Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Комплексная логистика: спрос опережает предложение

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
С ростом оборота онлайн торговли на рынке возрос интерес к комплексным логистическим услугам

Спрос на комплексные логистические услуги в 2024 году вырос почти на 30%, отмечают эксперты и участники рынка. Это связано с увеличением объема продаж в онлайн-каналах, развитием маркетплейсов и переходом большого числа компаний на аутсорсинг логистических операций. Как бизнес выбирает партнеров для доставки товаров и грузов, и что предлагают операторы сегодня — в материале РБК+ Петербург.

Растущие регионы и сегменты

Потребность в комплексных логистических услугах (3PL) в России растет. По оценкам ГК «Деловые Линии», в первом квартале 2024 года спрос на них увеличился на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Динамичнее всего спрос на 3PL растет в крупных промышленных и логистических центрах, таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, а также в регионах с развитыми производственными кластерами, например, в Свердловской и Самарской областях, говорит директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. Участники рынка также дополняют список Новосибирском.

«Это связано с высокой концентрацией бизнеса, торговых операций и потребителей в этих регионах. Наиболее активно комплексными логистическими услугами пользуются компании из секторов e-commerce, ретейла, автомобильной промышленности, фармацевтики и FMCG (товары народного потребления)», — перечисляет Кабаков.

Если говорить о востребованности услуги у бизнеса, трудно выделить лидирующую отрасль, отмечает директор-эксперт практики «Управление цепями поставок» компании «Рексофт Консалтинг» Валерий Решетников: «С одной стороны, активно применяют 3PL ретейл-компании, с другой — появились примеры использования в транспортном и складском направлениях в компаниях тяжелых индустрий (для вспомогательных направлений). Хотя количество кейсов в тяжелых индустриях невелико, но срабатывает эффект масштаба».

На рынке лидируют крупные российские логистические операторы, но появляются и новые игроки среди локальных компаний, которые предлагают специализированные услуги для конкретных секторов индустрии.

Преимущества для бизнеса

По мере развития услуги ее пользователями становятся компании совершенно различных направлений: от тяжелых индустрий до производителей товаров повседневного спроса. «Меняются цели и задачи. Для одних — это облегчение входа в сферу, для других — эффективность непрофильного бизнеса и сокращение затрат», — говорит Валерий Решетников.

Бизнес закрывает таким образом целый ряд вопросов — получение товара от поставщика, упаковка и маркировка, хранение товара на складе, организация поставок, передача на склады маркетплейсов и, наконец, работа с возвратами, — перечисляет руководитель категории «Транспортные услуги» на «Авито Услугах» Евгения Лазарева.

В данной услуге заинтересованы компании, которым нужно быстро и безопасно протестировать новые географии и рынки сбыта, увеличить складские площади под растущий объем товарооборота без больших инвестиций в строительство собственного склада, найм персонала, закупку и обслуживание техники.

«Как правило, клиентам необходим широкий перечень складских услуг: от контроля остатков и сроков годности товаров до фасовки, — говорит генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани. — Часто наши клиенты имеют и несколько каналов сбыта, они могут поставлять товары одновременно в магазины, на маркетплейсы, дилерам и напрямую конечным потребителям — частным лицам. У каждого из каналов свои требования к подготовке товара к отгрузке и доставке, в каком виде и объеме этот груз должен доехать до получателя, и в какие сроки. С учетом широкой номенклатуры, такая задача становится не такой уж и простой».

Сегодня в комплексные логистические услуги входят не только хранение стока, комплектация заказов и доставка, но и ИТ-интеграция, учет серийных номеров, сроков годности, отчетность по остаткам и оборачиваемости товара, а также переупаковка, вложение рекламной продукции, нанесение различных видов этикеток. Все это экономит время бизнесу и позволяет избежать ошибок в будущем.

Стоимость услуг

На цену влияют объемы и типы обрабатываемых грузов, требуемые услуги (например, фасовка, замер весогабаритных характеристик, поштучный подбор, упаковка) и географическое расположение складов, уточняет Ярослав Кабаков.

«Стоимость комплектации и упаковки товара в Санкт-Петербурге в среднем варьируется от 30 до 50 руб. за единицу. Приемка товара на склад обходится от 30 руб. за единицу товара, а стоимость доставки до маркетплейсов в среднем начинается от 150 до 300 руб. и может изменяться в зависимости от расстояния и веса груза», — приводит данные по региону Евгения Лазарева.

Сейчас цены на 3PL услуги растут, так как у данного типа складов высокая востребованность за счет цифровизации покупок, как и в B2C, так и в B2B-сегментах, уточняет генеральный директор цифровой платформы быстрых закупок «Максмарт» Елена Суховей. «При этом за счет внедрения различных ИТ-решений для складских услуг и автоматизации процессов скорость фулфилмент-операторов значительно выросла. Но и конкуренции становится меньше, так как сейчас мы наблюдаем дефицит в сфере складских услуг и 3PL-операторов. Организация таких услуг требует больших финансовых вложений для поддержания постоянных операционных процессов, содержание постоянного штата сотрудников. На текущий момент мало российских игроков, которые могут себе это позволить», — добавляет Елена Суховей.

Опыт бизнеса

Евгений Коваленко, основатель компании по производству фотообоев и фресок Verol и Veroliki:

«При выборе комплексных складских услуг очень важно обратить внимание на 3PL-провайдеров, с которыми вы планируете сотрудничать. Я имел опыт работы с несколькими поставщиками услуг и хотел бы поделиться своими наблюдениями.

Первым провайдером, услугами которого я пользовался, была компания, общение с сотрудниками которой было достаточно профессиональным, однако я заметил определенные проблемы в организации процессов. Мне кажется, что они могли бы лучше планировать свою работу и быть более гибкими в решении возникающих вопросов.

Вторым провайдером была компания, с которой у меня возникли проблемы из-за некачественного выполнения определенных операций. Возможно, им необходимо было уделить больше внимания обучению своих сотрудников или привлечь более опытных специалистов.

Третий провайдер предоставил лучший опыт взаимодействия. Их процессы были хорошо организованы, коммуникация была отличной, и качество выполненных работ не вызывало нареканий. Однако, я думаю, что им можно было бы предложить более широкий спектр услуг».

Перспективы сегмента

Операторы уже сегодня могут предоставить складские площади с обученным персоналом, современной техникой и WMS, а также оказывать услуги на территории клиента — в зависимости от потребностей бизнеса.

«3PL-оператор должен обеспечить высокие показатели сохранности груза, точности сборки заказов на складе, своевременности доставки, а также полноту оказываемых услуг, обладать достаточным опытом в логистике, развитой инфраструктурой, обученным персоналом, стандартами качества», — акцентирует внимание на критерии выбора партнера генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

Чтобы поддерживать столь высокую планку, операторы продолжат внедрение ИТ-решений и развитие гибких подходов для новых сегментов рынка. «Основными факторами, влияющими на развитие отрасли, будут технические инновации, такие как автоматизация складских процессов, улучшение ИТ-инфраструктуры для отслеживания грузов и интеграция с e-commerce платформами», — уверен Ярослав Кабаков.

В итоге растущий спрос на быструю доставку и кастомизированные логистические решения будут способствовать развитию рынка.

От первого лица Эволюция на море: от «москитного флота» до специализированных судов
Содержание
Закрыть