«Сообщество профессионалов, связанных с дорожно-транспортной отраслью, уже пару лет назад указывало на то, что у нас нет разработанной на годы вперед программы стандартизации цифровых аспектов. Мы говорили о том, что нет даже понимания того, что первично в этом направлении, а что вторично. И хотя можно сказать, что с мертвой точки сдвинуться удалось, похвастаться какими-то серьезными успехами до сих пор нельзя.
Например, в отношении интеллектуальных транспортных систем мы только подходим к формированию комплексной программы стандартизации: работы ведутся локально, они связаны с какими-то отдельными подсистемами, но и это уже хорошо. Плохо другое: несмотря на наличие понимания значимости стандартов готовят их спустя рукава, зачастую без приглашения экспертов.
Признаю: у нас очень мало тех высококвалифицированных специалистов в области ИТС, кто мог бы и грамотно с технической точки зрения, и с учетом отраслевой специфики, и лаконично, понятно описать область применения стандартов и их суть. Так что мы получаем проект стандарта на уровне студенческих работ, который мало кого в действительности устраивает. К тому же часто оказывается, что разработчик не посоветовался с профсообществом. Я уверен, что нужны обязательные общественные обсуждения.
Много вопросов есть и к самому процессу написания стандартов. Сегодня используется классическая схема: кто-то написал техническое задание, затем кто-то подготовил конкурсную документацию на его основе, отыграли конкурс — и ждем, пока выигравший напишет стандарт. Потом в каком-то узком кругу людей (и это далеко не всегда признанные эксперты) собираются замечания и отзывы, они сводятся воедино — на этом этапе часто замечания оказываются удобными для какой-либо одной компании. Далее идет процесс согласования с представителями смежников, которых область стандартизации так или иначе касается. Это очень медленная, негибкая структура процесса, которую, как мне кажется, уже пришла пора менять.
Еще один важный нюанс стандартизации состоит в том, что нужно работать не только на текущую ситуацию, но и на перспективу. Технологии развиваются очень быстро, и нам нужно опережающее регулирование. Если посмотреть на область ИТС, то те дорожные контроллеры, которые сегодня используются в системах, уже должны выполнять свои функции в условиях потребности обеспечить адаптивное управление транспортным потоком на перекрестках, а уже завтра обеспечивать безопасность присутствия беспилотного автотранспорта на дорогах общего пользования.
Думаю, что стандарты, связанные с цифровыми технологиями, должны быть гибкими и оперативно дорабатываемыми, иначе мы не будем успевать за реалиями технологического развития, ведь мы живем в те времена, когда изменения происходят очень динамично. Нам в Ассоциации видится наиболее целесообразным следующих подход к разработке стандартов. Если мы хотим что-то зарегулировать, написать какой-то стандарт, то на первом этапе должно быть запущено концептуальное обсуждение. В его рамках надо будет обсудить, что и как будет отражено в документе. Только в этом случае на выходе мы получим учитывающий тренды, потребности бизнеса и возможности ИТ-отрасли стандарт, который не будет оторван от реальности. После того, как такое концептуальное понимание будет сформировано, можно проводить конкурс, выбирать исполнителя и т.д. Ошибок и недоработок в этом случае будет значительно меньше.
Также мне видится правильным идти от стандартизации того, что имеет межотраслевое значение. Классический пример — технология информационного моделирования, над которой сейчас работают участники технического комитета ТК-505. Цель здесь одна: создавать информационные модели, но касается это и жилого строительства, и промышленного, и таких линейных объектов, как дороги. Конечно, каждая сфера применения имеет собственную специфику, но нужно найти этот правильный баланс, чтобы верхнеуровневые моменты, которые требуют регуляторики и стандартизации, удовлетворяли все смежные отрасли, а каждое отдельное направление понимало свои особенности и преломляло стандарт под индустриальные реалии. В остальных сферах стоит также идти этим путем».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.