Рынок пластической хирургии Санкт-Петербурга в 2023 году сохраняет темпы роста: несмотря на повышение цен, спрос на услуги врачей не сокращается. Значимым трендом текущего года медики называют рост числа пациентов в возрасте от 20 до 35 лет. С чем это связано, каковы особенности работы с новым поколением пациентов и каковы перспективы петербургского рынка эстетической медицины — в интервью РБК Петербург рассказала пластический хирург «Института красоты Галактика» Светлана Божор.
Рынок на подъеме
— Прошлый год оказался для рынка удачным, продолжился ли рост в 2023 году?
— Действительно, 2022 год стал для пластических хирургов успешным. Росло количество пациентов, в том числе и новых, соответственно, увеличивались и обороты клиник. Сейчас, по прошествии почти половины 2023 года, можно констатировать, что эта тенденция продолжается. Мы ожидаем и дальнейшего роста, по крайней мере в этом году. Понятно, что рост не может быть бесконечным, но на данном этапе глобальные положительные тренды дают нам самое главное — ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
— За счет чего растет количество пациентов в этом году?
— Пациенты, которые еще в прошлом году занимали выжидательную позицию, сейчас «выходят из тени». Например, пациенты, которые раньше оперировались за границей, сегодня по объективным причинам делать этого не могут и переориентируются на российские клиники. Плюс наши соотечественники, которые проживают за границей, как-то умудряются доехать до нас и прооперироваться на родине. Последнее обусловлено и экономическими соображениями. Несмотря на то что средний чек у нас вырос, стоимость аналогичной операции в России все равно ниже, чем в Европе.
— Какие качественные изменения на рынке пластической хирургии уже заметны в этом году?
— Самое главное и интересное — меняется поведение пациентов, они стали более дисциплинированными и мотивированными. Это логичный результат рыночных процессов, которые шли последние несколько лет. С доковидных времен средний чек на пластические операции значительно вырос — не менее чем на 35–40%, и на этом фоне пациенты кардинально изменили свое отношение к услугам врачей.
Раньше пациенты приходили на консультации, собирали информацию, долго осознавали, чего и когда они хотят, — одним словом, пребывали в некоем мечтательно-расслабленном настроении. И так же относились и к предстоящим возможным операциям и процедурам. Сегодня мы видим, что это витание в облаках уступило место сугубо деловому подходу: пациенты все чаще действуют по принципу veni, vidi, vici. Все больше людей, которые приходят и говорят: «Я хочу в такие-то сроки сделать такую-то операцию».
Пациенты стали более дисциплинированными и мотивированными
Молодые и быстрые
— Насколько это ускоряет принятие решения и его исполнение?
— В среднем в два раза. Раньше человек думал в среднем полгода, сегодня же средний срок между первичной консультацией и полученным результатом — три месяца, иногда даже месяц.
Раньше человек думал в среднем полгода, сегодня же средний срок между первичной консультацией и полученным результатом — три месяца, иногда даже месяц.
— Такой подход характерен для всех групп пациентов?
— Да, но особенно для молодых, в возрасте от 25 до 35 лет. А так как их становится все больше, то это можно считать важным изменением для сегмента пластической хирургии. В своей практике я сейчас часто сталкиваюсь с тем, что молодые пациенты просят сделать операцию побыстрее, аргументируя это тем, что они переезжают жить за рубеж, но прооперироваться хотят в России, потому что доверяют российским врачам больше, чем зарубежным.
— С чем глобально связан рост числа молодых пациентов? Можно ли говорить об устойчивой тенденции к «омоложению» пластической хирургии?
— Появлению этого тренда способствует общее ускорение жизни. Сегодня молодые девушки хотят выглядеть хорошо конкретно для себя, для своего внутреннего мироощущения и хотят добиться этого здесь и сейчас. Далеко не все они готовы чего-то ждать, как раньше ждали, — свадьбы, рождения детей, чтобы только потом заняться своей внешностью. Если в жизненных планах пациентки на ближайшие год-два не значится рождение ребенка, то смысла откладывать пластическую операцию я не вижу, особенно если некая проблема во внешности серьезно беспокоит.
Еще один тренд — рост обращений со стороны молодых мам. Я бы сказала, что сейчас это мощная тенденция, очень многие девушки хотят восстановить себя после родов. Также мы видим заметный рост числа пациентов среди мужчин 50+.
— Влияет ли увеличение числа молодых пациентов на используемые пластическими хирургами методики, технологии?
— Да, мы стараемся все свои навыки и умения направить на то, чтобы максимально сократить реабилитационный период, чтобы добиться естественного и при этом долговременного результата.
— На ваш взгляд, популярность пластических операций у молодых пациентов — это долгосрочная тенденция?
— Думаю, да, и это связано с поколенческими особенностями. По моим наблюдениям, сегодняшние молодые люди очень рассудительны, они четко понимают, чего хотят от этой жизни. К тому же сегодня в открытом доступе находится очень много информации, и ее изучение — а современные молодые люди прекрасно это умеют делать — дает понимание, что дает пластическая операция, когда это может быть необходимо и какие задачи может решить. И если ты обращаешься в проверенную клинику к грамотному, профессиональному врачу, то ты с гарантией получаешь ожидаемый результат.