Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Чего им еще не хватает?

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
За годы роста внутреннего туризма в России стало больше дорог и гостиниц, но стали очевидны другие дефициты инфраструктуры гостеприимства

Тренд на развитие внутрироссийского туризма помог обнаружить, что не только отсутствие дорог и гостиниц было основным препятствием на пути развития отрасли. Теперь, как заметили многие путешественники, с дорогами стало лучше. Однако добравшись до привлекательных мест, туристы, которых в этих местах раньше не бывало, обнаружили, что проблемы инфраструктуры для путешествий не ограничиваются отсутствием дорог. РБК Петербург спросил представителей отрасли, чего сейчас наиболее остро не хватает туристу и какие инфраструктурные проблемы решаются быстрее всего.

Транспортная доступность

Опрошенные РБК Петербург представители туротрасли отмечают, что, говоря о «дорожной» проблеме, они в первую очередь имеют в виду не качество дорог (в большинстве регионов оно за последние годы заметно выросло), а транспортную доступность туристических локаций. Это касается в равной степени маленьких курортов и больших туристических городов.

Говоря о «дорожной» проблеме, представители туриндустрии в первую очередь имеют в виду не качество дорог, а транспортную доступность туристических локаций.

Даже до Петербурга добраться непросто, считает Виктория Шамликашвили, инвестор гостиницы Indigo. Как она отмечает, «Ласточек» и «Сапсанов» в этом году стало меньше. «Например, на майские праздники билетов из Москвы в Петербург просто не было и многие туристы, желающие посетить город, не доехали до Петербурга. Самолеты при этом летают не очень уверенно», — отмечает Шамликашвили.

В России много прекрасных мест, но добраться туда чаще всего непросто. Так, Анна Твердохлебова, владелица «Петербургского бюро путешествий», только что была Йошкар-Оле — столице Республики Марий Эл. Туроператор присматривала направление для петербургских путешественников — в городе много всего интересного, включая архитектурные экспозиции, здесь практически воссоздали венецианскую площадь Сан Марко, музеи и театры. Но добраться туда можно только электричкой из Казани и только по выходным, маленький аэропорт, который не может принимать большие самолеты, и нет ни 4*, ни 5* отелей.

Впрочем, появляются и отдельные примеры удачных попыток решения проблемы. Например, в Карелии, как отмечают участники рынка, сохранили в этом году авиасообщение с субсидированием. Это поможет привлечь туристов не только из близлежащих мест.

«Многое зависит от позиции властей региона, — уточняет Тамара Буйлова, вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга, — В Ленинградской области, например, отремонтировали дороги, многие туристические объекты стали доступнее, но инфраструктура туризма при этом развивается медленно. Рядом огромный мегаполис и он автоматически дает большое количество посетителей — однодневных экскурсантов. Другой пример, Псков и Новгород — туристы отмечают, что там появились хорошие дороги, это приблизило туробъекты, но там опять-таки не хватает инфраструктуры — объектов питания и проживания».

Не хватает придорожного сервиса

С тем, что появились хорошие федеральные трассы, согласны все опрошенные РБК Петербург участники рынка, но вот локальные дороги и, особенно, придорожный сервис пока не вполне отвечают ожиданиям путешественников.

Владелец сети глэмпингов New Camp в Карелии Николай Мукконен считает, что и карельскому, и внутрироссийскому туризму не хватает придорожного сервиса — кафе, заправочных комплексов. «Вот мы запустили новый глэмпинг в поселке Чупа, на севере, и по дороге можно встретить всего две заправки. То есть, в пути запросто можно остаться без топлива, если прозевать. Хотелось бы добавить заправок», — говорит он.

«В Заонежье, Рускеале недостаточно придорожных кафе, — продолжает Николай Мукконен. — То же самое и по России. Нужны прежде всего узнаваемые сетевые места размещения и питания. Плюс к ним — какие-то местные интересные истории», — говорит Николай Мукконен.

Интерес к региональному туризму в последние годы стал безусловно больше, появляются новые места — это отели, глэмпинги, но не хватает «дорогих мест размещения — от 10 тысяч за ночь», считает владелец сети глэмпингов.

И отельеры, и сами внутироссийсие путешественники все чаще отмечают, что мест размещения и услуг премиум-класса явно недостаточно, а в регионах часто нет не только бутик-отелей, но и отелей 4* и 5*.

От дефицита в премиальном сегменте отелей теряют все регионы, соглашается Антон Георгиев, владелец ООО «Медовый дом», одного из крупнейших в России производителей фасованного меда. «Премиальному туристу заселиться негде, — говорит он. — Поэтому по российским регионам ездят эконом-туристы. Если бы появились бутик-отели, резиденции, усадьбы, то поехал бы более состоятельный клиент и он бы больше тратил на месте».

Дефицит отелей премиального уровня приводит к тому, что участники рынка недополучают значительную часть прибыли.

Не хватает информации

Также специалисты отмечают, что им не хватает скоординированной информации обо всех имеющихся ресурсах на конкретной территории — сколько здесь отелей, достопримечательностей, какие они. «Нет ни одного национального ресурса, который бы в полной мере отражал туристическую ситуацию каждого региона, и это притом, что тратится безумное количество денег на различные информплощадки, например, RUSPASS и прочие, но ни одна из них не дает комплексного взгляда на инфраструктуру», — уверена Виктория Шамликашвили.

Отельерам и туроператорам также не хватает фото и видеоматериалов для продвижения туристических направлений. «Мы все время находимся в поиске. И я бы не стала концентрироваться только на внутреннем туризме — работу по продвижению туристического направления России и ее регионов нужно вести везде, включая недружественные страны. Иначе наше место займут безвозвратно. В мире много красивых мест, умно и затейливо себя позиционирующих. Информации о том, что происходит в российских регионах, повторюсь, очень мало. А ведь там есть гостиницы, глэмпинги, рестораны, приведенные в порядок туристические места, вновь вовлекаемые в хозяйственный оборот. Но как об этом узнать? Многие мероприятия информационного характера в регионах не дают эффекта», — говорит Виктория Шамликашвили.

«Многое сделано, но остается ощущение разрухи»

Георгий Богачев, «Илоранта»
«Георгий Богачев, владелец базы отдыха «Илоранта», экс-вице-губернатор Ленинградской области:

«Если сравнить с Финляндией — наши отели, туристические локации — иногда лучше, чем финские. Но в Финляндию любили ездить, почему? Как правило, там не только хорош и красив сам туристический объект, но и все вокруг него. В путешествиях по России вы периодически сталкиваетесь с тем, что зона комфорта кончается за дверью квартиры — или отеля. Например, был я на Байкале. Озеро красивое и отели неплохие. Но все вокруг — дороги, туалеты, архитектурная вакханалия, так называемый сервис за пределами отелей — заставляет ужаснуться. И это большая проблема. Я не понимаю, почему так, почему трудно хотя бы прибраться в тех местах, где ходят и ездят люди. Белоруссия очень похожа на нас, но у них этой проблемы нет — путешественники отмечают, что там порядок, аккуратность. То же можно сказать о большинстве городов «туристического интереса» — отели, как правило, уже есть, и неплохие, а все вокруг — жуть.

Добавлю, что качественные гостиницы тоже есть далеко не везде. У людей, которые занимаются отельным бизнесом, не хватает, на мой взгляд, вкуса и уважения к гостям. Например, где-нибудь на Ладоге ищешь качественный объект размещения. На картинке все приемлемо, но когда заезжаешь — понимаешь, насколько непрофессионально все устроено. Заходишь в номер, а там, к примеру, хозяйские вещи валяются. Возмущаешься, а в ответ слышишь - ну, а что такого? Может, я слишком взыскательный. Да, многое уже сделано, но все равно чувствуется состояние разрухи.

В Ленинградской области есть средневековый Выборг, который производит сильное впечатление, и в нем проведена большая реставрация, но ощущение разрухи не исчезает и там. Приозерск изменился. Тихвин тоже удивил, там многое появилось для туристов, но общий комфорт и порядок — пока еще недостижимый результат. Наверное, если брать известные туристические места в России, то максимально развита туристическая инфраструктура в Суздале, Ростове Великом, Твери, Архангельске. Есть города с историей, но насколько они интересны туристам, зависит от региональной власти, Рыбинск, например, это всего одна туристическая улица, а вот Плес (Ивановская обл - Ред.) и Кострома — на мой взгляд, идеальны с точки зрения туристической инфраструктуры. Глядя на них, хочется сказать: смотрите, такой может быть вся Россия. Нужно всю городскую среду — для туристов и не только — сделать такой, как там».

«За 3 тысячи рублей это прикольно, а за 12 тысяч — уже нет»

Антон Георгиев, «Медовый дом», «Крестецкая строчка»
Антон Георгиев, владелец производства «Медовый дом» и фабрики «Крестецкая строчка» (Новгородская область):

«Как часто путешествующий по регионам Севера-Запада, могу сказать, что в регионах, окружающих Петербург, точно не хватает туристической инфраструктуры, приемлемой в соотношении цена-качество. Отели мне нравились, когда они открывались по цене 3,5 — 4 тысячи рублей за ночь — это были номера, обставленные мебелью ИКЕА, в стиле лофт, но потом вырос спрос и цены на размещение выросли, так что сейчас это уже 10-12 тысяч за ночь. В таком случае путешественник может сказать: да, за 3-4 тысячи это было бы прикольно, но за 12 — лучше в Питере заселиться.

Важно отметить, что в премиальном сегменте средств размещения наблюдается большой дефицит, и от этого теряют все регионы. Премиальному туристу заселиться негде, поэтому по российским регионам ездят в основном эконом-туристы. Это важные люди, их надо хорошо обслуживать. Но если бы появились, к тому же, бутик-отели, резиденции, усадьбы, то поехал бы состоятельный клиент, и он бы больше тратил на месте. Могу привести в пример курорт Старая Русса — это часть истории Руси, прекрасные природные ландшафты, все есть — нет хороших отелей. А людям тяжело приезжать одним днем. Из положительных примеров могу отметить Суздаль и Плес — там много вариантов проживания, качественные рестораны, ухоженные пространства — инфраструктура готова».

«На отдыхе хочется праздника и новых впечатлений»

Юлия Пашковская, «Гранд Отеля Европа»
Юлия Пашковская, генеральный директор «Гранд Отеля Европа»:

«Ориентация гостиничного бизнеса Петербурга на внутренний рынок продолжается в течение последних трех лет. Более 90% гостей «Гранд Отеля Европа» приезжают из Москвы, при этом доля отдыхающих значительно возросла по сравнению с числом деловых путешественников. Отсюда все чаще мы получаем запросы на семейное размещение в соединяющихся или соседних номерах. Как правило, это семьи с детьми, а бывает и несколько поколений сразу.

В этом году мы перезапустили службу дворецких, которая была неактуальна в период резкого снижения загрузки последних лет. Этот сервис, предназначен для vip-гостей, размещающихся в исторических люксах и в президентском крыле. Дворецкие вступают в коммуникацию с гостями еще до их приезда, помогают спланировать и организовать программу пребывания в Петербурге в зависимости от целей гостя, встречают и сопровождают по необходимости в течение всего срока пребывания.

Рост загрузки за счет отдыхающих во многом обусловлен сокращением возможностей для заграничных поездок. Это влияет на программу пребывания гостей. На отдыхе хочется праздника и новых впечатлений, что способствует спросу на посещение нашего парадного ресторана «Европа», где проходят ужины-концерты с оперными и балетными партиями и воскресные бранчи.

С весны мы наблюдаем некоторый рост активности со стороны иностранных делегаций из Турции, Китая и Индии. Это деловые и правительственные группы, для которых важна четкая предварительная организация графика пребывания и питания».

Материалы выпуска
Рыночный расклад ​​​​​​​Хиты летней Арктики: киты, полярный день и Мончегорск
Рыночный расклад Чего им еще не хватает?
От первого лица «Цифровая трансформация — это не эволюция, а целостное изменение бизнеса»
От первого лица Поколение решительных пациентов
От первого лица «Российские мужчины перестали бояться пластических хирургов»
Экспертиза Двойственное положение
Экспертиза «Мы кардинально изменили свой подход к работе с инвесторами»
Тенденции Российское вино ищет путь к потребителю
Практика Душа в душу
Тенденции Поехали лечиться
Инновации Удивляйтесь, вникайте, опасайтесь: что бизнес думает о нейросетях
От первого лица «Такого роста в обрабатывающих отраслях у нас не было давно»
Компетенция «У корпораций нет представления о том, что они могут умереть»
От первого лица Дмитрий Ялов: «Наш бизнес оказался крайне мобилен»
Практика Искусственный интеллект формирует новые тренды
Скачать Содержание
Закрыть