Рынок «умного» дома привлекает многих: ИТ-вендоров, интеграторов, девелоперов и управляющие компании. Каждый из них хочет стать частью быстрорастущего сегмента. Государство в попытках нормализовать и взять под контроль ситуацию пытается начать регулировать этот рынок. Потребитель, со своей стороны, уже распробовал преимущества технологий и готов ими пользоваться. Несмотря на все это сегмент smart home развивается недостаточно быстро, считают участники дискуссии, организованной РБК Петербург. Причина в том, что все акторы говорят на разных языках и найти точки взаимодействия пока сложно.
Неопределенный рынок
С данной темой связана огромная терминологическая неопределенность. Некоторые эксперты предлагают выстроить цепочку, отражающую развитие концепции, от «умной» квартиры через «умный» дом и далее «умный» квартал к умному городу. Концепция ломается, когда вспоминают, например, об «умном» здании или об ИЖС. В чем разница между зданием и домом и применим ли к частному дому термин «умный дом» или надо и в этом случае говорить об «умной» квартире, эксперты не могут сказать точно.
Другая точка неопределенности — слово «умный». Ряд экспертов говорит, что то, к чему сейчас применяется этот термин, вовсе не «умное», а разве что «автоматизированное», а это гораздо более низкий уровень технологичности. В качестве альтернативы предлагаются и другие варианты: интеллектуальный, цифровой, энергоэффективный и т.д. — но они также имеют разную смысловую нагрузку.
Например, топ-менеджер петербургского интернет-провайдера Александр Куркин предлагает разграничивать понятия «цифровой» и «умный». «Умная система – та, которая позволяет человеку или организации минимизировать рутинную нагрузку, принимая самостоятельные решения в ходе операций. Например, сразу после того, как человек выключил утром будильник, система автоматически включит чайник, так как кипяток понадобится для приготовления завтрака, или бойлер, чтобы была горячая вода для умывания. Есть и сценарии, необходимые управляющей компании: при заполнении контейнера мусором на половину система автоматически отправит заявку на его вывоз оператору — таким образом будет гарантирован своевременный и оперативный вывоз мусора без лишних визитов сотрудников сервисной компании. Т.е. будет запущен сценарий в рамках квартиры, дома или ЖК — пока мы этого не видим».
Вопрос договороспособности
Осложняется ситуация и тем, что интерес к умному дому акторов очевидно связан с различными целями. Девелоперы, разумеется, хотят продавать больше квартир, ИТ-компании — расширить свой рынок сбыта, а интеграторы на этом заработать. Но даже со стороны регулятора есть расхождения, зачастую мешающие договориться и найти точки соприкосновения.
Так, по мнению участников дискуссии, Минпромторгу необходимо добиться локализации производства всей элементной базы, цифровизации всех отраслей промышленности, включая строительную и ЖКХ. KPI Минстроя завязаны на уменьшение стоимости квадратного метра жилья, что не коррелирует с его комфортностью. Минцифры заинтересован в достижении безопасности и совместимости всех сервисов. Так что, хотя заседания профильных рабочих групп эксперты называют сравнительно результативными, до достижения полного консенсуса далеко.
Не удивительно, что в таких условиях и отношение к появлению соответствующего стандарта не самое позитивное. Есть те, кто очень ждет его, но их не так много. Большинство участников рынка либо негативно воспринимают перспективу стандартизации, называя ее сдерживающим фактором для развития рынка, либо говорят о явной преждевременности ее появления. Последние мотивируют свое отношение тем, что мировой рынок еще не определился со стандартами, а мы пытаемся бежать впереди паровоза. К тому же стандарт может помешать развитию отечественных разработок, ограничив полет фантазии местных кулибиных.
«Стандарты должны вводиться только тогда, когда пилоты отработаны, выбраны лучшие практики. Если стандарты написаны до этого, будут ошибки, которые, скорее всего, оттолкнут рынок в пропасть», — объясняет топ-менеджер телеком-компании Александр Васильев.
При этом часть участников рынка ждет от стандарта фиксации единых технологических и технических правил, которые позволят облегчить интеграцию решений между собой и не изобретать велосипед при внедрении каждого следующего продукта. Другие уверены, что стандарт в первую очередь должен прописать, что именно можно считать тем самым «умным» домом и какая технологичная начинка будет привязана к определенному классу жилья. Это позволит сблизить ожидания девелоперов, управляющих компаний и покупателей квартир и домов.
Такие разногласия и недопонимание стимулируют и нежелание многих девелоперов рисковать, вкладываясь в новые технологии, хотя зрелость конечных потребителей в отношении «умных» домов существенно повысилась. «Еще 5-10 лет назад предложение сделать в квартире «умный» дом, который позволит управлять всеми устройствами голосом, было бы встречено скептически. Сейчас этим никого не удивишь», — объясняет топ-менеджер компании-дистрибьютора Павел Вьюков. И все же, как отметил эксперт, пока никто из застройщиков так и не рискнул предложить будущим жильцам не просто квартиру с определенными сервисами и технологичностью, а полностью «умную».
Новое и старое
Еще один аспект, который сдерживает развитие рынка «умных» домов, связан с заметным расслоением районов и населенных пунктов в целом. Не секрет, что уровень технологичности новых домов гораздо выше, чем тех, что были построены уже давно и тем более — зданий в историческом центре. В последних до сих пор может не быть даже качественной и конкурентной телеком-инфраструктуры.
В давно сданном в эксплуатацию жилье внедрение умных технологий преимущественно ложится на плечи самих владельцев квадратных метров. Поэтому и спектр внедряемых технологий ограничивается исключительно пользовательскими, да и эффективность их оказывается гораздо ниже.
«Я живу в такой квартире — «умной», но в доме постройки вековой давности, дом не умный совсем. Поэтому жизнь в ней не полностью отвечает моим ожиданиям. Да, я потребляю меньше тепла, но не плачу за него меньше – т.к. взаимодействия между квартирой и домом нет — ее «умность» в блокаде инфраструктурной «неумности» дома. Есть, конечно, некоторая добавочная полезность в виде контроля освещенности, температуры и влажности, которые сказываются на удобстве и качестве жизни. Также локализованы системы инженерной и физической безопасности», — рассказывает генеральный директор АНО «Умный МКД» Никита Уткин.
По его мнению, это системы типа «дом в доме» и нормальному покупателю такое не продашь: «Нужны более весомые профиты, например, оптимизация ресурсов с экономическими эффектами (а не как у меня: я потребляю меньше, а по мне бьют тарифом), качественный сервис, соединение с домовой инфраструктурой, составная безопасность или хотя бы некоторая элитарность жилья. Поэтому и старые дома нужно развивать хотя бы в части доступа к современной цифровой инфраструктуре».
Под санкционным давлением
Последние полгода для рынка smart home актуальными оказались и риски, связанные с санкциями и сбоем цепочек поставок: многим пришлось искать новые каналы ввоза оборудования, других подрядчиков и партнеров, перестраиваться на отечественные решения. Велика стала вероятность сдачи в эксплуатацию жилых комплексов, где первая очередь работает на одних технологиях и вендорах, вторая — на других, а последняя может оказаться вообще без «умной» составляющей.
Ощутили изменения и конечные пользователи. Например, Павел Вьюков указывает на то, что поменялся ассортимент консьюмерских устройств: ушли многие западноевропейские и американские производители. В сегменте крупной бытовой техники это были ключевые игроки. И все же говорить о том, что российский рынок «умного» дома от этого очень сильно проиграл, не стоит. По словам эксперта, китайские производители сумели сделать устройства «умного» дома более интересными для потребителей — в том числе за счет цены и высокой скорости интеграции инновационных технологий.
Эксперты уверены, что на данный момент ситуация с поставками более-менее нормализовалась, и все, кто хотел, вполне могут найти необходимые решения. В будущем же девелоперы будут уже на старте проекта ориентироваться на отечественные и азиатские разработки. Это, весьма вероятно, несколько изменит состав предлагаемых покупателям жилья сервисов, однако глубину трансформации пока спрогнозировать сложно.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.