Петербург находится в числе городов-лидеров по уровню цифровизации. Только утвержденная в 2021 году стратегия цифровой трансформации города включает в себя более 70 проектов во всех социально значимых сферах городского хозяйства. Но участники дискуссии, состоявшейся в рамках форума «Технотренды» РБК уверены, что в погоне за цифрой не стоит забывать о здравом смысле и логике — только в этом случае можно будет добиться баланса между расходами на цифровизацию города и ее эффективностью, а также справиться с проблемами, которые возникли из-за санкций.
Не цифрой единой
Интерес к цифровизации городов обусловлен тем, что цифра вполне может стать драйвером развития территорий, обеспечить рост уровня комфорта жителей, способствовать созданию условий для увеличения надежности коммунальной инфраструктуры и сбалансированного развития городского хозяйства. Еще в прошлом году глава Минцифры Максут Шадаев в числе приоритетных направлений цифровизации городов выделил создание цифровых платформ обратной связи с жителями, привлечение населения к выбору объектов для благоустройства и развития транспортной инфраструктуры и постепенный перевод управления многоквартирными домами в электронный формат.
В Петербурге сделано уже многое, а планы — еще более амбициозные. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин на одном из профильных мероприятий рассказал, что к 2024 году доля доступных в электронном виде госуслуг составит 95%, к 2030 году все петербуржцы смогут получать рецепты в электронной форме, а половина — еще и консультации врачей в режиме видеоконференцсвязи. Ждут нас нововведения и в сфере образования, транспорта, соцзащиты и т.д.
Участники дискуссии уверены: цифровизация полезна и перспективна, но она не панацея, и многие проблемы требуют решения прежде всего на уровне логики и здравого смысла. Не стоит пренебрегать давно проверенными методами: эксперты напомнили о том, что как минимум в сфере благоустройства территорий user experience [пользовательский опыт – ред.] научились собирать еще в Древнем Риме без всякой цифры, выпуская стадо коз протаптывать дорожки. В Швеции и сейчас дорожки прокладываются только после того, как их протоптали люди. Внедрять цифровую систему сбора предложений от граждан для этого не требуется — достаточно просто посмотреть на землю.
А цифрового двойника города при оценке изменения освещенности при уплотнительной застройке в Бостоне успешно заменяет деревянная модель города и фонарик, который имитирует движение солнца по небосводу.
Это не значит, что нужно отказаться от цифровизации — целесообразно использовать симбиоз накопленного опыта и цифры. В той же Швейцарии работает «антимусорная» инициатива, предполагающая необходимость выбрасывать мусор только в специальных пакетах, деньги за которые идут на постройку перерабатывающих заводов, отмечает Павел Вьюков, один из топ-менеджеров компании, специализирующейся на ИТ-дистрибьюции. Этой инициативе уже много лет, и в последнее время контроль за использованием пакетов и за выбрасываемым мусором все больше уходит в цифру.
Есть и другие примеры. Например, в Тель-Авиве давно борются с загрязнением города фекалиями животных, хозяева которых должны убирать за ними. Не так давно цифра позволила вывести инициативу на новый уровень: в городе провели глобальную кампанию по сбору базы данных ДНК домашних животных. С ней сравнивают образцы не убранных с улиц фекалий и рассылают владельцам штрафы.
Экономика и импортозамещение
Особенно актуальным видится сохранение нецифровых практик вкупе с цифровыми именно сейчас, когда все отрасли столкнулись с проблемами и ограничениями, вызванными уходом с российского рынка зарубежных вендоров. Как и в других сферах, негативными факторами могут стать нехватка софта и «железа» — даже несмотря на сравнительно высокий уровень импортозамещения во всех направлениях, связанных с государством.
Но главное, что волнует всех, кто так или иначе связан с проектами по цифровизации городов или хочет в них участвовать — это сохранение прежних объемов инвестиций. Несмотря на то, что руководство страны уже заявило о планах по сохранению вложений, эксперты предсказывают более вдумчивое расходование средств. А кроме того, в перспективе, по мнению участников дискуссии, вероятно усиление контроля за процессом и результатами.
Глава телеком-компании Дмитрий Петров видит в текущей ситуации некоторый позитив: «Если говорить непосредственно о цифровизации города, то санкции и изоляция помогут внедрять решения более эффективно — просто жизнь заставит. Если раньше госсектор не славился эффективностью инвестиций, то сейчас на этот показатель придется ориентироваться».
Эксперты подтверждают: точно нельзя сокращать инвестиции в социально значимые проекты — нужно искать другие точки роста и оптимизации вложений. Например, Дмитрий Петров считает, что на системах видеонаблюдения и аналитики экономить нельзя даже в сложных экономических условиях: «Сокращение экономики всегда приводит к увеличению криминальной активности. А система умного города с видеозаписью, распознаванием и аналитикой однозначно снижает криминогенность».
При этом эксперт убежден: развиваться проекты должны не путем установки еще большего числа камер, а за счет тюнинга уже построенных систем, повышения эффективности. Один из вариантов — доработать соответствующие регуляторные нормы, создать центр хранения видеоинформации и обязать все системы видеонаблюдения либо обеспечивать доступ к их камерам, либо просто отправлять в центр видеопотоки. Такой поход позволил бы не тратить государственные деньги на отдельных операторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК БГ), а предложить деньги бизнесу, который и так потратился, за транзит этого трафика.
Трендовые помехи
При этом эксперты отмечают: хотя в последние несколько месяцев обсуждения сфокусированы на санкциях и их последствиях, те факторы, которые и раньше сдерживали цифровизацию городов, никуда не делись. Так что необходимо работать над их устранением, чтобы усилия по цифровизации не оказались напрасными.
Так, участники дискуссии весьма высоко оценивают перспективы развития в России интернета вещей — благо, и программные, и аппаратные решения отечественного производства есть, так что мы сравнительно импортонезависимы в этом сегменте. Однако развитие IoT серьезно сдерживается регуляторными недоработками. «Все заинтересованные в IoT для умных городов, районов и домов компании сетуют на отсутствие единого стандарта, которому можно было бы следовать без опасений, что завтра твое оборудование превратится в тыкву, — рассказывает Павел Вьюков. — Государство взаимодействует с бизнесом и пытается выработать такой стандарт, но слишком медленно. Если бы решение нашли быстро, то это стало бы сильным импульсом для всех участников рынка».
К слову, схожая ситуация характерна и для других сфер — например, в области интеллектуальных транспортных систем. Специалисты давно говорят о том, что отсутствие единого стандарта для ИТС неминуемо приведет к тому, что зоопарк региональных систем невозможно будет интегрировать в единую федеральную систему, а на переделку потребуются большие средства. Так что думать о единых стандартах лучше заранее.
Еще один сдерживающий развитие IoT фактор — отсутствие в России сетей 5G. «Надеюсь, вопрос с частотами разрешится, потому что это серьезный барьер, который нас тормозит в продвижении IoT, в наращивании цифровых сервисов. Ведь 5G — это не про стриминг и игры, а про взаимодействие миллионов устройств в контуре офисов, районов, городов», — объясняет Павел Вьюков.
И все же участники дискуссии уверены, что перспективных направлений в сфере цифровизации городов очень много, и останавливаться на достигнутом сейчас точно не время. Ведь цифра позволит не только улучшить качество жизни граждан и сделать города безопаснее — цифровизация создаст новые возможности для развития бизнесов, повысит управляемость и откроет новые возможности для привлечения инвестиций, а это в текущих условиях бесценно.