Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Импортозамещения не случилось»: как поменялся автомобильный рынок

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress
В 2024 году автомобильный рынок Петербурга показывает рост более чем на 45%. Однако активные продажи едва ли связаны с увеличением покупательной способности граждан

Автомобильный рынок Санкт-Петербурга в 2024 году показал взрывной рост. Октябрь стал рекордным месяцем по объему продаж новых автомобилей в городе за последние два с половиной года — на учет поставили 8,5 тыс. машин. По данным аналитиков центра «Автомаркетолог» и сети дилерских центров «Прагматика», всего за десять месяцев этого года в Северной столице зарегистрировали 69,4 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 44% больше показателей 2023 года.

Увеличение объемов сделок более чем на 45% подтверждают также руководитель отдела продаж «Exeed Центр Максимум Лахта» Игорь Пиялкин и член совета директоров группы «Автополе» (входит в холдинг «СКСР») Сергей Вайнер. По словам последнего, автомобильный рынок Петербурга и Ленинградской области за 10 месяцев 2024 года вырос на 46%.

Перестроились и перенастроились

В лидерах рынка — китайские марки Haval, Geely, Chery, Changan и OMODA. Сергей Вайнер обращает внимание на то, что доминирование китайских брендов — центральный тренд в автобизнесе. Аналогичной точки зрения придерживается и глава региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов. «Сегодня очень много продаж в сегменте китайских авто. Открываются новые сервисы и станции техобслуживания, перепрофилируются СТО. То есть те, кто раньше обслуживал Volvo, стали обслуживать Geely и Zeekr. Рынок переформатировался и полностью перенастроился на китайские бренды», — подчеркнул он.

Сегодня очень много продаж в сегменте китайских авто. Открываются новые сервисы и станции техобслуживания, перепрофилируются СТО. То есть те, кто раньше обслуживал Volvo, стали обслуживать Geely и Zeekr

«Любые тренды сейчас обсуждаются уже внутри китайского сегмента, потому что за его пределами осталась только Lada. Еще нескольких локальных российских производителей показывают крайне небольшие цифры продаж», — считает Сергей Вайнер. Главным отечественным брендом года ожидаемо стала Lada, которая вполне успешно конкурирует с «китайцами» по числу проданных и зарегистрированных авто.

Однако, несмотря на количество проданных машин, отечественный автопром в 2024 году едва ли показал себя с конкурентоспособной стороны, убежден Святослав Данилов. «Lada Vesta, Lada Granta, Lada 4x4, безусловно, находятся в топе продаж, — соглашается специалист. — Эти автомобили привлекают людей в регионах из-за доступной цены. Они остаются на одной из лидирующих позиций, но только в силу экономических причин». Новые марки отечественного автопрома — «Москвич» и Xcite — интереса у покупателей пока не вызывают, утверждает Данилов: «Что можно ждать от перелицованных китайских автомобилей, которые стоят на 300 тыс. рублей дороже оригинала?»

Впрочем, подводить полноценные итоги года по продажам в петербургской агломерации можно будет только после новогодних праздников. На показателях могут значительно отразиться цифры ноября и декабря. «Четвертый квартал 2024 года окажет существенное влияние на финальный результат года, — уверен Михаил Попов, директор по продажам и маркетингу «Санрайз Групп». — Все значимые события, такие как рост рекомендованной розничной цены (РРЦ) по всем брендам, повышение ключевой ставки и утилизационного сбора, которые далеко не лучшим образом влияют на продажи, произошли только в последние месяцы».

Последняя возможность и паническая реакция

Именно перечисленные факторы сильно повлияли на рост интереса к новым автомобилям среди петербуржцев, убеждены эксперты. Речь идет не о росте покупательной способности населения, а о спросе перед очередными подорожаниями на рынке. Выходит, что причины столь впечатляющей динамики не самые обнадеживающие. «Рост и позитивная динамика октября [2024 года] обусловлены перешедшими продажами (контрактами) с сентября, когда активно формировался ажиотаж за счет предстоящего повышения ключевой ставки, РРЦ и утилизационного сбора. Но поскольку дилеры не спешили в октябре поднимать цены, то клиентами это было воспринято как последняя возможность купить автомобиль по более выгодной цене», — отметил Попов.

Поскольку дилеры не спешили в октябре поднимать цены, то клиентами это было воспринято, как последняя возможность купить автомобиль до подорожания

Первый всплеск продаж был зафиксирован весной этого года. С 1 апреля в стране начали действовать новые ограничения на ввоз автомобилей из других стран, усложняющие параллельный импорт. Теперь физические лица могут ввезти машину в Россию только напрямую через таможню, с уплатой всех налогов и акцизов. Также возможен ввоз авто через страны Таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС)  — Армению, Белоруссию, Кыргызстан и Казахстан, но с уплатой утилизационного сбора. Введение новых ограничений исключило схему так называемого «серого экспорта». В этом случае машина попадала в страну, к примеру, из Киргизии или Белоруссии, благодаря тому, что физические и юридические лица купили ее у посредников и «растаможили» на границе без разрешения владельца бренда.

Вторая волна интереса к новым авто в Петербурге последовала за сообщениями о повышении с 1 октября ставки утилизационного сбора — налога, который импортеры и производители платят за ввозимые в страну нелокализованные автомобили. Отечественные производители платят тот же налог, но для них предусмотрена компенсация из бюджета в зависимости от степени локализации.

Утильсбор рассчитывается исходя из коэффициента, привязанного к объему двигателя транспортного средства (ТС), к его возрасту или мощности, а также исходя из базовой ставки. С 1 октября 2024 года размер утильсбора в РФ вырос в среднем на 70–85%. В будущем он будет повышаться на 10–20% каждый год, вплоть до 2030 года.

«Ограничения параллельного импорта и анонс об увеличении ставки утильсбора привели к краткосрочному росту продаж, который эксперты назвали «панической реакцией рынка», — считает Вайнер. Но у повышения ставки утильсбора есть и обратная сторона — в будущем рост этого налога может привести к созданию новых производств, в том числе в петербургской агломерации, где в докризисные времена действовали несколько крупных автозаводов.

Дело в том, что с высокой ставкой утильсбора экспортеру гораздо выгоднее организовать собственное производство на территории страны, где он хочет продавать свои автомобили, чем пытаться ввезти их втридорога через границу с новыми налогами. Как следствие, количество китайских брендов, организовавших сборку своих автомобилей на территории России, может увеличиться. «Многие уже находятся в поисках места для строительства собственного завода, — признает Сергей Вайнер. — Потому что высокая ставка утильсбора заставляет автопроизводителей об этом думать. Сложно открыть завод в течение года, хотя в 2025–2026 годах это будет возможно. Гораздо быстрее вопрос решается размещением заказа на сборку на уже существующих мощностях. Потому что, на мой взгляд, существующие в России на данный момент сборочные мощности пока недозагружены».

Нельзя не отметить и изменение потребительского отношения к китайскому автопрому. Если в 2022–2023 годах покупатели настороженно относились к малознакомому товару, то в 2024 году доверие к китайским брендам возросло.

«Тон обсуждения в большинстве чатов, форумов и СМИ сменился с осторожного на одобрительный. Потребители смирились с новой «китайской реальностью». Часть владельцев премиальных автомобилей с удовольствием пересела за руль топовых китайских марок», — констатирует исполнительный директор «ЕвроАвто» (сеть магазинов и складов автозапчастей) Илья Плисов. За два последних года дилерское сообщество прошло путь от модели «европейские бренды через секонд-хенд» до модели «китайская мультимарка», добавил он.

«Импортозамещение не происходит»

Есть ли шанс у отечественных брендов полноценно конкурировать с «китайцами» в будущем, а не довольствоваться узким ценовым сегментом? Практически нет, пока не налажено производство компонентов и комплектующих для производства российских автомобилей, сетует член совета директоров группы «Автополе» Сергей Вайнер. Из-за санкций и приостановки работы местных заводов (заводы Nissan, Toyota и Hyundai, ныне — «Автозавод Санкт-Петербург», Aurus и «Автомобильный завод АГР», соответственно) около 50–60% производителей автокомпонентов в Петербурге и области покинули рынок.

Из-за санкций и приостановки работы местных заводов около 50–60% производителей автокомпонентов в Петербурге и области покинули рынок

В феврале этого года специалисты Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК) подсчитали, что в Северо-Западном регионе сейчас работает порядка 30 основных поставщиков, выпускающих субкомпоненты для автозаводов, и более 50 поставщиков второго и третьего уровней. Это направление стоит сделать приоритетным, если отечественный автопром в 2025 году и последующие годы намерен конкурировать с брендами из Китая, полагает Вайнер.

«Пока что того импортозамещения, которого мы бы хотели, не происходит. И в короткой перспективе я бы его не ждал, — продолжает он. — Нужно провести огромную работу. Требуется повторить нечто очень важное, что удалось сделать за 30 лет китайскому автопрому — сформировать отечественную компонентную базу, то есть производство компонентов и комплектующих. Эта работа у нас еще не начиналась. Сначала тот, кто обладает такими возможностями, должен сделать срез по рынку, кто и что производит на данный момент. Требуется работа по формированию матрицы стандартных компонентов, необходимых для того, чтобы собрать автомобиль. И дальше эта матрица должна разветвляться вплоть до компонентов для конкретных автомобилей». Как резюмирует эксперт, «пока мы говорим только о крупноузловой сборке, речи о производстве комплектующих не идет».

«Возвращаемся в двухтысячные»

В 2025 году стоит ожидать еще более динамичного захвата авторынка Петербурга китайскими брендами. По доле Lada на рынке можно понять, что «китайцы» расширяют экспансию и забирают часть клиентов, обращает внимание Михаил Попов. В 2024 году Lada присутствовала на рынке с долей 27%, но годом ранее этот показатель был на отметке в 31%.

Сломить тренд на «китаизацию» автомобильного рынка Петербурга может только более массовый выход перелицованных китайских машин, которые формально будут называться российскими, заключает Сергей Вайнер. Благодаря этому пропорция между отечественными и китайскими автомобилями может сместиться.

Эксперты полагают, что продажи машин из Китая в Петербурге в первой половине 2025 года упадут из-за роста цен на авто. Это обусловлено повышением ставки утильсбора, которая уже 1 января вновь будет проиндексирована. Спад уже ощущается по цифрам продаж ноября, признается Михаил Попов. При этом рост цен будет продолжаться вне зависимости от того, будет спрос на машины или нет, прогнозирует руководитель отдела продаж «Exeed Центр Максимум Лахта» Игорь Пиялкин.

«Юань растет, что на руку отечественным производителям, — заявляет Святослав Данилов. — Увеличивается утилизационный сбор, то есть зарубежные автомобили будут дорожать, и существенно. Это может сказаться на потребительском поведении жителей Петербурга, которые уже не смогут себе позволить даже китайские авто. Тогда усилятся отечественные бренды».

Поставки автомобилей из-за рубежа под заказ будут продолжать развиваться как успешный метод борьбы с утильсбором

Растущий утилизационный сбор и рост процентных ставок по кредитам (из-за повышения ключевой ставки) продолжат смещать спрос в сторону эконом-сегмента, считает Илья Плисов. «Поставки автомобилей под заказ будут продолжать развиваться как успешный метод борьбы с утильсбором. Мы возвращаемся в двухтысячные, когда рабочим инструментом перекупов был сайт mobile.de, но с поправкой на Корею и другие страны», — заключает эксперт.

Тенденции Частные клиники готовятся к борьбе
Скачать Содержание
Закрыть