«Строительство вообще и архитектура в частности — очень инертные сферы, которые, в отличие от искусства или высоких технологий, практические не формируют тренды, но выступают своего рода лакмусовой бумагой для разного рода тенденций. Если какая-то из них проявилась в строительной отрасли, то можно считать ее зрелой, устойчивой и долгосрочной. На данный момент такой тенденцией является шеринг, который в недвижимости может выражаться в «жилье по подписке» и «жилье-сервисе».
У этих тенденций есть экономическая база. В России сейчас на 50 млн домохозяйств уже приходится более 70 млн единиц жилья, и это очень много. Очевидно, что у значительной части собственников во владении по несколько квартир, которые используются не для личного проживания, а, например, для сдачи в аренду. Это уже другой рынок, на котором жилье позиционируется именно как сложный продукт, требующий определенного уровня сервиса и управленческих компетенций. Соответственно, возникает запрос на сервисную инфраструктуру, и это как раз тот бизнес, который будет возникать и развиваться рядом с девелопментом.
Такой продукт будет востребован во всех крупных мегаполисах и на прилегающих к ним территориях, ибо уже сегодня мы видим тренд на жизнь на несколько локаций. Становится нормой иметь квартиры, например, в Москве, Петербурге и Калининграде и еще и дачу в Подмосковье или в Ленобласти.
Для девелоперов это означает усиление конкуренции уже не только на уровне жилых комплексов в пределах одного города, а на уровне проектов в разных регионах. В будущем это выльется в конкуренцию городов между собой, и покупатели будут выбирать наилучший для них уже с точки зрения городской среды. Мы видим, что в девелоперских проектах появляется больше осознанности, понимания, что они работают не в вакууме, а именно в городе. Девелоперы стараются оказывать влияние на окружающую среду — это может проявляться в благоустройстве как застраиваемой территории, так и соседних улиц, даже целых районов. И в дальнейшем уже эти пространства начинают осваиваться, развиваться. Яркий пример — Новая Голландия в Санкт-Петербурге, преобразившая не только сам остров, но и прилегающие к нему кварталы.
Таких примеров все больше, на мой взгляд, это связано еще и с эволюцией сознания владельцев девелоперских компаний и профессиональных инвесторов. Люди начали задумываться не только о прибыли, но и о том, чтобы сделать оставить след в истории города, реализоваться в своих проектах, донести какие-то ценности, идеи.
Для того, чтобы этот процесс развивался и дальше, необходимо решать проблему качества архитектурного образования. Ведь для того, чтобы инвестор мог построить что-то красивое, необычное, смысловое, сначала это надо нарисовать. Сделать это сможет лишь архитектор, который в вузе не только пятьсот часов рисовал гипсовую голову, но и изучал фундаментальные основы философии, искусства, литературы, и учился инкорпорировать их в язык архитектуры.
Еще один глобальный тренд, нашедший отражение в градостроительстве и девелопменте — запрос на экологию. В России пока это не очень модно, но рано или поздно проявится. А самый экологичный дом — это тот, который уже построен, потому что любой снос и новое строительство всегда менее экологично, чем работа с существующими объектами. Поэтому, на мой взгляд, мы будем видеть все больше интереса к переобустройству того, что есть.
Самым экологичным в этом плане градостроительным инструментом является дизайн-код. Он создает верхний элемент преемственности в проекте, задает своего рода общую визуальную концепцию, что особенно важно для проектов КРТ, зачастую длящихся не один десяток лет. Города же, которые развиваются в рамках дизайн-кодов, получают конкурентное преимущество в виде внятных долгосрочных перспектив застройки, создания инфраструктуры, улучшения среды жизни.
Также, возможно, следствием растущей мобильности, миграции населения станет то, что мы будем отходить от крупных проектов в более точечные, в том числе, в центре малых городов Ленинградской области. Потому что эти города имеют огромный потенциал в плане своего развития и формирования комфортной среды. Пока же этому уделяется недостаточно внимания, и часто эти малые города за счет каких-то крупных проектов «в полях» теряют свою уникальность и идентичность».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга