От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Время мономоделей прошло: как развивается рынок полуприцепов в России

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Генеральный директор механического завода «Сотранс» Алексей Ильин — о развитии отечественного рынка прицепной техники, новых вызовах и ответах на них

Рынок прицепной техники продолжает адаптироваться к новым реалиям, сложившимся после ухода европейских игроков и смены поставщиков комплектующих. Спрос на продукцию есть, и о затишье точно говорить не приходится. По данным НАПИ, за 4 месяца 2023 года в стране реализовали на 4,6% прицепов и полуприцепов больше, чем годом ранее. О главных задачах производителей и преимуществах отечественной продукции — в интервью РБК Петербург рассказал генеральный директор механического завода «Сотранс» Алексей Ильин.

Создание конкурентного продукта

— Как и почему было принято решение о запуске собственного производства?

— Мы работаем в рамках большого холдинга, который в 2022 году отпраздновал свой 30-летний юбилей. За эти годы был саккумулирован большой опыт эксплуатации прицепной техники и предоставления транспортно-логистических услуг. У нас есть свои сервисные центры, мы были дилерами многих известных брендов, которые ушли из России. Продавая и эксплуатируя полуприцепы в разных регионах, мы анализировали преимущества и недостатки продукции конкурентов и пришли к выводу, что можем сделать полуприцеп, который по эксплуатационным характеристикам будет во многом отвечать уровню тех моделей, которые есть на рынке, или даже превосходить их.

Учитывая наш обширный парк, сначала речь шла о создании продукта, который нужен прежде всего нам, как компании, которая эксплуатирует транспортные средства. В этом процессе большую роль сыграл и наш опыт обслуживания полуприцепов в дилерской сети холдинга — опираясь на него, мы смогли сконструировать прицеп с оптимальными характеристиками, упростив его обслуживание и сделав вопросы эксплуатации для клиента комфортными.

— Момент запуска производства в 2021 году был удачным, на ваш взгляд?

— Мы входили в рынок при совершенно другом его наполнении и были готовы конкурировать в том числе с Schmitz Cargobull, Kögel, Wielton, Krone и другими европейскими производителями. В 2021-м мы сделали этот шаг, потому что чувствовали, что можем реализовать задуманное. Тогда мы не просчитывали сценарии с введением санкций, уходом ключевых игроков по полуприцепам с российского рынка, проблемы с импортом комплектующих.

Постфактум можно говорить, что мы запустились в удачный и даже уникальный момент, но он не был просчитанным. Мы понимали, что грузоперевозки будут развиваться, и делали ставку на это.

— Производство полуприцепов было начато для закрытия внутренних потребностей холдинга или вы сразу ориентировались на внешний рынок?

— На старте это было ограниченное производство. Прежде всего мы фокусировались на том, чтобы закрыть потребности собственного парка. Второй задачей была проверка нашей продукции в разные времена года, в разных климатических зонах и на разных дорогах.

За полтора года, когда нам нужно было удовлетворить в первую очередь потребности своего парка, мы произвели 100 полуприцепов. Получая и анализируя фидбэк, поняли, что получилось создать качественный продукт.

Проектная мощность нашего производства составляет более 4 тыс. единиц. Мы активно наращиваем производственные мощности в данном направлении, и могу сказать, что показатель 2023-го будет несопоставим с показателем предыдущего года.

Наш интерес к реализации полуприцепов обрел уже совершенно иные измерения, мы готовы к тому, чтобы продвигать продукцию на рынке в других объемах. И мы видим спрос. Он, безусловно, оказывает влияние на развитие производства. Сказывается, конечно, и ряд других факторов, но мы настроены оптимистично и со своей стороны делаем правильные вещи, которые будут востребованы на рынке в долгосрочной перспективе.

Наш интерес к реализации полуприцепов обрел уже совершенно иные измерения, мы готовы к тому, чтобы продвигать продукцию на рынке в других объемах.

География закупок

— Как вы искали площадку и формировали производственные линии?

— Вопрос о поиске площадки для нас не стоял, поскольку у нашей компании имелась достаточно большая территория для реализации проекта. И это был не пустырь, а промышленная площадка с развитой логистической и инженерной инфраструктурой.

Поэтому мы занялись прежде всего выстраиванием поточного конвейерного производства. Здания, где базируется производство, спроектированы и построены так, чтобы можно было развернуть технологию грамотным образом, обеспечить тактовый конвейер. Безусловно, были определенные нюансы с точки зрения оптимизации внутренних логистических и технологических потоков, но это не было серьезным вызовом.

— Пандемия и санкции 2022 года не помешали закупке необходимого оборудования? Выбор в пользу каких производителей вы сделали в итоге?

— Санкции в той или иной мере помешали всем. Поэтому мы, как и наши конкуренты, и компании из других отраслей промышленности столкнулись с похожими проблемами и начали их решать. Конечно, ограничения сказались, но я бы не сказал, что новые обстоятельства помешали нашему росту и развитию.

Если говорить о производителях, к сожалению, выбор сейчас не очень большой. Как я уже упоминал, еще до пандемии и санкций нам удалось приобрести оборудование европейских производителей. А сейчас фокус на Турции, Иране и Китае.

— Как бы вы сегодня описали преимущества собственного производства?

— Если говорить о преимуществах, нужно понимать, что речь идет о новом конвейерном поточном производстве, выстроенном не из гаража, а созданном по всем передовым принципам автопрома и оснащенном современным оборудованием. Еще до введения санкций у нас была возможность приобрести его в Европе. Сейчас мы используем для поставок и турецкие, и китайские каналы.

С самого начала мы могли закладывать правильный принцип организации производства, выстраивания технологических линий. Учитывая опыт нашей собственной эксплуатации, было принято решение использовать только высокопрочные стали с классом прочности не ниже 690 МПа, цинковать все металлоконструкции, чтобы обеспечить высокую долговечность и антикоррозийную защиту. Конструкцию самой рамы мы сделали не цельносварной, а сборной, аналогично конструкторско-технологическим решениям Schmitz, чтобы увеличить производительность и максимально упростить послепродажное обслуживание. Думаю, мы смогли найти баланс себестоимости, надежности и конечных эксплуатационных качеств. Но останавливаться на достигнутом не собираемся, будем совершенствовать продукт.

С самого начала мы могли закладывать правильный принцип организации производства, выстраивания технологических линий.

— Во сколько обошлось строительство завода? За счет каких средств оно финансировалось?

— Безусловно, это дорогостоящий проект. Это не гринфилд, когда человек приходит в поле, покупает землю, осуществляет там капитальное строительство и так далее, поэтому финальные цифры я бы не назвал, чтобы не звучать некорректно. Но уже сейчас можно говорить, что в производство вкладываются сотни миллионов рублей. И реализуется он за счет наших собственных средств.

За помощью к банкам мы не обращаемся, но серьезно работаем с госструктурами относительно получения субсидий, компенсации утилизационного сбора и так далее. В этом моменте — да, мы, безусловно, просим содействия. Что касается капитального строительства, технологического развития, то прежде всего мы рассчитываем на себя.

Диверсификация модельного ряда

— Какие прицепы сегодня пользуются наибольшим спросом?

— Востребованы разные модели. Можно выделить шторные полуприцепы различных модификаций. Мы начали выпускать и полуприцепы-рефрижераторы, контейнерные площадки. Классика жанра в общем-то.

— Планируете ли расширение линейки производства?

— Безусловно, делать ставку на какую-то мономодель было бы неправильно. Прошли те времена, когда какой-то завод выпускал 10 тыс. одинаковых моделей, удовлетворял спрос и потом закрывался. Диверсификация модельного ряда неизбежна, и мы закладываем это в технологических цепочках.

Мы работаем для удовлетворения потребностей клиента и готовы удовлетворять разные запросы рынка и спрос в любом объеме. Мы видим, что он есть. Наша продукция востребована, и мы продолжаем развиваться и экстенсивно, и интенсивно.

В ближайшие пару лет мы планируем очень серьезно расширить нашу продуктовую линейку, поэтому по разным направлениям ведется покупка оборудования и организация строительства площадей под размещение новых линий, причем мы говорим тут не только о полуприцепах.

В долгосрочной перспективе нам, безусловно, интересно осваивать и самосвальные кузова, и автобусное направление в сегменте InterCity. Планы интересные, но всех секретов раскрывать не буду.

Делать ставку на какую-то мономодель было бы неправильно. Прошли те времена, когда какой-то завод выпускал 10 тыс. одинаковых моделей, удовлетворял спрос и потом закрывался. Диверсификация модельного ряда неизбежна.

— Вы упомянули рефрижераторные полуприцепы, в чем основные сложности их сборки?

— Я бы не говорил о сложностях, это просто другая технология. И главная особенность — это формирование изотермических панелей. Прицеп-рефрижератор должен сохранять определенный температурный режим внутри кузова. Мы на данный момент освоили изготовление изотермических панелей, выпустили первые образцы продукции, уже ставим на поток.

Сейчас сложность связана с комплектующими, потому что холодильные установки, к сожалению, не производятся в России, что становится, скажем так, ограничивающим фактором. То есть тут дело не в сложности технологии, это именно вопрос доступности комплектующих на российском рынке.

— Каковы ключевые преимущества полуприцепов отечественной сборки?

— Исторически преимуществом была цена, когда отечественные производители полуприцепов конкурировали с предприятиями из Европы и других стран мира в основном ценой. Сейчас нужно понимать, что в составе российского прицепа, как правило, 60–70% комплектующих иностранного производства: это осевые агрегаты, тормозная система, механизм сдвижной крыши и так далее. В России очень немногие предприятия смогли локализовать производство данных комплектующих, но они есть, и они известны.

Сейчас очевидно, что главной задачей остается максимальная локализация производства комплектующих на российском рынке. И мы с коллегами в своем сегменте, безусловно, пытаемся решить этот вопрос, в том числе на уровне правительства.

Я считаю, что с точки зрения эксплуатации все существующие производители полуприцепов абсолютно отвечают тем требованиям, которые выдвигает клиент. Однозначно могу сказать, что продукт, который мы выпускаем, по качеству не уступает европейским аналогам. Мы интегрировали в конструкцию нашего прицепа весь опыт и наши технологические возможности. То же самое делают и другие производители полуприцепов. И на мой взгляд, российские прицепы сегодня — очень достойная продукция.

О перспективах отрасли

— Как завод будет развиваться в будущем? Какие планы на 2023 год?

— В этом году мы планируем и дальше развивать производство, расширять модельную линейку. Рынок грузоперевозок не остановится, просто будет меняться, и к этому каждый будет адаптироваться по-своему. Мы инвестируем в наш завод.

— А на ближайшие пять лет?

— В наших планах — стать одним из самых крупных машиностроительных заводов в сегменте производства полуприцепной и прицепной техники, в сегменте обслуживания клиентов, занимающихся грузоперевозками. Таковы наши амбиции на ближайшие три-пять лет. И эту цель мы считаем достижимой.

— Как вы оцениваете ситуацию на рынке грузоперевозок на текущий момент? Какие основные проблемы стоят перед отраслью?

— Я могу оценить ситуацию именно с точки зрения производственника. На мой взгляд, к числу проблем можно отнести развитие сервисной сети обслуживания. Клиент, который имеет даже один прицеп, а тем более парк прицепов, не должен испытывать с этим никаких проблем, в каком бы уголке России или ближнего зарубежья он ни находился. Речь о развитии именно технической поддержки клиента. В идеале, конечно, необходимость в этом должна быть минимальной, а прицепы — максимально высокого качества, чтобы владельцам не нужно было решать проблемы в связи с их поломкой.

Наш интерес к реализации полуприцепов обрел уже совершенно иные измерения, мы готовы к тому, чтобы продвигать продукцию на рынке в других объемах.

Поэтому мы продаем не только продукт, но и его жизненный цикл. И когда он выходит за периметр завода, он должен исправно ездить много лет и не доставлять проблем клиенту. Над этим надо работать всем, не только нашему производству. Думаю, что коллеги по цеху с этим согласятся.

От первого лица «Цифровая трансформация — это не эволюция, а целостное изменение бизнеса»
Материалы выпуска
Рыночный расклад ​​​​​​​Хиты летней Арктики: киты, полярный день и Мончегорск
Рыночный расклад Чего им еще не хватает?
От первого лица «Цифровая трансформация — это не эволюция, а целостное изменение бизнеса»
От первого лица Поколение решительных пациентов
От первого лица «Российские мужчины перестали бояться пластических хирургов»
Экспертиза Двойственное положение
Экспертиза «Мы кардинально изменили свой подход к работе с инвесторами»
Тенденции Российское вино ищет путь к потребителю
Практика Душа в душу
Тенденции Поехали лечиться
Инновации Удивляйтесь, вникайте, опасайтесь: что бизнес думает о нейросетях
От первого лица «Такого роста в обрабатывающих отраслях у нас не было давно»
Компетенция «У корпораций нет представления о том, что они могут умереть»
От первого лица Дмитрий Ялов: «Наш бизнес оказался крайне мобилен»
Практика Искусственный интеллект формирует новые тренды
Скачать Содержание
Закрыть