Развитие экономики Арктической зоны и улучшение качества жизни в ней являются приоритетными направлениями для России на ближайшее десятилетие. Однако эксперты уверены: без телекоммуникационной инфраструктуры достичь поставленных целей будет крайне сложно. Для развертывания сетей связи в Арктической зоне есть объективные препятствия, и устранить их отдельным игрокам будет не под силу, убеждены участники дискуссии XIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».
Арктическая специфика
Обеспечение телекоммуникационной связанности Арктической зоны — задача непростая, но необходимая. Без телеком-инфраструктуры развивать бизнес здесь будет сложно, ведь многие предприятия идут по пути цифровизации процессов. Да и для населения доступ в интернет и голосовая связь давно стали базовой потребностью, без удовлетворения которой о достаточном для роста числа жителей Арктической зоны качестве жизни говорить не приходится.
Директор департамента цифровых решений и управления проектами ПАО «МТС» Михаил Зварковский отмечает специфику пользователей и разнообразность их потребностей. В их числе — федеральные и региональные органы власти, а также госкорпорации и другие предприятия, чьи запросы к инфокоммуникационной инфраструктуре будут только расти, а потребности и взгляды на SLA [Service Level Agreement, соглашение об уровне сервиса – ред.], качество связи и другие показатели сетей у них разные.
И действительно, бизнес-среда в Арктике сейчас очень активно развивается: по словам Гаджимагомеда Гусейнова, первого заместителя Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, к реализации на этой территории уже заявлены 766 инвестпроектов, объем запланированных инвестиций составит 1,75 трлн руб., что приведет к созданию в регионах АЗ РФ примерно 40 тыс. рабочих мест.
Сейчас строительством волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в Арктической зоне с разной долей успешности занимаются сразу несколько игроков. О том, насколько это задача непростая, рассказала Татьяна Мохова, генеральный директор компании «Единство». Это магистральный оператор связи, соединяющий «Большую землю» с городами Норильского промышленного региона и населенными пунктами вдоль магистрали. Сеть компании насчитывает 1 тыс. км ВОЛС. По словам Татьяны Моховой, одна из сложностей — растущие потребности. При проектировании сети компания исходила из потребности в канале 20-25 Гбит/сек, а с запасом — 40 Гбит/сек. Сейчас же реальные потребности превышают даже запроектированные: по оценкам компании с конца 2022 до конца 2023 потребляемая мощность составила около 100 Гбит/сек.
Вторая сложность, с которой пришлось столкнуться, это трансформация схемы строительства. На старте, как рассказала Мохова, в компании были уверены в том, что сеть будет строиться и эксплуатироваться руками подрядчиков, однако на текущий момент все ресурсы полностью идут на реализацию проекта под ключ, т.е. от изыскания до эксплуатации оператор все делает своими силами, потому что другого пути не нашлось.
Третий фактор — сложность прогнозирования стоимости. С момента запуска проекта инфраструктура выросла примерно в 2,5 раза, а SLA достигает 99,9, так что и капитальные затраты оказались существенно выше тех оценок, что давались в начале.
Такой опыт демонстрирует, насколько непросто строить и эксплуатировать телеком-инфраструктуру в Арктической зоне. Ситуация усложняется, если вести речь не об отдельном районе, а о всей территории Арктики, где есть населенные пункты и предприятия — ни одна компания в одиночку с такой задачей не справится.
Кооперация для роста
Строит в Арктике частные волоконно-оптические сети и беспроводные частные сети форматов Private LTE и DMR (cтандарт цифровой радиосвязи) для крупнейших добывающих холдингов и компания МТС. Михаил Зварковский отметил, что этого достаточно, чтобы начать движение, но совершенно точно недостаточно, чтобы реализовать масштабную задачу. Сейчас покрыты индустриальные и производственные центры в Арктике, но плохо покрыты все остальные, обширные, территории, которые только предстоит осваивать. Михаил Зварковский пояснил, что попытка покрыть сетью всю территорию (даже в рамках нацпроекта) превратится в сверхдорогой и бесконечно бессмысленный проект. Но и делать ставку исключительно на бизнес-интересы тоже не совсем целесообразно: при таком традиционном подходе обеспечить удастся связанность только на 20% Арктической зоны, где располагаются 80% «денежных» клиентов. А ведь сеть нужно не только построить, но еще и эксплуатировать, и готов ли к работе в условиях Арктики персонал и можно ли будет его найти в принципе под данную задачу — большой вопрос.
По мнению Зварковского, решать задачу надо через запуск государственно-частного партнерства — например, в формате концессии — разумеется, после оценки рисков. Дальше процесс должен идти двумя параллельными путями: комплексная модернизация текущей инфраструктуры и строительство новой. Следующим шагом должно стать формирование плана развития сопутствующих отраслей. При этом Михаил Зварковский предлагает вспомнить опыт ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России): тогда при реализации плана 25% инвестиций шло на капстроительство, а 40% — на сопутствующую модернизацию. В случае с телеком-инфраструктурой в Арктике — это в том числе подготовка комплексов для беспилотного транспорта, роботизированных систем и пр.
Дальше будет разработана единая техническая политика связи Арктики и заложены основы органов управления (аналоги магистральных электросетей, распределительных сетей, сбытовых организаций, системного оператора), а также механизмы дальнейшей демонополизации. «Мы за объединение, за здоровую кооперацию в рамках обеспечения связанности Арктики и хотели бы найти ту структуру, которая сможет нас возглавить, дать нам точку сборки, методологию, регламенты и пообещать впереди получение экономической выгоды», — отметил Михаил Зварковский.
Эксперт добавил, что на данный момент цепочки кооперации приходится выстраивать каждый раз, когда компания реализует сложные и комплексные проекты: в зависимости от задачи максимально закрывает ее теми наработками, что есть в МТС и компаниях ее экосистемы.
На стадии планирования
Начальник отдела по развитию коммуникационных проектов в арктической зоне компании «Атомдата» (группа компаний «Росатом») Андрей Сорокин заметил, что работа в направлении консолидации уже ведется. Одним из компонентов плана развития Северного морского пути является концепция создания так называемого трансарктического оператора связи, который необходим, чтобы обеспечить регион телеком-инфраструктурой для предоставления цифровых сервисов. Проект концепции в ноябре этого года подан в правительство. Сейчас ожидается обратная связь, после чего, как надеются создатели, уже можно будет начать его реализацию.
По словам Андрея Сорокина, концепция — плод межотраслевого сотрудничества. В его разработке участвовали представители «Росатома», нескольких министерств (Минпромторга, Минтранса, МЧС), Концерна ВКО «Алмаз-Антей», компаний «Газпром» и «Норникель», а также экспертов от операторов связи — спутниковых и сотовых. Разработчики в том числе постарались дать ответы на основные вызовы, которые сейчас максимально актуальны: это необходимость использования современных технологий связи, отечественного оборудования, строительство отходов от магистрали уже построенной подводной волоконной линии связи «Полярный экспресс», возобновление работы коротковолновых радиоцентров и так далее.
По замыслу авторов концепции, инфраструктурный оператор должен создавать и эксплуатировать инфраструктуру в сложных регионах, и в первую очередь это касается акватории, прилежащей к территории Северного морского пути. Но и другие участки тоже не исключены для обеспечения резервирования линий связи, в частности — подводных линий. Операторы же смогут подключаться к магистрали по сервисной модели.
Андрей Сорокин посетовал, что пока не все понимают значимость телеком-инфраструктуры для развития бизнеса в Арктической зоне и улучшения качества жизни. Так, по результатам опроса, проведенного в рамках конференции, цифровизация и создание современной инфраструктуры оказались на седьмом месте из семи возможных при выборе важнейшего фактора, способного оказать наибольшее влияние на социально-экономическое развитие РФ в ближайшие 10 лет.
Между тем, по мнению эксперта, реализация упомянутой концепции позволит достичь поставленных президентом и правительством РФ целей по социально-экономическому развитию арктической зоны, ускорит внедрение и стимулирует развитие в Арктике сервисов на основе данных, поспособствует обеспечению безопасности мореплавания на Северном морском пути. Также телеком-инфраструктура будет способствовать развитию объектов генерации электроэнергии, в частности, станций малой мощности, плавучих теплоэлектростанций. Развитая же энергетика станет еще одним драйвером для развития промышленности. Все это позволит двигаться в направлении технологического суверенитета России в Арктике.