#2 Технотренды, 25 декабря 2023
Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Чтобы вернуться в лидеры, нам потребуется время»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Коммерческий директор Fplus Сергей Трюхан — о том, как выбирать ИТ-оборудование для миграции и почему на поставки в этом году можно не рассчитывать

«Массовый исход западных вендоров с российского рынка привел к тому, что мы потеряли стратегически важное знание о том, какие ИТ-продукты наиболее релевантны для решения определенных бизнес-задач. Появилась масса продуктов, обещающих «золотые горы» без инсталлированной базы. Заказчики, желающие мигрировать с западного софта и оборудования на отечественное или азиатское не знают, как сделать верный выбор.

Попробуем разобраться. Начнем с того, что принципиальной разницы между российским и азиатским ИТ-оборудованием на данный момент нет. Если смотреть правде в глаза, то практически все, что есть сейчас на нашем рынке — это лишь сборка из компонентов, которые были произведены за рубежом.

Индустрия в РФ серьезно отстает в сегменте ИТ-железа, кто бы что ни говорил. У нас когда-то были заводы, выпускающие электронные компоненты, но теперь на их месте жилые комплексы. Мы утратили темп развития своей собственной микроэлектронной продукции и сейчас пожинаем плоды — все приходится делать почти с нуля. Между тем, чтобы создать свой процессор, необходимо до этого десятки лет выпускать микросхемы. Чтобы производить микросхемы — надо было раньше учиться делать транзисторы и т.д. Это не значит, что заниматься развитием собственной микроэлектронной промышленности уже бессмысленно — в это надо вкладываться. Почти каждый день я читаю новости о новых сборочных и монтажных линиях, запущенных в РФ. Это приятно, но рассчитывать, что мы через год станем лидерами в этом сегменте или хотя бы закроем собственные потребности, не приходится. Большинство тех, кто сегодня производит ИТ-оборудование, фактически занимается поверхностной сборкой. Т.е. когда мы говорим про российский коммутатор, российский сервер и тому подобное, мы имеем в виду оборудование, которое в какой-то степени собрано или спаяно в России, но на азиатской плате, на азиатских компонентах.

Выбирая решение, надо руководствоваться требованиями регулятора. Если они есть в вашей области — например, предприятие попадает под критерии КИИ, — необходимо приобретать только то, что включено в соответствующий реестр.

При этом надо учитывать, есть ли специфика конкретного сегмента ИТ-решений. Есть сферы, где в любом случае целесообразно выбирать российского производителя. Например, я бы предложил идти этим путем при выборе межсетевого экрана: российские разработчики знают наши реалии, потребности бизнес-пользователей, понимают характер трафика.

Далее необходимо оценить целый ряд факторов: сервис, контроль качества, дорожная карта, развитие, надежность. Например, нужно проверить, не является ли поставщик фирмой-однодневкой, появившейся под один тендер. Т.е. компания должна присутствовать на рынке долго, иметь успешные проекты. Возможно, кому-то покажется, что это банально, ведь все знают, что с однодневками иметь дело опасно. Однако сейчас, когда ландшафт игроков на ИТ-рынке серьезно изменился, мы во многом вынуждены заново изучать поставщиков: в некоторых сегментах доля глобальных брендов была настолько велика, а позиции настолько сильны, что азиатские и российские производители к нам в принципе не приходили. Сейчас мы стали им интересны, но надо проверять потенциального партнера.

Наличие дорожной карты — это тоже хороший показатель надежности и серьезности подхода. У тех, кто пришел ради одного контракта, ее просто нет. Стабильный же производитель должен понимать, как будет развиваться его продукция, в каких направлениях будет наращиваться локализация — это и будет лежать в основе дорожной карты. Не стоит надеяться, что она будет детально расписана на десятилетия вперед: речь идет о реальных планах на 2-5 лет вперед. И если они совпадают с тем, куда движется компания-заказчик, то партнерство принесет пользу.

Также компания должна реалистично оценивать возможности поставок. Сейчас конец года, и добросовестный поставщик, не будет обещать масштабные поставки в течение месяца. Все, что есть, уже давно забронировано под отгрузку. Мы, к примеру, уже заключаем большинство контрактов с поставками в первом и втором квартале 2024 года.

Далее надо понять, что у поставщика с сервисом. Часто бывает, что в условиях зарубежных комплектующих отечественный производитель не может ничего сделать, оправдываясь тем, что проблемы на стороне поставщика. К сожалению, для проверки качества будущего сервиса универсального способа нет, но можно выставить требования, сформулировав их в соответствии со своими условиями, несоблюдение которых будет наказываться штрафными санкциями. Если поставщик готов нести ответственность, это будет свидетельствовать о том, что и сервис будет соответствующим.

Мы долгое время были западоориентированными и по решениям западных производителей сумели накопить практику применения, позитивный и негативный опыт. По отечественным и азиатским продуктам таких компетенций пока мало или они есть в очень узких сферах. Чтобы вернуть позиции, нам потребуется время. На мой взгляд, процесс накопления опыта продлится весь следующий год — только в 2025 году мы сможем обоснованно судить о том, какие решения лучше, а какие хуже. Мы живем в интересное время, которое мне напоминает технологическую ситуацию на конец 90-х, когда во множестве появлялись конкурирующие технологии, каждая из которых выглядела фантастической, обещала невероятное будущее, в каждую из них можно было поверить, но никто точно не знал, какая выстрелит».

Экспертиза Сокольцы и дятлы: как компания построила кадровую модель на основе игр
Содержание
Закрыть