Кадровый голод в сфере информационных технологий и кибербезопасности в последние годы очень высок. Обусловлен этот тренд масштабной цифровизацией всех отраслей и, как следствие, потребностью в программистах не только со стороны специализированных компаний. Первые девять месяцев 2022 года только добавили тренду остроты: отток специалистов за рубеж сделал проблему нехватки кадров в ИТ еще более заметной. Вузы, по словам экспертов, могут восполнить потери, усилив подготовку высококвалифицированных специалистов, но кого, как и чему они должны учить, чтобы ответить на вызовы времени, — только предстоит определить.
Много, но недостаточно
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий в правительстве вопросы развития информационных технологий, в рамках ПМЭФ-2022 оценивал нехватку ИТ-кадров для российской экономики в 1 млн человек. Такие данные приводились на начало года, а СВО и частичная мобилизация только усилили этот тренд.
Айтишников бизнес в первую очередь ждет от вузов и готов им помогать в меру возможностей: предоставлять софт для работы, открывать кафедры и читать лекции и спецкурсы. Это очень актуально для Санкт-Петербурга — города с сильной высшей школой, готовящей высококвалифицированные ИТ-кадры, и развитым ИТ-кластером.
И вузов в Северной столице действительно много: 21 государственный и 6 негосударственных. Например, по статистике администрации города, в 2022-2023 учебном году здесь по программам бакалавриата и специалитета должны обучаться 3,5 тыс. будущих специалистов ИТ-сферы, а по программам магистратуры — более 1,5 тыс.
При этом число бюджетных мест последовательно увеличивается: контрольные цифры приема на бюджет в 2022 году на специальности, связанные с ИТ, выросли на 4,2%, что соответствует 200 мест. В следующем году планируется добавление еще 300 бюджетных мест.
Казалось бы, такой приток новых кадров должен сделать кадровый голод существенно менее острым, чем он есть — особенно с учетом того, что многие айтишники начинают работать, еще будучи студентами. Но даже представители вузов говорят о том, что есть проблемы. Проректор по цифровой трансформации СПбГУТ Антон Зарубин напомнил, что только по информационной безопасности в РФ действуют 80 профстандартов, а готовят специалистов всего 100 с небольшим вузов — и это по всей стране. «И даже сильный вуз вряд ли сможет обеспечить подготовку более чем по 3-5 направлениям, так что мы вместе с трудом покрываем существующие профстандарты», — говорит эксперт. В ИТ, по словам представителей сферы высшего образования, ситуация аналогична.
Передача полномочий
Возможно, частично закрыть потребность в кадрах могут средние специальные учебные заведения, особенно если речь идет о программистах уровня junior. К тому же бизнес они часто устраивают, поскольку набрать скилы и опыт они могут уже непосредственно на рабочем месте, а диплом об окончании вуза можно будет получить и потом, если захочется или понадобится для карьерного роста.
«Мы нанимаем в основном ИТ-персонал уровня junior и иногда middle и растим их до уровня senior внутри. У нас есть список требований под каждую роль, но в любом случае есть запрос на высокоразвитые софт скиллы», — подтверждает руководитель отдела HR телеком-компании Наталья Киржаева.
Вузы же в подготовке программистов начального уровня не слишком заинтересованы и свою миссию видят в другом. «Кому-то, возможно, будет достаточно разработчиков с самым минимальным набором инструментов — условно, которые будут только программировать и есть печеньки за своим рабочим местом. Но подготовка таких узконаправленных специалистов — это не то, на что должен ориентироваться вуз. Важно смотреть на образование шире: не только как дать человеку базовый набор навыков и знаний, но и как научить его добывать эти знания, быть гибким специалистом, который умеет грамотно выстраивать коммуникацию с коллегами. Мы уже давно добавили в обязательный учебный план дисциплины по soft skills: наши студенты с первого курса учатся работать в команде, самопрезентации и управленческим качествам», — говорит ответственный секретарь приемной комиссии ИТМО Алексей Итин.
«Вуз должен давать фундаментальное образование, — считает заместитель директора Института кибербезопасности и защиты информации СПбПУ Дмитрий Москвин. — Не надо в университете заучивать конкретные прикладные материалы, конкурируя с онлайн-курсами, — такие знания очень быстро устаревают, и к моменту окончания вуза они будут уже бесполезны. Важно — научить учиться. Один из учивших меня преподавателей говорил, что знание принципов освобождает от знания фактов. И это так — факты можно «загуглить», но надо знать, что «гуглить». А вот дать базовые принципы, объяснить базовые технологии, заложив тем самым универсальный фундамент для накопления прикладных знаний в течение всей жизни — это и есть задача университета».
Правда, и выдавать рынку специалистов уровня «middle плюс-плюс-плюс», которые к тому же обойдутся работодателю сравнительно дешево, вузы тоже не готовы. «Университеты это могут обеспечить не всегда и не в большом объеме, ведь высококлассный специалист — это образование и 5-10 лет карьеры. И уложить это все в годы обучения в университете сложно», — говорит Антон Зарубин.
Эксперты из вузов даже противопоставляют свои задачи потребностям бизнеса. Для них на первый план выходят нужды студентов, в числе которых — счастье, возможности для личностного развития, карьерный рост, высокий уровень зарплаты и т.д. Бизнесу же, особенно в нынешних условиях экономико-политической и ресурсной турбулентности, нужно, чтобы человек включился в работу и качественно выполнял ее.
Время перемен
В дискуссии в начале октября, организованной РБК Петербург в рамках GIS DAYS, принимали участие представители топовых российских вузов, конкурс в которые высок, мотивация студентов тоже, да и бизнес с такими учебными заведениями идет на контакт весьма активно. При этом представители некоторые вузов отметили, что ведут серьезный отсев в процессе бакалавриата — он исчисляется десятками процентов. Но такая ситуация далеко не везде.
Например, средний балл ЕГЭ по профильной математике в 2022 году не дотянул 57, по информатике — до 60. А физика, традиционно трудная для выпускников, набрала в среднем по школам РФ лишь 54 балла — ниже баллы только по биологии. При этом выбрали ЕГЭ по физике и информатике чуть более 15% от всех сдававших. Таким образом, попадающие в рядовые вузы абитуриенты далеко не всегда мотивированы и подготовлены. Это, разумеется, сказывается, на качестве выпускников с высшим образованием — вузы не готовы терять бюджетные места, поэтому стараются не терять студентов.
Эта проблема заметна на уровне государства. Так, глава комитета Государственной Думы РФ по информационной политике Александр Хинштейн в середине октября на международном форуме «Цифротех» рассказал, как можно добиться того, чтобы кадры готовились не для галочки. По его словам, крупные компании должны приходить в вузы не просто хантить, а инвестировать, вовлекать студентов и преподавателей в работу своих инновационных центров. Государство же параллельно будет определять госзаказ для вузов. Таким образом высшая школа будет вовлечена в реальную работу, что позволит объективно оценить их деятельность. По количеству востребованности выпускников на реальных предприятиях можно будет определить, где просто дают диплом, а где реально готовят нужные рынку кадры.
Сами же вузы внедряют новые программы обучения и ориентируются на долгую переспективу. Бизнес, со своей стороны, предлагает свое решение, которое позволит наладить выпуск специалистов, у которых не будет дисбаланса между теоретическими и практическими знаниями или он будет хотя бы значительно меньше.
«Чтобы устранить этот разрыв, нужна имплементация в вузовское обучение специалистов-практиков, которые бы не только давали ребятам представление о практической стороне профессии, но и могли показать «горизонты» более отдаленного развития в ней, умели бы зарядить энергией», — резюмирует руководитель службы управления персоналом инфобез-компании Анна Прабарщук.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.