ за счет выбора подходящих исполнителей с учетом их ставки».

Тестирование платформы проходило на складе одного из крупнейших логистических операторов страны, где ежедневно трудятся порядка 800 человек.

Цифровизация складских процессов. Цифровой двойник

Имитационное моделирование («цифровые двойники» складов)  — один из вспомогательных инструментов для принятия бизнес-решений, который позволяет экономить на тестировании гипотез. В ходе создания двойников логистические компании используют большое количество физических данных, связанных с навигацией, дорожной инфраструктурой, управлением параметрами холостого пробега, простоем погрузочно-разгрузочной техники. Агрегирование этой информации позволяет создавать модели, используемые как для оценки, так и для прогнозной аналитики.

«Классический пример использования цифрового двойника — переезд терминала из одной локации в другую. Мы заранее собираем параметры будущего терминала, даем модели предполагаемую нагрузку и просчитываем необходимое число сотрудников, — говорит Дмитрий Хрущалев. — Как правило, проверять гипотезу на цифровом двойнике экономически гораздо выгоднее, чем в реальной жизни. Это довольно сложный математический процесс, но в результате расходы, связанные с проверкой на имитационной модели, на порядок ниже».

Кроме оптимизации временных затрат на выполнения операций на терминалах более чем на треть и повышения пропускной способности складов на четверть, данный инструмент позволил сократить операционные затраты на 15% и пробеги сборщиков-комплектовщиков и погрузочно-разгрузочной техники на 20%.

Уже сегодня, по оценкам экспертов, может быть автоматизировано до 80% производственных процессов, что высвободит кадровый ресурс для повышения уровня сервиса и развития бизнеса.

Рыночный расклад Рынок морских перевозок между Россией и Китаем переживает трансформацию
Содержание
Закрыть