Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Импортозависимость в кармане

Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург
Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург
Руководитель Центра профессиональных управленческих сообществ уровня регион и муниципалитет Дмитрий Гришин — о том, какие риски для цифровой трансформации сейчас наиболее критичны и кого они затрагивают.

«Западноевропейские и американские санкции поставили наши страну в достаточно сложные условия — это касается многих сфер, и в том числе — цифровизации. В кармане почти каждого из нас лежит импортозависимое устройство, и это очень серьезная проблема — и для его владельца, и для бизнеса, и уж точно — для государства.

При этом мы уже успели оценить, что произойдет, если какая-то из функций или популярных приложений будут отключены. Вспомните про беспроводной платежный сервис, который перестал работать с картами отечественных банков: он бы настолько распространен, что люди перестали носить с собой кошельки и банковские карты. Но после отключения сервиса пришлось возвращаться к старым привычкам или искать обходные пути. Пострадал не только комфорт потребителей — бизнесу пришлось перенастраивать системы приема платежей. Причем весьма существенно и очень быстро, чтобы не потерять обороты — повезло, что альтернативные решения нашлись.

Но ведь так может быть не всегда. Если вдруг смартфоны потеряют часть функциональности (а это может быть что угодно — от камеры до передачи данных), мы окажемся в зоне повышенного риска. Ведь сейчас точка роста взаимодействия цифрового государства с гражданами, а также с бизнесом и даже органами власти на местах — это тот самый смартфон, который есть у каждого. Все государственные сервисы, которые так долго выстраивались и развивались, окажутся многим недоступны. И это, на мой взгляд, проблема, не менее серьезная, чем нехватка серверов и систем хранения данных, о которых так много говорят.

Но, конечно, смартфоны зарубежного производства — далеко не единственная проблема на пути цифровизации в нашей стране. Я как человек, глубоко погруженный в государственное и особенно муниципальное управление, могу утверждать, что кадры, готовые к изменениям и имеющие критические компетенции, в том числе цифровые, отсутствуют на очень большой части нашей страны. Хоть представители бизнеса и жалуются постоянно на нехватку квалифицированных кадров, в действительности им еще везет, ведь доступ к кадрам у них есть, и они вполне могут конкурировать за нужных людей условиями труда и зарплатами. В управлении на уровне регионов и муниципалитетов нет и этого. Так что рассуждать об импортозамещении в разрезе цифровой трансформации без отрыва от создания компетенций категорически нельзя.

К тому же нельзя забывать, что перед управленцами уровня муниципалитетов и регионов стоят несколько иные задачи. Многие организации более высокого уровня жалуются на то, что приходится замещать зарубежное программное обеспечение отечественным. Муниципалитеты уже давно руководствуются Реестром отечественного софта, могут пользоваться гособлаком и другими инструментами, которые предлагает им государство. Поэтому актуальность импортозамещения в этом сегменте не столь велика.

Проблема в другом. Муниципальное самоуправление — это все-таки отдельная ветка власти, не вертикаль, она номинально по законодательству является самоуправлением, а все программы цифровизации заканчиваются на уровне регионов. И возникает такая ситуация: внедрение необходимого для повышения зрелости цифровизации решения стоит условный 1 млн руб. или даже 300 тыс., а для конкретного главы крупного муниципалитета или среднего муниципалитета на другой чаше весов ремонт двора либо покупка какого-то оборудования. Будем честны: в этом случае чаша весов пока далеко не всегда склоняется в сторону цифровизации. Снизить затраты, возможно, помогла бы некая централизация закупок, но пока ИТ-вендорам на этом уровне приходится взаимодействовать фактически с каждым муниципалитетом отдельно. Это малоэффективно и дорого для бизнеса.

Так что, помня о санкционных проблемах, не стоит забывать и о том, что есть другие сложности, которые до сих пор не решены. Концентрироваться надо на том, чтобы обеспечить гражданам нашей страны возможности цифрового взаимодействия на всех уровнях, а следовательно — надо обсуждать тематику адаптации ИТ-продуктов к потребностям не только крупного бизнеса или министерств и ведомств, но и органов управления на уровне регионов и муниципалитетов».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Компетенция Стандарты цифровизации требуют динамики
Материалы выпуска
Практика Какие электронные сервисы нужны городу
Инструменты Бизнес и государство пересматривают подход к информационной безопасности
От первого лица «Дешевые деньги закончились — цифровизация продолжается»
Инновации Какие угрозы порождает цифровизация, и как с ними бороться
Инструменты Стандарты в IT: как создать и не заблокировать развитие отрасли
Инструменты Импортозамещение в IT: проблемы, способы решения и перспективы
Инструменты Технологический суверенитет не требует изоляции
Компетенция «Стандарт — это всегда инструмент лоббизма»
Решения Импортозамещение vs параллельный импорт
Компетенция Импортозависимость в кармане
Компетенция Стандарты цифровизации требуют динамики
Практика Кадровый голод в ИТ: вызов без ответа
Инновации На пороге массового внедрения: как меняется концепция «умного дома»
Рыночный расклад ИТ-импортонезависимость на перекрестке трех дорог
Инновации Цифровой Петербург: как развивать умный город в новых условиях
Содержание
Закрыть