Развитие городов — непрерывный процесс. Сегодня Петербург не просто находится на пороге, но уже переживает новый виток такой трансформации, полагает первый заместитель председателя КГА — главный архитектор города Павел Соколов. Что его отличает, какие задачи стоят перед городом и какие черты мегаполиса будущего уже сегодня можно увидеть в Северной столице — он рассказл в интервью РБК Петербург.
Приметы города будущего
— Петербург 2030-х годов — каким он может быть? Какие черты мегаполиса XXI века уже приобретает город?
— Петербург, безусловно, один из главных городов России, город-миллионник, культурный и деловой центр с развитыми региональными и международными связями, большим промышленным и туристским потенциалом, активной научной и инновационной составляющей. Конечно, такой крупной урбанизации присущи все характерные черты современного мегаполиса. Сегодня горожане хотят жить в комфортном, социально устойчивом, инфраструктурном, технологичном, и при этом зеленом, экологичном, благоустроенном, и, наконец, красивом и безопасном городе. Именно эти вызовы ежедневно стоят перед правительством Петербурга.
Все знают фразу «движение — это жизнь, а жизнь — это движение». Сейчас мы как раз находимся в движении и переживаем новый виток развития. Это видно по планомерному обновлению всех государственных систем, а президент России прямо говорит о необходимости совершенствования качества городской среды. В этом смысле для Санкт-Петербурга важным драйвером роста стали мегапроекты — крупные инфраструктурные проекты, реализация которых значительно преобразит облик нашего города и откроет новые возможности на десятилетия вперед.
Для Санкт-Петербурга важным драйвером роста стали мегапроекты — крупные инфраструктурные проекты, реализация которых значительно преобразит облик нашего города и откроет новые возможности на десятилетия вперед.
— Например, какие?
— Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Петербург — Москва», «КАД-2», новых станций метрополитена, сети городских электричек и скоростных трамваев, нового разводного моста через Неву, создание круглогодичного морского курорта в районе поселка Горская, широтных скоростных магистралей. Это лишь часть задач по ревитализации городского пространства, которые перед нами ставит губернатор Санкт-Петербурга. Однако решая эти задачи, мы обязаны сберечь исторический облик парадного Петербурга, его архитектурный код, найти баланс между сохранением и развитием. Богатое культурное и историческое наследие предъявляет особые требования к облику города, при всех современных нормативах он должен сохранять свою идентичность и уникальность. Вот и вырисовывается образ города будущего.
— Какова роль Комитета по градостроительству и архитектуре в этом процессе?
— Комитет по градостроительству и архитектуре, как один из участников этого глобального процесса преобразований, обеспечивает возможность для осуществления планов развития. Как вы хорошо знаете, был подготовлен и в 2023 году принят новый Генеральный план города, скорректированы нормативы градостроительного проектирования, в финальной стадии актуализация правил землепользования и застройки. На базе этих обновлений в 2025 году уже утверждено более 50 проектов планировки территории города, значительная доля которых направлена на развитие дорожно-транспортной и инженерной инфраструктур. Например, это документация для: реконструкции водопровода в Кронштадтском районе, строительства транспортной развязки Широтной магистрали скоростного движения, размещения второй нитки канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга, реализации будущего туристско-рекреационного кластера в Горской, продолжения Кировско-Выборгской линии метрополитена. Многие из этих проектов уже в активной фазе строительства.
— Как вы оцениваете итоги внесения поправок в Правила землепользования и застройки?
— Как уже было сказано, мы ожидаем утверждения изменений в ПЗЗ к концу года. Проект Правил базируется на Генеральном плане и является его логичным продолжением. Это два современных, социально ориентированных документа, с заложенными возможностями для реализации мегапроектов и развития градостроительного потенциала Петербурга на ближайшие десятилетия.
В проекте Правил сохраняется баланс территориальных зон, однако, появляются и новые зоны, например, — смешанной и общественно-деловой застройки для северной части намывной территории Васильевского острова. Предусмотрены три блока рекреационных зон, особые требования к размещению гостиниц, апартаментов, санаториев, обеспеченности социальными объектами, машиноместами. Уточнены процент озеленения и перечень объектов, которые могут относиться к озеленению земельного участка. Важной новацией стало установление коэффициента использования территории в зависимости от наличия проекта планировки территории. Для территорий, где документация отсутствует коэффициент меньше.
Последовательность принимаемых градостроительных решений, взаимоувязка региональных и федеральных требований, учет интересов жителей города и инвесторов — вот на что мы ориентировались при подготовке изменений в Правила.
Проекты и инструменты создания мегаполиса XXI
— Какая архитектура присуща современному Петербургу? Можно ли выделить ее отличительные признаки и элементы?
— Начнем с того, что каждому веку, каждому периоду развития общества присуща своя архитектура, по мере движения вперед один стиль неизменно сменяет другой. Во все времена архитектура отвечает потребностям социума на том этапе, на котором он находится. Помимо таланта автора серьезное влияние на архитектуру оказывает текущий политический строй, экономические реалии и уровень жизни, менталитет и привычки горожан, сложившийся образ жизни, территориальный ресурс и напластование истории, в конце концов, доступные технологии и материалы. Клонировать архитектуру одного периода в другой — неразумно.
Современная петербургская архитектура — это уникальная ткань города с присущим только ей узором из переплетений стилей разных времен. Это сдержанный, ритмичный, с моей точки зрения, узор. Фасады домов не перегружены деталями, без откровенно ярких цветовых решений, тяготеют к классическим приемам и формам в современной трактовке. Одна из характерных черт — стремление придерживаться принципа регулярности и пространственной организации. И, конечно, использование водных пространств — неотъемлемой составляющей архитектурного облика Петербурга.
Одна из характерных черт — стремление придерживаться принципа регулярности и пространственной организации. И, конечно, использование водных пространств — неотъемлемой составляющей архитектурного облика Петербурга.
— Были ли в Петербурге за последние 10 лет выдающиеся архитектурные проекты, на ваш взгляд?
— Один из главных трендов последних лет — это комплексный подход к развитию территорий города, решение вопросов с социальной, транспортной обеспеченностью, появление новых точек роста. К таким проектам комплексного развития территорий можно отнести: многофункциональный комплекс «Лахта Центр» и общественное пространство вокруг него, туристско-рекреационный кластер «Остров фортов» в Кронштадте. Отдельного внимания заслуживают спортивно-досуговый комплекс «СКА Арена» с парковой зоной и развитие юга города, где благодаря ИТМО Хайпарк и СПбГУ появится целый научно-образовательный кластер. Эти проекты — свидетельство работы принципа полицентричности. Что же касается архитектуры — достойных проектов много, но только время способно дать оценку и определить их место в истории.
— Как широко может раскинуться город к концу XXI века?
— У города еще достаточно территориального резерва, который мы можем использовать. Например, большим резервом являются сельхозземли, а также «рыхлые» в градостроительном понимании территории бывшего промышленного пояса. Да, город еще определенное время будет развиваться экстерриториально, но рано или поздно наступит то время, когда экстенсивное развитие сменится на интенсивное.
Как и все мегаполисы, Петербург рано или поздно столкнется с проблемой территориального расширения. При дефиците земли остается только расти вверх — это часть морфологии современных мегаполисов. Этот вопрос также предстоит решать несмотря на болезненный для города города вопрос с высотностью застройки.
Еще одна перспектива развития крупных городов — разрастание агломераций вокруг них. Наш город не исключение. Совместно с Ленинградской областью мы работаем над вопросами транспортной, инженерной обеспеченности, и самое главное — схожести нормативных требований.
— Какой транспорт, на ваш взгляд, лучшим образом отвечает задачи связности разных частей растущего мегаполиса?
— Сегодня метрополитену альтернативы нет. Но, внедрение разных видов общественного транспорта — один из приоритетов для города. Транспортный блок Правительства Санкт-Петербурга активно работает над реализацией проектов скоростного трамвая и сети городских электричек. Очевидно, что в таком многомиллионном городе, с большим автомобильным трафиком, преимущество будет иметь тот вид общественного транспорта, который в меньшей степени будет занимать земельный ресурс, при этом будет скоростным и комфортным.
Сегодня метрополитену альтернативы нет. Но, внедрение разных видов общественного транспорта — один из приоритетов для города.
— Насколько для новых районов застройки города, в том числе намыва Васильевского острова, актуален дизайн-код?
— В данном контексте разумнее говорить об аутентичности новых районов и концептуальной проработке их застройки, включающей и культурную основу Петербурга, и контекст конкретной территории. Каждый крупный жилой комплекс, жилой квартал должен иметь свое лицо и быть узнаваемым. Это относится не только к фасадным решениям, но и объемно-пространственному планированию застройки, к решениям по благоустройству. Один из действенных инструментов — размещение общественных центров, архитектурные решения которых должны стать визитной карточкой жилого образования.
Как сохранить город «живым»
— Как современные технологии влияют на архитектурные решения? С вашей точки зрения, цифровизация позитивна для архитектуры и архитекторов?
— Во-первых, давайте не забывать, что все-таки архитектура пока еще остается антропоцентричной. Это значит, что она в первую очередь исходит из потребностей человека, а не искусственных машин. Кроме того, для архитектора важно чертить руками, помимо умения, это исследование предмета, с которым ты работаешь, поиск наилучшей формы, мыслительный творческий процесс. Современные технологии являются лишь еще одним вспомогательным инструментом, доступным архитекторам и проектировщикам для экономии времени на чертежи и расчеты. Ни один ИИ не заменит творческий процесс. И мне странно слышать и читать о замене человека на ИИ в творческом процессе. На мой взгляд, если архитекторы перестанут работать руками — это будет означать гибель профессии.
На мой взгляд, если архитекторы перестанут работать руками — это будет означать гибель профессии.
— Каким вы видите архитектуру Петербурга через 20 лет? Есть ли в сегодняшнем облике города «предвестники» архитектуры будущего?
— Возвращаясь к началу нашей беседы — мы видим Санкт-Петербург современным мегаполисом, где реализуемые уже сейчас знаковые инфраструктурные проекты, преображают его облик. Возникнут новые общественные подцентры и точки притяжения, что снизит давление на историческую часть города, расширятся агломерационные связи, возникнут условия для создания новых рабочих мест. Конечно, вся возникающая инфраструктура должна иметь определенный архитектурный облик, соответствующий не только духу Петербурга, но и концепции развития каждой локации.
Вместе с тем при всех неминуемых урбанистических процессах, исторический центр сохранит как свою целостность, так и архитектурную и историческую ценность. Сохранится то, за что все любят Санкт-Петербург, что является гордостью его жителей. И главное, что исторический центр не превратится в «мертвую территорию», а будет жить полноценной жизнью.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.