#2 Технотренды, 25 декабря 2023
Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Строительная цифровизация: в погоне за маржинальностью

Как цифровые технологии меняют строительный рынок Петербурга
Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Необходимость цифровизации строительного рынка не вызывает сомнений у участников: споры возникают при оценке затрат и инструментария

Маржинальность строительного бизнеса невысока, поэтому игроки рынка рассматривают цифровизацию как возможность изменить ситуацию к лучшему. При этом, как показала дискуссия форума «Технотренды», организованного РБК Петербург, цифровизация в строительной сфере присутствует на всех этапах жизненного цикла строительного объекта. Но на отдельных этапах и у разных компаний, т.е. полная цифровизация пока никем не достигнута. Соответственно, и влияние на маржинальность не столь заметно, как могло бы быть. Какие решения девелоперы планируют внедрить в ближайшее время и какие задачи перед ними стоят — в материале РБК+ Петербург.

Модели и этапы

Не сомневаясь в принципиальной необходимости цифровой трансформации строительной отрасли, участники дискуссии по-разному оценивают перспективы отдельных технологий с точки зрения их влияния на маржинальность.

Горячие споры разгорелись вокруг технологии BIM. Например, директор службы систем информационного моделирования департамента технологической платформы Группы «Эталон» Анастасия Пулатова отметила, что рано или поздно вся цифровизация строительной отрасли будет строиться вокруг данных из цифровых моделей. «Однако вопрос стоимости внедрения и возврата инвестиций очень актуален, — дополняет эксперт. — Невозможно получить какой-либо положительный экономический эффект от новой технологии на пилотном проекте и даже в течение одного года после его завершения для компании, которая занимается нетиповым строительством. Положительного результата можно добиться, когда есть наработанные базы, библиотеки решений, определенные методики, стандарты, которыми участники проекта руководствуются».

Анастасия Пулатова, Группа «Эталон»
Анастасия Пулатова, Группа «Эталон» (Фото: РБК Петербург)

Начальник отдела цифровизации «Главстрой Санкт-Петербург» Константин Иваницкий еще более категоричен. По его мнению, сейчас речь идет о гораздо более длительном сроке — 5-10 лет или даже больше: «Все архитекторы, проектировщики, службы заказчика — они все привыкли к BIM-продуктам ушедшего с нашего рынка западного вендора, а отечественные решения отстают где-то на 10 лет. И пока мы догоним, пока сможем нарастить качество информации, пройдут годы. Поэтому я бы делал ставку на robotic process automation — RPA — применение роботов для автоматизации процессов». По словам Иваницкого, у застройщиков многие процессы реализуются в ручном режиме, поэтому на них тратится много времени, а количество ошибок высоко. RPA решает эту проблему, исключая из цепочки людей, тем самым позволяет снизить зависимость от человеческого фактора и себестоимость, что ведет к повышению маржинальности.

Константин Иваницкий, «Главстрой Санкт-Петербург»
Константин Иваницкий, «Главстрой Санкт-Петербург» (Фото: РБК Петербург)

Директор ГК «Альфа Фаберже» Виталий Бахарев не согласен с таким взглядом на информационное моделирование. По его мнению, нужно дифференцировать 3D-моделирование и ТИМ как более широкое понятие. И если в первом случае про скорое влияние на маржинальность пока действительно говорить не приходится, то во втором — можно. «Мы создаем эталонную модель и в дальнейшем ИИ-система автоматически делает сводно-сметный расчет с привязкой к федеральным и территориальным единичным расценкам, с поправками на коэффициенты Минстроя. И дальше данные используются на других этапах. Например, у нас на объекте ведется фотограмметрия всей строительной площадки. В модели есть графики работ и реперные точки, по которым можно отслеживать ход работ. Например, на площадке Meltzer Hall стояла труба, которую мы должны были к определенному сроку разобрать — с помощью фотограмметрии и ТИМ мы отслеживали соответствие конкретных работ графику, — рассказывает Виталий Бахарев об особенностях применения ТИМ в компании. Если появлялось отклонение, система сразу подсвечивала проблему прямо на модели. Специалист на площадке проводил сканирование и видел все проблемные зоны. Это было быстро, просто и точно. При таком подходе вести любую стройку могут всего 5 контролирующих сотрудников. Все это безусловно сказывается на маржинальности».

Виталий Бахарев,  ГК «Альфа Фаберже»
Виталий Бахарев, ГК «Альфа Фаберже» (Фото: РБК Петербург)

Между тем, заместитель директора по строительству и проектированию Группы RBI Павел Быков считает, что использование информационной модели здания уже доказало эффективность во влиянии на маржинальность: «Информационная модель здания сегодня является «ядром» нашей системы по работе с экономикой проекта, лежит в основе всех бюджетов, контрактов, выполненных работ. Мы работаем с BIM-моделью с высокой степенью детализации — в шестом уровне кодификатора работ. Это позволяет заказчику не только очень точно рассчитывать экономику проекта, но и аргументировано вести переговоры с подрядчиками о цене контрактов — уже имея на руках к моменту тендера детально проработанную модель. Опыт наших реализованных проектов говорит, что стоимость контракта в результате может снизиться до 5%». В частности, в случае с проектом «Биография», реализованным в 2018 году, за счет BIM удалось сократить стоимость строительно-монтажных работ более чем на 5%.

Павел Быков, Группа RBI
Павел Быков, Группа RBI (Фото: пресс-служба)

Низко висящие фрукты

Есть, разумеется, и принципиально другие кандидаты на факторы влияния на маржинальность в строительной отрасли. По мнению директора по IT и цифровым решениям GloraX Алексея Митрофанова, сейчас в строительном процессе можно выделить этапы, которые можно назвать «низко висящими фруктами»: они легко доступны, как на них воздействовать — понятно. Так что именно ими в первую очередь и надо заниматься. «В первую очередь, надо создавать информационные модели, внедрять систему обмена данными, обучить людей в ней работать, проверять модели на коллизии и согласовывать документацию и т.д. И чем больше застройщик будет брать на себя, добавляя подобных ИТ-элементов в разные этапы строительного цикла, тем быстрее и больше будет расти маржинальность», — убежден эксперт.

Алексей Митрофанов, GloraX
Алексей Митрофанов, GloraX (Фото: РБК Петербург)

Директор по стратегическому развитию и коммуникациям Rocket Group Евгений Антонов выразил идею о необходимости реализации концепции сквозного моделирования при подготовке и реализации инвестиционно-строительного проекта, однако предлагает не забывать и о тех этапах, которые существуют еще до начала работ над конкретным проектом. «Когда компания только собирается купить землю или решает, что построить на имеющемся участке, она должна провести оценку того, сколько квадратных метров сможет получить, когда еще нет ничего кроме. Сегодня расчеты часто интуитивны и, как результат, проекты убыточны или низкомаржинальны. Информационное моделирование проектов развития территорий еще и с использованием технологий искусственного интеллекта позволяет с учетом всех действующих норм и ограничений, достаточно точно просчитать жизнеспособность проекта и перспективы его развития всего за несколько минут», — объяснил эксперт.

Евгений Антонов, Rocket Group
Евгений Антонов, Rocket Group (Фото: РБК Петербург)

Руководитель продукта Газпром ID компании «Оператор Газпром ИД» Василий Алексуткин предложил вспомнить о том, что девелоперы строят жилье для продажи, и этот этап весьма затратный. «На получение достоверных данных потенциального клиента и его привлечение может расходоваться до 3-4% от стоимости объекта — это очень существенная статья затрат. И автоматизация управления продажами, построение профилей клиентов на основе анализа больших данных, таргетирование, онлайн-сервисы для поиска клиентов и работы самих продавцов — все это позволяет снизить расходы, увеличить эффективность продаж и повысить тем самым маржинальность».

Василий Алексуткин, «Оператор Газпром ИД»
Василий Алексуткин, «Оператор Газпром ИД» (Фото: РБК Петербург)

И все же, как напомнил заместитель генерального директора по развитию продукта и GR ООО «Глазар» Александр Баев, основные затраты девелоперов приходятся именно на этап строительства, так что и точки роста маржинальности целесообразно искать в том числе здесь. Но самая главная беда — это отсутствие связи между этапами. «Зачастую под цифровизацией у нас понимается применение дополнительного инструментария к тем же процессам, а сами процессы не меняются, — объясняет эксперт. — И цифровая модель работает на отдельных этапах. Сейчас уже есть много решений — на основе технологий ИИ, дополненной реальности и пр., которые позволяют свести цифровую среду и реальность стройплощадки в единое целое. Если мы в ближайшие 5 лет сможем эту проблему решить, то резко повысим маржинальность строительного бизнеса — иначе мы просто будем надстраивать и дублировать функции, а не трансформировать процессы».

Примечательно, что, обсуждая, какой из этапов на данный момент можно назвать наименее цифровизованным, эксперты полностью разошлись во мнениях: названы были все. Причина проста: у разных застройщиков фокус делался на цифровизацию того этапа, который приносил больше потерь. Да и ИТ-разработчики готовы предложить решения для разных процессов — именно поэтому картина получается разрозненной. Все эксперты согласились лишь с тем, что ни один из игроков строительного рынка пока не может похвастаться полнотой цифровизации — у всех есть еще не охваченные процессы.

Например, в RBI намерены работать над цифровизацией этапа эксплуатации здания. «Дальнейшая перспектива развития технологий информационного моделирования связана с потенциальным использованием данных из модели уже на этапе эксплуатации дома. Мы одними из первых в отрасли перешли на регулярное, практически ежемесячное обновление модели. Для полноценной же эксплуатации здания останется только существующую модель «допараметризировать» — например, включить туда регламенты обслуживания оборудования. Тогда на основании модели можно будет создать систему управления жилым домом, которая не только содержит все позиции по использованным отделочным материалам, например (вплоть до марки и цвета штукатурки), но и автоматически выстраивает регламентные работы и «сигнализирует» об их сроках», — поясняет Павел Быков.

Дверь в инновации

Позитивным для рынка эксперты называют тот факт, что девелоперы и проектировщики в целом достаточно открыты к пилотированию новых решений — и это несмотря на то, что многим приходится закрывать в первую очередь те направления, где пришлось импортозамещать решения.

Виталий Бахарев, например, объяснил возможность изыскать ресурсы на эксперименты молодостью, дерзостью и амбициями, а также выходом за классическую схему сотрудничества продавец — покупатель. «У нас есть практика коллабораций с ИТ-компаниями. Мы предлагаем им пилотировать проект, в случае успеха которого они получают кейс для демонстрации, а также определенную абонентскую плату в течение последующих лет использования нами решения — это позволяет им больше заработать, а нам — получить устраивающее нас решение», — говорит эксперт.

Анастасия Пулатова подтвердила, что время для внедрения инноваций непростое. «В процессе создания собственной цифровой системы мы приобрели ядро — вьюйер отечественного производителя, потому что западный вендор, чьими решениями все пользовались, ушел с рынка. При этом мы изначально рассматривали платформу как продукт, в том числе, и для внешнего рынка, на котором мы сможем заработать, поэтому закладывали определенные техособенности — это хороший вариант оправдать вложения в цифровизацию», — объясняет Анастасия Пулатова.

Алексей Митрофанов рассказал, что у GloraX есть концепция цифровизации с прописанным результатом, к которому компания хочет прийти: «Поэтому мы ищем партнеров, которые готовы двигаться с нами в одном направлении, и изначально формируем свою позицию в виде требований в договоре. Так что те, кто хочет с нами работать, должны быть готовы на наши условия».

Константин Иваницкий считает, что строительные компании всегда очень жестко отбирают проекты для пилотирования: «Маржинальность сейчас еще позволяет заниматься цифровизацией. Первоочередными для девелоперов являются вопросы снижения расходов или повышения выручки «здесь и сейчас», поэтому лишних проектов просто для апробации никто не запускает — нужно подтверждение возврата инвестиций и как можно скорее. Но так как маржинальность имеет свойство меняться, то лучше готовиться к ее снижению, внедряя продукты цифровизации, пока это возможно».

По словам Василия Алексуткина, готовность пилотировать зависит от того, за чей счет реализуется проект. «Именно поэтому сейчас часто идет речь про бартер, затраты по схеме 50/50 или в счет будущего проекта. Конечно, это несколько ограничивает возможности пилотирования, но в целом открытость к инновациям на достаточно высоком уровне — застройщики верят в цифру, сдерживает только экономика процесса», — поясняет он.

При этом Александр Баев подчеркивает, что ИТ-компаниям невыгодно идти в пилотные проекты за свой счет: «В этом случае заказчик часто не проявляет заинтересованности — просто кому-то из менеджеров нужно выполнить KPI по пилотированию. Чтобы у внедрения была возможность стать успешным на уровне пилота, нужна вовлеченность в процесс не только поставщика, но и пользователя. Хотя, конечно, зависит от степени готовности ИТ-продукта: если затраты на апробацию будут невысокими — скажем, до ста тысяч рублей, в подобную историю вписываться можно».

Подтверждает последний тезис и Евгений Антонов: «Наше решение сразу готово для внедрения и масштабирования в проектах, где есть схожие задачи. Но если необходимо решать новые сущности или адаптироваться под целевую модель заказчика — потребуется реализация кастомизированной версии и дополнительных инвестиций. Но при это, значит, заказчик сразу получает конкурентное преимущество, позволяющее повышать маржинальность проектов». При этом эксперт отмечает, что застройщики все чаще перестают руководствоваться принципом «нам проще сделать руками», что в итоге позитивно сказывается на уровне цифровой зрелости отрасли.

Содержание
Закрыть