Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

​​​​​​​Хиты летней Арктики: киты, полярный день и Мончегорск

Фото: аттестованный гид по Мурманской области Антон Петров
Фото: аттестованный гид по Мурманской области Антон Петров
Кольский полуостров находится на пике туристической популярности. Но недостаток инфраструктуры может помешать воспользоваться благоприятной для региона ситуацией

Турпоток в Кольское Заполярье стремительно растет. Так, в пандемийном 2020 году регион посетили 350 тыс. туристов, в 2021-м — уже 486 тыс. человек, в 2022 году — 540 тыс. гостей, что составляет половину от всех путешественников, посещающих Арктику. Власти Мурманской области ставят цели по удвоению потока туристов — до 1 млн человек в год, не уточняя, в какой момент она должна быть достигнута. С учетом переориентации россиян на внутренний туризм, задача кажется выполнимой. Но при важном условии — если развитие инфраструктуры будет успевать за растущим интересом гостей к Северу.

Топ-5 летних хитов

Традиционно Мурманская область привлекает путешественников со всего мира в зимние месяцы, когда велика вероятность увидеть северное сияние. Но несколько лет назад власти региона сделали ставку на круглогодичный отдых и повторные посещения.

Традиционно Мурманская область привлекает путешественников со всего мира в зимние месяцы, когда велика вероятность увидеть северное сияние.

В новом летнем сезоне в ТОП-5 направлений для отдыха в Заполярье вошли Териберка, Хибины, Ловозерские тундры, Терский берег, а также полуострова Средний и Рыбачий. В середине лета в Териберке проходит традиционный Арктический фестиваль «Териберка», а открытием последних сезонов стали киты. «В конце весны — начале лета в Баренцевом море можно встретить малого полосатика и горбатого кита, которые чаще других приходят к побережью полуострова. Желающих увидеть морских млекопитающих становится все больше, но, сами понимаете, северное сияние поймать гораздо легче, чем кита. С другой стороны, выход в море — целое приключение, которое всегда приносит эмоции», — говорит пресс-секретарь Ассоциации арктических гидов Павел Михалюк.

Териберка по сей день остается самым посещаемым местом Мурманской области — желающим увидеть китов не нужно оформлять специальные пропуска, в то время как въезд в другие населенные пункты строго регламентирован. Добраться к морю мешают и изношенные дороги: как сообщили в правительстве области, дорога в Териберку будет завершена только в 2024 году. «Еще туристы едут к морю через Ура–губу, там нет контрольно-пропускного пункта, сносная дорога, а вероятность встретить китов выше», — объясняет Павел Михалюк.

Как считают гиды, сегодня проблем с размещением гостей в селе нет, количество гостиниц ежегодно прибавляется. В феврале в Териберке открылись два новых туристических комплекса, один из них — база отдыха «45 причал» из 10 модульных домов появилась благодаря господдержке в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Другой комплекс — «Teriberka Hotel by Eco Home» — расположен в 200 метрах от моря. В этом году строительством четырехзвездочного отеля со спа-центром занимается подмосковный застройщик ГК «Сапсан». Однако стоимость размещения в отелях Териберки остаются выше, чем во многих туристических регионах России, что свидетельствуют о дефиците предложения. Ночь в кемпинге обойдется туристу в 3200 руб., за размещение в трехзвездочной гостинице придется заплатить минимум 7290 руб., а ночевка в гостевом доме — от 8509 руб. и выше.

Фото: аттестованный гид по Мурманской области Антон Петров
Фото: аттестованный гид по Мурманской области Антон Петров

Не снегом единым

Еще одно популярное туристическое направление в Мурманской области — это Хибины, древний горный массив Кольского полуострова. В зимние месяцы в Кировск традиционно съезжаются поклонники зимних видов спорта, летом в городе и окрестностях проводят экскурсии, организуют пешие прогулки. В 2021 году местные власти ставили перед собой задачу увеличить туристический поток до 300 тыс. человек в год, и в этом смысле сложная внешнеполитическая обстановка и недоступность привычных мест отдыха за границей сыграли на руку — в сезоне 2021–2022 курорт «Большой Вудъявр» посетили более 270 тыс. гостей, а в минувшем сезоне количество туристов превысило отметку в 335 тыс.

В сезоне 2021–2022 курорт «Большой Вудъявр» в Хибинах посетили более 270 тыс. гостей, а в минувшем сезоне количество туристов превысило отметку в 335 тыс.

Хибины хотят превратить в круглогодичный туристический центр. Сейчас активно ведется работа над проектированием аквакомплекса «Аврора» и гостиничного комплекса при нем, сообщили в администрации курорта. Оба объекта появятся вблизи северного склона горы Айкуайвенчорр. Комплекс «Аврора», который компания «ФосАгро» намерена построить при финансовом участии областного бюджета, будет принимать до 780 посетителей одновременно, а новая гостиница станет первым полноценным отелем SKI—INN/SKI-OUT в Хибинах на 145 номеров. Работы по обоим проектам планируют завершить в 2025 году.

Фото: аттестованный гид по Мурманской области Антон Петров
Фото: аттестованный гид по Мурманской области Антон Петров

Бродяги севера

Второй по величине горный массив на Кольском полуострове — Ловозерские тундры — относится к менее посещаемым локациям в регионе, отдых здесь рассчитан на желающих побывать на слабо обжитой территории. Тур стоит в среднем от 5-7 тыс. руб., в зависимости от возможностей организаторов в программу включены пешие прогулки, посещение карьера Оленегорского горно-обогатительного комбината, пикники на открытом воздухе.

Потенциально привлекательная туристическая территория находится на юге Кольского полуострова — это Терский берег, памятник культуры поморов. Интенсивному развитию локации с точки зрения привлекательности для туристов мешает удаленность от Мурманска и слабо развитая инфраструктура — недостаточно качественные дороги, малое количество точек общественного питания, а также гостиниц. То же относится и к полуостровам Средний и Рыбачий — вместе они образуют природный парк, куда можно попасть по специальному разрешению. «Туда ездят исключительно летом, потому что зимой дороги нет, — объясняет Павел Михалюк. — Даже на подготовленных машинах проехать бывает невозможно вплоть до середины июня. Так что, такими турами занимается немного компаний, все они имеют специализированную технику. Спрос туда более или менее стабилен, так как это направление выбирают для себя люди, готовые к трудностям походной жизни: ночевать в палатках и преодолевать путь на джипах».

Но постепенно инвесторы добираются в самую глушь: в этом году в районе полуострова Рыбачий и в поселке Ревда Ловозерского района обещают открыть для туристов некапитальные модульные гостевые дома. На самых популярных туристических маршрутах появится 9 новых кемпингов.

Фото: аттестованный гид по Мурманской области Антон Петров
Фото: аттестованный гид по Мурманской области Антон Петров

Чем заняться в Арктике

Попытки представителей местного турсообщества разгрузить зимний сезон охоты за северным сиянием уже принесли результаты. «Летом у Мурманской области иные точки притяжения, чем, например, в зимний сезон, — считает гид, представитель объединения Polar Fox Алена Петрова. — Зимой гости приезжают на охоту за сиянием, стало больше людей, кто приехал за этим осенью. Пользуется популярностью классика — Териберка с морской прогулкой и обзорная экскурсия. Востребованы Хибины, посещение панорамного кафе на вершине горы стало изюминкой области. Люди ездят на Белое море смотреть на удивительные ели. Места там настолько красивые, что фотографы приезжают туда ради них, даже не заезжая никуда по пути. Гости приезжают в область по несколько раз, и, конечно, есть те, кто уже видел Териберку и сияние, но хочет новых впечатлений».

В 2023 году набирающим популярность направлением для туристов стали пешие прогулки по горным массивам. «Это несложные маршруты, которые приносят удовольствие, — поясняет гид Павел Михалюк. — Такое путешествие в каком-то смысле — преодоление себя, даже взобравшись на небольшую высоту, турист чувствует себя покорителем вершины, особенно когда видит, какое расстояние пройдено». Специально разработанный гидом маршрут уже используют коллеги по цеху, так что желающих остаться наедине с природой становится больше. В условиях закрытых границ все чаще компании предпочитают вывозить на Север сотрудников для тимбилдинга. «Раньше крупные и известные компании проводили такие мероприятия за рубежом. Но теперь основной поток российских компаний хлынул в Мурманск. Можно, конечно, организовать корпоратив на Камчатке или Байкале. Но реальность такова, что до Мурманска быстрее и удобнее добираться — всего за два часа на самолете. Как я люблю говорить, порой до Домодедово добраться дольше, чем лететь в столицу Заполярья», — говорит Павел Михалюк.

Новые впечатления гостям региона должна подарить и арктическая кухня. Созданный гастрономический бренд повышает известность и популярность территории. «В нашей команде — не только рестораторы, но и представители органов госвласти, федеральные и региональные эксперты, ко мнению которых мы прислушиваемся. Мурманская область — один из немногих регионов России, в котором сформировано ресторанное комьюнити. Его представители постоянно общаются друг с другом, обмениваются опытом и всегда готовы дать обратную связь по улучшению качества услуг», — говорит консультант отдела продвижения и маркетинга комитета по туризму Мурманской области Юлия Хабарова.

Регион ждет инвесторов

Как показал опрос, проведенный правительством региона, туристы солидарны в желании вернуться в Мурманскую область. При этом 84% гостей отмечают, что больше всего им нравится красота северной природы. В то же время увеличение числа туристов зависит от уровня развития территорий, считают областные власти.

Развитие туриндустрии заметно ускорилось. За три года, с 2019 по 2021 гг., государство поддержало 115 проектов на общую сумму 350 млн руб. В прошлом году региональный бизнес получил рекордную сумму на поддержку 63 проектов в сфере туризма — 317 млн руб., общий объем внебюджетных вложений составит более 500 млн руб. Меры поддержки позволили расширить гостиничный фонд региона на 90 койко-мест, создать 77 рабочих мест в индустрии туризма (для сравнения — в доковидное десятилетие в отрасли появилось всего в 2 раза больше рабочих мест). Начали строится модульные быстровозводимые гостиницы, объекты придорожной инфраструктуры, появились новые кемпинги и автокемпинги, обустраиваются пляжи, реконструируются бассейны.

317 млн руб. от государства получил в 2022 году региональный бизнес на поддержку 63 проектов в сфере туризма.

В 2023 году, сообщили в правительстве области, в региональном бюджете запланировано 4 млн руб. на проекты в рамках года активного туризма. Один проект сможет получить не более 1 млн руб. на условиях 30-процентного софинансирования. В целом, как считают представители туристического сообщества, органов госвласти и общественники, в регионе есть спрос на новые туристические продукты, особенно это актуально в свете растущего потока гостей. Новыми точками роста для заполярных территорий должны стать фестивали, новые арт-объекты, отели и рестораны.

Как промышленный центр привлек туристический поток

Десять лет назад невозможно было представить, что 40-тысячный промышленный Мончегорск превратится в один из перспективных туристических центров Заполярья и войдет в ТОП-5 региональных направлений для зимнего отдыха. Но в 2022 году благодаря Imandra Fest в изначально нетуристический город удалось привлечь 26 тыс. посетителей и 30 локальных партнеров, а экономический эффект от проведения мероприятий оценивается в 27 млн руб.

Фестиваль Imandra Fest — ключевое событие в Мончегорске. Каждый месяц в рамках масштабного проекта в городе и в окрестностях проходят мероприятия, объединяющие природу, спорт и активный отдых. В начале июля под Мончегорском проходит международная плавательная серия X-WATERS IMANDRA, которая появилась несколько лет назад в России. Ее мончегорский этап предлагает заплыв в крупнейшем озере Кольского полуострова Имандра. IMANDRA VIKING FEST — фестиваль под открытым небом для всей семьи c полным погружением в эпоху викингов, — проводится ежегодно в конце августа. Еще одно знаковое мероприятие — городской фестиваль «ЗИМАНДРА», соединяющий традиции зимних гуляний с колоритом Севера: арктической кухней, ярмарками и мастер-классами.

«Центральным проектом направления «Туризм» является туристско-рекреационный кластер «Имандра». Результатом работы в 2022 году стал разработанный мастер-план, в котором сформирован пул инвестиционных туристических проектов и рассчитана их экономика. А также сформулировано перспективное видение развития туризма на годы вперед, выбраны перспективные локации. В этом году планируем реализовывать его вместе с сообществом», — говорит заместитель директора Агентства по развитию Мончегорска по направлению «Туризм» Дарья Яркова.

В создании базовой туристической инфраструктуры агентству содействовал федеральный партнер RuTrail: с его помощью в округе промаркировали и внесли в базу шесть новых туристических маршрутов, которые доступны самостоятельным путешественникам круглогодично. Регион инвестирует в расширение рекреационного предложения: в конце прошлого года после реконструкции в Мончегорске открыли банно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном «Имандра», в этом завершат реконструкцию еще одного бассейна. Бизнес старается привнести свои «изюминки» — в этом году принял гостей первый в Мурманской области хаусбот (плавучий дом) на озере Лумболка.

«Гастрономия — важная часть впечатлений о территории, — говорит Дарья Яркова. — Мы учли это, и в прошлом году вместе с проектом «Гастрономическая карта России» провели масштабный образовательный проект в гастросфере. Итогом стала разработка и внедрение фирменных блюд арктического меню. Теперь в пяти заведениях Мончегорска можно попробовать локальную кухню».

Еще один проект агентства — «Маркетинг территории» — направлен на формирование привлекательного образа Мончегорского округа. В муниципалитете запустили туристический сайт и социальные сети «Визит.Имандра», работают с контентом, упаковкой сервисов и продуктов. У округа появился свой путеводитель и аудиогид.

«Важный компонент развития туризма — это привлечение людей, — считает Дарья Яркова. — Школа туроператоров «Имандра» — образовательная программа, направленная на развитие местного туристического сообщества и формирование туристического продукта на территории Мончегорского муниципального округа. По итогам программы 10 участников онлайн-курса «Школа туроператоров «Имандра» разработали свои турпродукты, четыре из которых запустили уже в июне 2022 года: это прогулка на катере Lakeenergy, яхт-тур «Паруса Имандры», сапбординг «Энергия Имандры» и ночная экскурсия по Лапландскому заповеднику Lapland Reserve».

Рыночный расклад Чего им еще не хватает?
Материалы выпуска
Рыночный расклад ​​​​​​​Хиты летней Арктики: киты, полярный день и Мончегорск
Рыночный расклад Чего им еще не хватает?
От первого лица «Цифровая трансформация — это не эволюция, а целостное изменение бизнеса»
От первого лица Поколение решительных пациентов
От первого лица «Российские мужчины перестали бояться пластических хирургов»
Экспертиза Двойственное положение
Экспертиза «Мы кардинально изменили свой подход к работе с инвесторами»
Тенденции Российское вино ищет путь к потребителю
Практика Душа в душу
Тенденции Поехали лечиться
Инновации Удивляйтесь, вникайте, опасайтесь: что бизнес думает о нейросетях
От первого лица «Такого роста в обрабатывающих отраслях у нас не было давно»
Компетенция «У корпораций нет представления о том, что они могут умереть»
От первого лица Дмитрий Ялов: «Наш бизнес оказался крайне мобилен»
Практика Искусственный интеллект формирует новые тренды
Скачать Содержание
Закрыть