#2 Технотренды, 25 декабря 2023
От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Большие данные идут эволюционным путем

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Руководитель департамента по развитию корпоративного бизнеса макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Виктория Байрамова – о расширении использования big data, перспективах единого хранилища и бизнес-подходе к данным

По оценкам Ассоциации больших данных, дополнительный эффект от применения big data для экономики составит 1,6 трлн руб. Причем к концу 2024 года рост рынка больших данных может составить 90% — правда, для этого нужны консолидированные действия бизнеса и государства. О том, как сейчас развивается этот рынок и как оценивает его потенциал бизнес — РБК Петербург рассказала руководитель департамента по развитию корпоративного бизнеса макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Виктория Байрамова.

Этап масштабирования

— Технологии стремительно развиваются. Случились ли какие-то прорывы в сфере работы с данными за последнее время?

— Сейчас мы находимся на этапе масштабирования и углубления тех практик, которые уже есть. Так что идет совершенствование инструментов, построение моделей и отработка новых гипотез. Но мы уже достаточно давно работаем с данными, так что это скорее путь, чем конкретная цель. Еще недавно многие органы государственной власти делали вид, что big data не существует, а сейчас стараются интегрировать их в свои процессы. В последнее время и бизнес стал более активно использовать накопленные данные, причем как крупные предприятия, так и небольшие. Последнее можно считать неким прорывом, потому что сейчас решения на основе аналитики данных доступны для малого бизнеса и релевантны его потребностям.

— А как обстоят дела со спросом в отраслевом разрезе?

— Снижения спроса нет, пожалуй, ни в одной индустрии. Однако при том, что спрос на аналитику в финансовом секторе остается по-прежнему достаточно высоким, есть некоторая смена фокуса. Расцвет потребительского кредитования потребовал использовать большие данные в рамках скоринга: можно было идентифицировать потенциального заемщика, определить, платежеспособный ли клиент и так далее — это было интересно всем банкам без исключения. А сейчас фокус сместился в сторону использования big data для борьбы с мошенниками, антифрода. Раньше такие практики были лишь у самых крупных банков, а на данный момент заинтересованы буквально все игроки финансового сектора.

— Можно ли выделить направления бизнеса, в которых наблюдается быстрый рост спроса?

— В числе лидирующих направлений — реклама. В этой сфере есть несколько драйверов. В первую очередь — трансформация самого рекламного рынка в сторону цифровых площадок, платформ и инструментов. Кроме того, сам список доступных рекламных площадок существенно изменился — часть ушла из России, а это уже привело к росту цен для рекламодателей на тех ресурсах, которые остались. К сожалению, рекламные бюджеты у бизнеса так быстро не растут, поэтому возникла потребность в решениях, которые позволяют повысить эффективность размещений. Big data оказалась очень кстати. Опираясь на данные, бизнес может более разумно вкладывать деньги в продвижение — в том числе за счет классических каналов — например SMS-рассылок для b2c-сегмента. Они действенны, стоимость контакта минимальна — надо только настроить. Например, для небольшой кофейни, расположенной в спальном районе Петербурга, делать рассылку на весь город смысла нет — необходима таргетированная рассылка.

— Как это работает?

— Нужно определить таргеты, выделить целевую аудиторию для конкретного рекламодателя — сотовый оператор благодаря big data знает о своих клиентах многое и может опираться на обезличенные данные для успешной реализации ad tech задач. В результате сообщение получит именно тот клиент, которому услуга интересна и есть возможность ее получить, т.е. он живет, работает или проводит время рядом с локацией кофейни.

Государственный интерес

— Вы упомянули рост интереса к big data госсегмента. Какую выгоду от данных хотят и могут получить госструктуры?

— Госсегмент может с помощью данных повысить качество жизни людей, привлекательность региона для инвестиций, бизнеса и туризма и так далее. Сейчас растущий интерес мы видим со стороны регионов, где развита туристическая отрасль. Очевидно, что Санкт-Петербург является одним из самых привлекательных для туристов городов. Но, чтобы развиваться в этом направлении, городу требуется серьезная аналитика. Нужно знать, кто, откуда и зачем приезжает, каким транспортом пользуется, какие локации посещает, где проживает и питается и так далее. Все это необходимо, чтобы сделать транспортную и туристическую инфраструктуру более комфортной для посещающих наш город. Получить эту информацию другим путем, без анализа данных, практически невозможно. И город, к счастью, это понимает.

— Такие данные востребованы только Петербургом?

— Нет, конечно, все регионы Северо-Запада интересуются развитием своего туристического потенциала и, соответственно, хотят использовать данные для более точного планирования этой сферы. В конце концов, в каждом регионе есть, что посмотреть и чем заняться.

— Но ведь сравнивать бюджеты миллионников и небольших городов нельзя.

— Да, но прелесть использования аналитики — в гибком ценообразовании. Здесь ситуация аналогична тому, как работают данные на таргетированные рассылки. Небольшому городу необходимы данные лишь по нему, а не по всей РФ. К тому же сейчас сфера больших данных позволяет формировать коробочные решения. Например, у нас есть специальная туристическая платформа, где большое количество обезличенной информации загружено и даже отдельный муниципалитет может выгрузить интересующие его данные. Т.е. доступность данных и инструментов для работы с ними за последнее время серьезно выросла.

Осознанное потребление

— А зрелость бизнес-пользователей в понимании ценности данных, умения работать с ними выросли?

— Есть большое число представителей бизнеса, которые тот же сервис таргетированных рассылок используют максимально осознанно. Они тестируют гипотезы, подбирают наиболее релевантную аудиторию, адаптируют текст сообщения — вот они понимают, что и для чего делают. Но, безусловно, есть и те, кто, не добившись результата с первого раза, все бросают и убеждают себя в неэффективности инструмента. Нужно приложить усилия и потратить время, чтобы вывести использование больших данных на высокий уровень эффективности.

— А в госсегменте?

— В госсегменте все несколько сложнее, потому что пилотные проекты запускать готовы многие, но, к сожалению, нет практики долгосрочной оценки таких пилотных проектов. Пилот запустили, потом какая-то рокировка управленцев произошла, цели изменились — приходится начинать сначала, а это, конечно же, снижает уровень доверия к аналитике в целом.

— А санкции и уход ИТ-вендоров не вынудили сферу дата-аналитики сделать шаг назад?

— На самом деле сложности возникли раньше — еще с началом пандемии. Тогда были перебои с поставками оборудования — в том числе для хранения данных. Так что к 2022 году, когда цепочки поставок серьезно трансформировались, игроки рынка big data подошли уже с опытом работы в меняющихся условиях. У нас в компании, к примеру, принят подход, предусматривающий планирование закупок на несколько лет вперед, формирование резервов — многие идут этим же путем.

Что касается программной части, отвечающей за визуализацию данных, то в конце прошлого года мы перешли на постоянные лицензии и перестали использовать поддержку через облако. А сейчас разрабатываем собственное решение для визуализации аналитики, в сегменте системного ПО мигрируем на open source платформу. Т.е. особых проблем нет, и мы их появление не прогнозируем.

Вопрос качества данных

— Чем больше предприятий и госструктур делают ставку на данные, тем более критичным становится качество этих самих данных и их полнота. Какие процессы идут в этом направлении?

— Вопрос к качеству данных действительно очень актуален. Какие-то данные сейчас есть у любой компании. Ретейлеры через карты лояльности собирают данные о клиентах, их покупках и так далее. Банки — о финансовых транзакциях в разных разрезах. Есть данные у маркетплейсов, салонов красоты, медклиник и многих других. Но все эти данные ограничены спецификой работы компании. При этом обмениваться данными своих клиентов по закону предприятия не имеют права — мы можем обмениваться только обезличенными данными, обогащая их таким образом.

Cотовые операторы на данный момент обладают, на наш взгляд, максимально полным набором данных о своих абонентах. Ведь мы видим и результаты выдачи в поисковиках, и потребление контента, и поездки по стране и за ее пределы, и места работы и проживания, и общение, и по косвенным признакам можем определять состав семьи. К тому же мы научились их систематизировать, очищать, смотреть в разных разрезах. Разумеется, чем полнее данные, тем более корректные выводы на их основе можно сделать и тем более эффективные решения принять. Сотовые операторы видят в этом свое конкурентное преимущество и именно поэтому активно идут в сферу аналитики. Так что, я убеждена, наши позиции в этой сфере будут только усиливаться.

Что касается бизнес-потребителя и госсегмента, то они выбирают в качестве поставщика того, у кого данные максимально полные. Так что преимущества будут у тех, кто научится быстрее и качественнее других обогащать собственные большие данные.

— Как вы оцениваете перспективы некой единой платформы, хаба, куда бы все владельцы данных загружали их, а собственником становилось бы государство?

— Такие возможности рассматриваются, но для государства как собственника хранение таких объемов данных будет неоправданно дорого. Да и риск утечек будет кратно выше. И главное — для бизнеса это будет менее интересным направлением для развития, бизнес все равно всегда будет опережать госсектор по скорости разработки и внедрения инноваций, как минимум за счет гибкости и уже выстроенных процессов. Так что, мне кажется, пока это лишь один из вариантов развития событий, причем даже не в среднесрочной перспективе.

— Какие тренды в big data будут определяющими в ближайшем будущем?

— Использование технологии больших данных будет расширяться. Например, у нас в компании работает уже более 500 разных сервисов, и их число будет расти. Госбюджеты будут все больше направляться на использование big data как фундамента для развития, принятия решений и пр. Все больше решений будут использовать технологии искусственного интеллекта — он будет брать на себя те задачи, где человеческих ресурсов не хватает. Это актуально, потому что объемы данных растут, мы можем их анализировать все в большей ретроспективе, а это позволяет строить прогнозы — ИИ здесь поможет. Рост объемов данных приведет к расширению инфраструктуры их хранения. Но в любом случае — в ближайшее время нас ждет эволюционное развитие этого сегмента, а не революция.

Компетенция «Через пять лет «умная» бытовая техника вытеснит с рынка обычную»
Содержание
Закрыть