#1 Мегаполис XXI века, 19 сентября
Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Как ИИ встраивается в высшую школу

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Как технологии меняют принципы высшего образования, и как на эти процессы влияет искусственный интеллект — в материале РБК+ Петербург

С 2027 года все российские вузы перейдут на новую образовательную модель, ориентированную на подготовку кадров для реального сектора экономики. Она предполагает более глубокий и последовательный процесс обучения молодых специалистов, в том числе и по персонализированным образовательным траекториям. Как это повлияет на вузовские программы обучения, какое место в «новом образовании» займет искусственный интеллект и сможет ли он заменить преподавателя-человека, обсуждали участники круглого стола «Драйвер или дизраптор: как технологии ИИ меняют высшее образование», организованной РБК Петербург в рамках специального проекта РБК «Профессии будущего».

Новые науки

Глобально система высшего образования уже пережила несколько дизраптов, и первый из них связан с появлением и внедрением в начале XIX века концепции академического образования Вильгельма фон Гумбольдта, которая в корне перевернула принципы и методы обучения в вузах и сделала приоритетным исследовательскую деятельность и гуманитарные науки. Причиной следующего переворота в высшей школе стало широкое распространение и массовая доступность канцелярских принадлежностей — бумаги, чернил, что позволило развиваться «заученному образованию». Развитие почтовой связи в первой половине XX века могло бы в очередной раз кардинально трансформировать высшее образование, сделав его «удаленным», однако этого не случилось, отметили участники круглого стола.

Достижение XXI века, искусственный интеллект, уже стал привычным инструментом и в некоторых случаях даже участником высшего образования. «С прошлого года появляются примеры, когда статьи, написанные большими языковыми моделями, проходят слепое рецензирование и публикуются в журналах, выигрывая конкуренцию у статей обычных исследователей. Это означает, что те, у кого есть дообученные модели ИИ и базы данных, получают огромное конкурентное преимущество перед исследователями старой школы», — делает вывод вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин. Вместе с тем развитие технологий стимулирует появление принципиально новых научных дисциплин и в корне меняет представления и знания об уже имеющихся науках, что, по мнению участников дискуссии, может привести к эволюции высшего образования. В качестве примера они приводят биохимию, биофизику, вычислительную биологию.

Сегодня темпы развития ИИ опережают прогнозы, и это ставит перед системой образования новые вызовы, говорит директор института инновационных решений и технологий СПбГМТУ Михаил Ещенко. «Технологии уже меняют научный ландшафт, и это заставляет нас задать себе ключевой вопрос: мы готовим студентов к работе в условиях строгих ограничений на ИИ или к реальной индустрии, где эти инструменты уже стали нормой? Мы убеждены, что будущее за формированием комплексной программы использования и развития ИИ», — говорит Михаил Ещенко.

Интеллект за кафедрой

Стремительное развитие технологий ИИ уже заставляет вузы менять привычные методики обучения и подготовки образовательного контента. Например, преподаватели НИУ ВШЭ создают персонализированных образовательных ассистентов, автоматизируют процессы оценки работ студентов, применяют ИИ в языковом образовании и разрабатывают симулятивные форматы обучения.

«Все решения объединяет принципиальный подход: студенты учатся использовать ИИ как инструмент, расширяющий возможности человеческого мышления, а не заменяющий его. Систематизировать инновационные методики преподавателям помогает проводимый дважды в год Конкурс образовательных инноваций. Практики применения ИИ могут быть самыми разными, они действительно способны улучшить качество образования», — рассказала директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая.

В ГУАП с помощью искусственного интеллекта решают сразу две проблемы: кадрового голода в системе образования и подготовки качественного образовательного контента. «Мы пошли по пути создания нейроаватаров: преподавателю достаточно один раз записаться на хромакее, и далее лекции, подготовленные профессорско-преподавательским составом, в ГУАПе будут читать их цифровые двойники. Также они будут со студентом вступать в интерактив», — рассказал проректор по образовательным технологиям и инновационной деятельности ГУАП Сергей Соленый. Использование нейросетей дает колоссальную экономию в прокторинге и проверке работ студентов, добавил эксперт.

«Позиция нашего университета — нужно преодолеть страх и скепсис преподавателей перед технологиями ИИ. Мы обучили работе с нейросетями уже более 30% профессорско-преподавательского состава, и они говорят, что открыли для себя новый мир», — делится опытом проректор по цифровому развитию СПбГЭУ Наталья Сущева. Она уверена, что хороший педагог, владеющий инструментарием ИИ, становится только сильнее.

Человек останется

Несмотря на колоссальные возможности, которые искусственный интеллект может открыть для системы высшего образования, у технологии есть определенные границы использования. ИИ не сможет стать полноценной заменой «человеческим» преподавателям, но последним надо понимать, что их привычная роль «источника знаний» для обучающихся серьезно изменится. «Преподаватель перестает быть источником знаний, но настоящий интеллектуал — это не тот, кто может ответить на самый каверзный вопрос, а тот, кто способен формировать новые знания. ИИ открывает путь к персонализированному образованию в духе просвещенной Европы, позволяет вернуться к наставничеству», — говорит ректор СПбГТИ Андрей Шевчик.

По мнению проректора СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Ивана Холода «скучных, нехаризматичных преподавателей ИИ точно заменит, но те, кто умеет увлечь, зажечь студента своей деятельностью, да еще и правильно интегрировать технологии, будут в топе».

Владимир Княгинин главной опасностью массового распространения ИИ называет выпадение целой возрастной когорты преподавателей, исследователей, которые не успевают переучиться. «Но катастрофы нет: здесь как с цифровизацией — если пять лет продержался, успеешь перестроиться. Будем тянуть время, используя его на обновление профессиональных навыков», — шутит он.

Основная задача преподавателя высшей школы в эпоху ИИ — научить студентов думать самостоятельно и принимать решения на базе анализа больших массивов данных, сделанного с помощью искусственного интеллекта, уверена заместитель директора по науке РАНХиГС Санкт-Петербург Юлия Тюрина. «Преподаватель останется. Во-первых, кто-то должен обучать искусственный интеллект, даже скорее быть для него наставником. Во-вторых, преподаватель, который профессионально использует и улучшает технологии, не только совершенствуется сам, но и помогает совершенствоваться студентам», — резюмирует Юлия Тюрина.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Экспертиза Экология, творчество и комфорт: основные ценности мегаполисов XXI века
Содержание
Закрыть