Страховой рынок растет. Только за первую половину 2024 года он увеличился на 20,5%, говорится в данных ЦБ. Объем страхового рынка по итогам первого полугодия достиг 1,3 трлн руб. Самый серьезный скачок произошел в объемах страхования жизни. О динамике роста, ее причинах и ситуации в других сегментах страхового рынка — в интервью РБК Петербург рассказал генеральный директор страховой группы «Капитал-полис» Алексей Кузнецов.
Неожиданный результат
— В начале года эксперты прогнозировали охлаждение рынка страхования, но замеры по первому полугодию показывают рост на 20 с лишним процентов. Каковы его причины?
— Если экономика перегрета и идет развитие, то автоматически такие виды бизнеса, как страхование, которые развиваются с лагом, показывают неплохой результат. Но если очистить эту статистику от страхования жизни, давшего такой мощный взлет — порядка 40%, то все остальные виды прибавили примерно 10%, а это вполне укладывается в нормальный рост.
— За второе полугодие ситуация как-то изменится?
— Я хотел бы обратить внимание на важную деталь. У нас сегодня вторая половина четвертого квартала, а мы обсуждаем результаты за полугодие. Не кажется ли это странным? А происходит это из-за того, что данные, которые мы имеем, мы берем из статистики, публикуемой Центральным банком.
Центральному банку мы передаем наши данные через 10 рабочих дней после окончания соответствующего отчетного периода. А они публикуют их только через 2,5 месяца. Это вызывает недоумение. Как Центральный банк с такими колоссальными человеческими и ИТ-ресурсами не может сделать так, чтобы статистика выходила если не через месяц, то хотя бы через полтора месяца? Это приводит к задержкам с появлением актуальной информации по рынку, кроме того, сейчас перестали публиковаться данные по страховым компаниям по регионам. Так что идем даже не по приборам, а на ощупь.
— То есть более свежих данных еще нет?
— Пока официальных данных нет.
— Вы сказали, что основной вклад в рост показателей первого полугодия внесло страхование жизни. Почему оно так выросло?
— В основном развивается инвестиционное страхование жизни, накопительное страхование жизни. И основная причина, как отмечают специалисты, это то, что у людей появились деньги, а это еще один альтернативный способ их размещения.
Плюс к этому многие страховщики предлагают очень хорошие проценты, даже выше, чем в банках. Видимо, это и привлекает потребителя.
— Отличается ли чем-то петербургский рынок?
— Да, петербургский рынок немного отстает. Если каско по стране выросло на 20%, в Петербурге — 10%, ДМС в целом по стране — 38%, в Петербурге — в пределах 20%.
Правда, страхование грузов по России показало прирост в 30% — это неожиданный результат. По Петербургу — 33,5%.
Страхование грузов по России показало прирост в 30% — это неожиданный результат. По Петербургу — 33,5%
— С чем это связано?
— Главным образом повлияло несколько факторов. Во-первых, девальвация. Страхование грузов привязано к валюте. Во-вторых, инфляция, связанная с тем, что сама по себе цена товаров увеличилась, соответственно, увеличились страховые суммы, как следствие, увеличились страховые премии.
В-третьих, сейчас гораздо большее количество хозяйствующих субъектов, занимающихся грузоперевозками, осознали необходимость такого страхования. Если раньше они готовы были отказаться от этого или игнорировать, то сегодня, когда логистические цепочки усложнились, они понимают, что это необходимо. То есть количество клиентов выросло. Например, в нашей компании рост за 10 месяцев 2024 года составил 42%.
Влияние технологий
— За счет чего, на ваш взгляд, произошел кратный рост клиентской базы именно у вас?
— Во многом он связан с тем, что мы стали активно применять нашу Smart-концепцию и в направлении страхования грузов. Продукт назвали Smart Cargo. Мы стали оптимизировать документооборот, ускорили процесс клиентского сервиса в плане урегулирования, особенно для тех клиентов, у которых разовые отгрузки.
— То есть, по сути, благодаря цифровизации?
— Да. Особенно активно мы ее развиваем в добровольном медицинском страховании и в страховании каско. Например, «Smart ДМС» у нас реализовано через мобильное приложение, через HR-кабинет и через «Smart экосистему «Здоровье». Сейчас мы активно тестируем систему геолокации, которая позволит нашим клиентам, вызывающим скорую медицинскую помощь или же врача на дом, видеть на карте расположение автомобиля, который едет к ним, и время, через которое автомобиль приедет.
— А в каско, какие там инновации?
— В прошлом году разработали и внедрили бота-помощника «Smart Каско», в задачи которого входит подсказывать нашим клиентам при ДТП или других страховых событиях, что необходимо сделать, какие действия они должны предпринять. Причем это реализовано как в текстовом, так и в видеорежиме. В прошлом году наш бот-помощник стал лауреатом премии-исследования РБК Петербург Customer Experience Award.
Тренды и прогнозы
— Какие тренды в добровольном медицинском страховании вы бы выделили?
— Это, конечно, цифровизация. Второе — наполнение программ дополнительными возможностями, дополнительными бонусами.
Цена тоже всегда является таким универсальным критерием, на который обращают внимание. Но мы для себя более 30 лет назад приняли принципиальное решение, что нашим конкурентным преимуществом должна быть не низкая цена, а высокий сервис, на том и стоим.
— Если говорить о ценовой конкуренции, ценовой демпинг — насколько это проблема для рынка в целом?
— Всегда есть компании, которые в моменте принимают решение увеличить продажи и увеличить долю рынка. Единственный способ, которым это можно сделать, — снизить цену. При условии что ваш сервис более или менее нормальный.
Если это стратегия, то они выбирают период от нескольких месяцев до года. И в этот период это происходит. Естественно, часть клиентов начинает перетекать к ним. Как только они принимают решение заканчивать демпинг, выравнивают цены в более-менее средний уровень. Неожиданно у другой компании возникает подобное желание. И вот эта карусель продолжается бесконечно.
Всегда есть компании, которые в моменте принимают решение увеличить продажи и увеличить долю рынка. Единственный способ, которым это можно сделать, — снизить цену
— Каско тоже растет. Происходит ренессанс авторынка?
— Мы в первую очередь говорим о росте в деньгах. То, что нам дает Центральный банк, — это такой универсальный показатель. Как я уже сказал, по России рост сегмента составил примерно 20%, в Петербурге — 10% в первом полугодии. Так что речь не идет о каком-то мощном росте показателей. Причины текущей динамики те же самые. Это инфляция. Цены на автомобили выросли, причем выросли существенно. Соответственно, выросла и страховка на них, потому что цена страховки зависит от страховой суммы.
Выросли и расходы, связанные с запчастями, особенно на европейские машины. С европейскими машинами, можно сказать, беда, потому что цены на запчасти по некоторым позициям выросли в три раза! И самое главное, что ждать их доставки можно месяцами. Что же касается китайских автомобилей, то здесь ситуация лучше, особенно если говорить о массовом сегменте.
Количество полисов также растет. Одна из причин — существенное увеличение в этом году продаж новых автомобилей. В первую очередь растут продажи китайских автомобилей, есть данные, что рост составил 30%. Это и вызывает тот же самый рост каско.
— Каков ваш прогноз, с какими итогами закончит страховой рынок в Петербурге этот год?
— Рост будет на уровне 20%. По некоторым видам страхования может быть и выше, как в страховании грузов, в частности. В целом настроение позитивное.
— Как будет развиваться сегмент ДМС?
— Если говорить о ДМС, то одной из причин, по которой добровольное медицинское страхование довольно активно развивается, является дефицит персонала. Проблемы на рынке труда вынуждают работодателей предлагать своим работникам дополнительные социальные льготы. И ДМС является одной из востребованных опций. Также на рост сегмента влияет инфляция — цены на медицинские услуги растут. Наиболее интенсивно рост проявился именно в этом году, даже по сравнению с десятками предыдущих лет.
Мой предыдущий анализ показывал, что проникновение ДМС в среду новых работников в Петербурге не более 50%. То есть теоретически этот рынок в городе может увеличиться в два раза. Сегодня мы видим, что приходят работодатели, которые никогда ранее не страховали по добровольному медицинскому страхованию своих сотрудников. Теперь они идут по этому пути, так что возможен дальнейший рост.
Проблемы на рынке труда вынуждают работодателей предлагать своим работникам дополнительные социальные льготы. И ДМС является одной из востребованных опций
— Что будет с каско?
— Продолжит расти. Я пока не вижу причин для того, чтобы продажи существенно упали. Как и по всем остальным видам страхования: грузов и имущества. Думаю, этот год мы закончим на позитиве.
— Как ситуация может измениться в следующем году?
— Что же касается следующего года, то здесь вопрос пока для меня неоднозначный. Сейчас все специалисты — представители Центрального банка и правительства — говорят, что нужно экономику охлаждать, то есть нужно поджимать спрос, гасить инфляцию. А если поджимать спрос, получится, что ситуация может немного усложниться. Поэтому, как будут развиваться события в следующем году, пока трудно сказать.
С одной стороны, у нас сегодня безработица практически нулевая, 1,5% в Петербурге, и это ниже, чем по России в целом. Но при этом высокая ключевая ставка. Для бизнеса это сложно. И как бы не получилось так, что перегрев закончится заморозками. Это немного пугает.