По оценкам Ассоциации «Аэронекст», к 2030 году объем гражданского рынка продукции и услуг, оказываемых с помощью беспилотной авиации, вырастет по сравнению с 2024 годом на 38% и достигнет 286,6 млрд руб. В настоящий момент наиболее востребованным сегментом рынка «беспилотных» услуг является сбор и передача данных и дистанционный мониторинг, а также аэрологистика — беспилотники для этих целей выпускают почти 70% всех гражданских компаний-разработчиков. Санкт-Петербург является одним из лидеров в производстве и применении БПЛА в России — в городе выпускаются около трети всех беспилотников в стране. Что из себя представляют новые разработки и какие беспилотные технологии применяются в городе уже сегодня — в материале РБК Петербург.
Транспорт без водителя
В Санкт-Петербурге беспилотные технологии активно используются как на земле, так и в воздухе. Наиболее продвинутым направлением стала сфера логистики и пассажирских перевозок. В 2024 году город стал участником трехлетнего пилотного проекта по эксплуатации беспилотных трамваев. По данным Горэлектротранса, все новые трамваи, поставляемые в город в рамках программы обновления подвижного состава городского электротранспорта, оснащены системой автономного управления трамваем на основе искусственного интеллекта. За время эксплуатации «умные» трамваи перевезли более 60 тыс. пассажиров, а их пробег превысил 10,5 млн км. По планам «Горэлектротранса», полностью беспилотные трамваи в Санкт-Петербурге появятся к 2026 — 2027 годам.
«Основная цель нашего проекта — обеспечение безопасности движения на дорогах города. Как известно, этот показатель напрямую зависит от уровня интеллекта умного транспорта, который позволяет свести к минимуму риски аварий вследствие человеческого фактора и обеспечить надежный контроль за процессом движения. Наше стремление к полной автономности умного трамвая означает намерение поднять безопасность движения на максимально возможный уровень», — отмечал ранее директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.
По мнению заместителя руководителя Центра беспилотных технологий Университета Иннополис Александра Татаркина, технологически автономный транспорт уже сегодня достиг уровня, позволяющего рассматривать его как полноценную альтернативу традиционному общественному транспорту. «Однако для полномасштабного перехода необходимо параллельно решить несколько ключевых задач: создать адаптированную дорожную инфраструктуру, разработать нормативно-правовую базу, обеспечить кибербезопасность систем и, что не менее важно, подготовить участников дорожного движения к новым реалиям», — пояснил Александр Татаркин.
Беспилотные роверы перевозят тяжелый негабаритный багаж пассажиров в аэропорту «Пулково». Пока проект осуществляется в тестовом режиме, под наблюдением оператора, но после окончания обучения «умные» машины будут работать автономно. Компания-оператор аэропорта предполагает, что в будущем наземные беспилотники смогут взять на себя функцию помощи пассажирам в ориентировании внутри терминала.
Беспилотные грузовики и машины-курьеры уже несколько лет курсируют по трассе М-11 «Нева», и ведущие технологические компании Петербурга и России активно усовершенствуют инфраструктуру для наземных беспилотников. Так, на днях стало известно, что один из крупнейших сотовых операторов страны обеспечил для автономного транспорта высокоточное — до нескольких сантиметров — позиционирование по каналу мобильного интернета в режиме «кинематики реального времени». Это обеспечивает мониторинг трафика в реальном времени, взаимодействие с автомобилями и поддержку маршрутов для грузовых колонн, и является «необходимым фундаментом для масштабного внедрения сети беспилотного транспорта в стране», — подчеркнул Александр Соловенчук, директор петербургского филиала сотового оператора.
В Петербурге активно развиваются и проекты в сфере аэрологистики. Так, резидент нового крупного индустриального парка в Пушкинском районе, который занимается беспилотным грузовым транспортом, уже начала беспилотную доставку грузов из Петербурга в Москву.
Центр компетенций
Санкт-Петербург, по словам вице-губернатора города Кирилла Полякова, является одним из лидеров в производстве беспилотников в России. По оценкам чиновника, «около трети всех беспилотников в стране производятся на наших предприятиях». По данным Смольного, в первом полугодии 2025 года выпуск продукции в сегменте производства БПЛА и комплектующих увеличился на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
В июне 2025 года правительство города согласовало строительство сборочного производства беспилотных транспортных средств. «Петербург первым в России стал использовать технологии искусственного интеллекта на транспорте. В городе сформировалась новая отрасль, связанная с беспилотниками. Их разработкой и производством занимаются более двадцати компаний», — отмечал тогда губернатор Александр Беглов.
В 2024 году Петербург стал опорной площадкой по реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы», а специализирующийся на развитии стартапов и подготовке кадров в сфере БАС «Технопарк Санкт-Петербурга» получил статус научно-производственного центра испытаний и компетенций в области развития беспилотных авиационных систем. В 2024-2025 годах «Технопарк Санкт-Петербурга» помог привлечь государственное финансирование по линии Агентства по технологическому развитию в 11 проектов в области БАС на сумму 515,22 млн руб. На данный момент резидентами «Технопарка» являются 64 компании, ведущих разработки в области БАС.
«За прошедший год НПЦ БАС «Технопарка Санкт-Петербурга» стал одной из ведущих и перспективных площадок для развития беспилотных авиационных технологий в России. Это стало возможным благодаря технологической базе Технопарка, привлеченному в проекты государственному финансированию, профессиональной экспертизе команды НПЦ БАС и, конечно, таланту и энергии предпринимателей — наших резидентов», — отметил генеральный директор АО «Технопарк Санкт-Петербурга» Олег Якимов. В числе актуальных задач на будущее он назвал работу «на выполнение задачи повышения уровня применения искусственного интеллекта в дронах и масштабирования проектов в области БАС, популяризации беспилотных технологий и содействия подготовке квалифицированных кадров для отрасли».
В конце 2024 года также стало известно о проекте строительства в Санкт-Петербурге второго центра, специализирующегося на беспилотных технологиях, с плановым объемом инвестиций в 3 млрд руб. Новый НПЦ появится в 2026 году на территории площадки «Шушары» ОЭЗ «Санкт-Петербург». «Центр создаст в нашем городе новые серьезные производственные мощности для разработки и сборки беспилотников», — отмечал губернатор Петербурга Александр Беглов.
Кроме того, летом 2025 года в Санкт-Петербурге заработал единый центр по производству морских дронов гражданского назначения, организованный на базе крупного машиностроительного холдинга.
Дальше и больше
В последние годы в России наблюдается рост спроса на услуги, оказываемые с помощью беспилотников. В конце 2024 года отраслевая ассоциация «Аэронекст» опубликовала прогноз развития рынка продукции и услуг беспилотной авиации до 2030 года. Согласно оптимистическому сценарию, исключительно гражданский рынок БАС в 2025 году вырастет по сравнению с 2024 годом на 6% до 38,1 млрд руб., а к 2030 году достигнет 286,6 млрд руб. Консервативный прогноз предполагал достижение уровня в 38,1 млрд руб. в 2025 году и более медленный рост в последующие годы, до 70,2 млрд руб. в 2030 году.
Однако по итогам первого полугодия 2025 года аналитики «Аэронекст» зафиксировали падение объемов выручки от услуг в гражданском сегменте на 30% до 3,5 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, а также отрицательную динамику показали продажи беспилотников, которые сократились до 5 млрд руб. Основными причинами появления негативных тенденций в этом году аналитики называют «неконтролируемое применение средств РЭБ, что влияет не столько на навигационную устойчивость воздушного судна, сколько на невозможность точной геопривязки оборудования, используемого для аэросъемки или воздушного лазерного сканирования», а также «пропадание долгосрочных контрактов из-за запретов на полеты в регионах».
По оценкам экспертов, в качестве основных направлений применения БАС разработчики видят сбор, получение данных и дистанционный мониторинг — на конец 2024 года 159 типов, разрабатываемых в России БАС, или 76%, предназначались для оказания данных услуг. Однако наиболее перспективной в долгосрочном горизонте развития индустрии является аэрологистика — для этого предназначены 70 типов разрабатываемых БАС, или 34% от общего числа разработок. Основной причиной для такого оптимистической оценки перспектив аэрологистики является то, что за два года этот сегмент вырос с 6% до 15% от общего объема гражданского рынка услуг БАС — несмотря на то, пока перевозка грузов с использованием БВС в настоящий момент официально осуществляется только в рамках экспериментально-правовых режимов.
Для развития отрасли беспилотной авиации в России действует национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Цели проекта:
- увеличить долю БПЛА российского производства на внутреннем рынке с 41,5% в 2024 году до 70,3% в 2030 году;
- увеличить количество российских БПЛА массой свыше 1 кг с 11,7 тыс. в 2024 году до 32,5 тыс. в 2030 году;
- увеличить число сертифицированных типов БПЛА с 10 в 2024 году до 30 в 2030 году;
- сократить время получения доступа к использованию «неба» со 120 часов в 2024 году до 2 часов в 2030 году;
- довести кадровый потенциал отрасли до 1 млн человек в 2030 году.
По данным Минпромторга, в 2024 году российские производители БАС выпустили 16,3 тыс. единиц продукции, что в 2,5 раза больше, чем в 2023 году.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.