В 2023 году рынок пластической хирургии, по прогнозам участников отрасли, вырастет на треть. Одной из причин роста является расширение аудитории, в том числе за счет пациентов-мужчин. За несколько лет количество запросов на пластические операции с их стороны увеличилось более чем в два раза, говорит главный врач клиники Dega Денис Агапов. О причинах популярности пластической хирургии и косметологии у мужчин и особенностях работы с ними — он рассказал в интервью РБК Петербург.
Маркетинговая победа
— С какими результатами петербургский рынок пластической хирургии заканчивает первое полугодие 2023 года?
— С очень хорошими. Мы успешно прошли первый пик годового сезонного спроса, который традиционно приходится на зиму и первые месяцы весны, и приближаемся к плановому летнему затишью. Но уже понятно, что спрос на эстетическую медицину не падает, пациентов меньше не становится. Рынок растет второй год подряд, в прошлом году мы, как и планировали, выросли где-то на треть и в этом году надеемся на такую же динамику.
— За счет чего удается поддерживать такие высокие темпы развития?
— Это — заслуга всех подразделений. Во-первых, это отличная работа отдела маркетинга, который сумел в кратчайшие сроки переключиться на новые принципы взаимодействия с имеющейся базой клиентов и с первичной аудиторией. Налаживание новых каналов коммуникации взамен ушедших соцсетей и видеосервисов — первоочередная задача для многих игроков рынка. От успеха этих мероприятий, без преувеличения, зависит будущее любой клиники. Во-вторых, оправдывают себя инвестиции в медицинское оборудование, в развитие аппаратной косметологии и в обучение сотрудников.
— Как обстоят дела с открытием новой клиники у площади Александра Невского?
— Общестроительные работы уже завершены, пытаемся подключиться к коммуникациям — воде, теплу, электричеству. Это занимает много сил и времени, мало того что далеко не копейки стоит, еще и административные барьеры возникают на каждом шагу. Но надеюсь, что все вопросы мы все-таки решим и из графика не выбьемся — откроемся, как и собирались, до конца года.
Тектонический сдвиг
— Какие изменения происходят сейчас в сегменте эстетической медицины?
— Пожалуй, отмечу расширение мужской аудитории, причем этот рост качественный. Если еще несколько лет назад из 100 пациентов мужчин было не больше семи-восьми, то сегодня этот показатель вырос более чем в два раза. Это очень отрадно, потому что отражает и общее состояние отечественной эстетической медицины, и изменения в менталитете людей. Мужчины перестали стесняться своего желания заботиться о своем здоровье, внешнем виде. Это поистине тектонические подвижки. Нечто подобное уже происходило с психологией. Были времена, когда посетить сеанс у психолога или психотерапевта считалось чем-то страшно-постыдным, а сегодня это стало нормой жизни.
Если еще несколько лет назад из 100 пациентов мужчин было не больше семи-восьми, то сегодня этот показатель вырос более чем в два раза.
— Что послужило толчком для таких перемен?
— Конечно, женщины. Когда мужчины видят, что женщины успешно делают косметологические процедуры или пластические операции, что в этом ничего страшного нет, а даже наоборот, то они со временем начинают задумываться о том, чтобы тоже попробовать. В первую очередь, конечно, мужчины начинают с визитов к косметологу, тут немного, там чуть-чуть — все-таки с ходу согласиться на операцию пока еще сложно. А когда косметологическая процедура прошла успешно, комфортно, с видимым результатом, можно рассмотреть и более серьезное вмешательство.
— Какие операции востребованы у мужской аудитории?
— Те же, что и у женской: ринопластика, пластика тела, омоложение лица. Но, конечно, при работе с пациентами-мужчинами нужно учитывать особенности — мужской фенотип лица, более быструю регенерацию тканей, особенности послеоперационного восстановления. Например, у мужчин очень мягкая кожа и крупные сосуды, поэтому реабилитация на первых порах проходит сложнее, зато быстрее сходят синяки и отеки, как правило, в течение двух недель.
Другие техники
— Отличаются ли техники и методики проведения пластических операций у мужчин и у женщин?
— Конечно. Взять ту же ринопластику. За коррекцией носа обращаются мужчины, у кого в анамнезе были спортивные травмы, или же обладатели врожденных дефектов носовой перегородки. Таким пациентам показана не классическая ринопластика — коррекция формы носа, а риносептопластика, в ходе которой восстанавливается функция носового дыхания. Эта операция обычно проводится в сочетании с другими, например с эндоскопическим омоложением лица. После такого «набора» пациент становится другим человеком — мало того что он лучше выглядит внешне, так он еще зачастую впервые за много лет начинает свободно дышать. Но самое главное в мужской пластике, оно же самый главный страх мужчин-пациентов, не допустить феминизации облика. Это настолько важный момент, что мы в клинике проводим специальные лекции и практические занятия на тему «Омоложение мужского лица», во время которых хирурги делятся друг с другом нюансами работы с пациентами-мужчинами.
У нас на данный момент доля пациентов-мужчин составляет 18%.
— Реально ли, на ваш взгляд, в обозримой перспективе достичь паритета в гендерной принадлежности пациентов пластических хирургов?
— Это невозможно. По статистике, до хирургов доходит не больше половины мужчин — пациентов клиник эстетической медицины. То есть, чтобы достичь гендерного паритета, нужно, чтобы все 100% мужчин посещали хотя бы косметолога, но таких показателей нет даже по женской аудитории, которая за свою внешность переживает гораздо сильнее. У нас на данный момент доля пациентов-мужчин составляет 18%, при этом в мировой практике максимально достигаемое соотношение пациентов-женщин и мужчин — 80:20. И я думаю, что это предел.