Практика , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Теперь работники выбирают нас»: как малый бизнес набирает персонал

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Как малый бизнес в разных секторах экономики решает проблему поиска и удержания персонала

Предприниматели говорят о большой проблеме с кадрами в малом бизнесе. Причины называют разные, в индустрии красоты это закон о самозанятых, который позволил кадрам перейти на свободные заработки, в общепите говорят, что просто «нет людей ни за какие деньги», а в гостиничном секторе владельцы отелей уже сами убирают номера из-за нехватки горничных. Проблему кадров пытаются решать в каждой из отраслей по-своему — подробнее в материале РБК+ Петербург.

Когда персонал становится конкурентом

Кадры в малом бизнес е исчезают, говорят представители индустрии красоты. «Раньше выбирали мы, а теперь работники выбирают нас. Чтобы мастера работали, мы теперь выдаем все оборудование — и фены, и многое другое, и 50% дохода, только работайте», — говорит Светлана Страхова, владелица сети салонов красоты. Дефицит кадров в отрасли она оценивает в 40%. «Из известных мне салонов нет ни одного, где полностью закрыт штат», — добавляет эксперт.

Рецепта что делать с кадрами и как увеличить приток персонала у отрасли пока нет. «Инфляция растет, налоги растут. Это отражается на ситуации с кадрами. На мигрантов ближнего зарубежья мы также не можем больше рассчитывать, их нет, они уезжают потоком. Им стало невыгодно работать из-за курса рубля. Единицы приходят на собеседования, а потом не возвращаются», — поясняет Светлана Страхова.

Поиск сотрудников на рынке также усложнен. «Стоит это дорого, — говорит Светлана Страхова. — Приходится платить, чтобы наше объявление было заметным и потом берем работника на испытательный срок. Стоит это 17 тыс. за одного человека, но останется ли он работать, непонятно. Пытаемся также брать учеников. Но и с этим также много проблем: учебные заведения устарели и мастера поколения Z не готовы обучаться 4 года. Мы видим, что они приходят полностью неподготовленными, их нужно обучать заново».

Владельцы салонов говорят о том, что власти, принимающие решение о налогообложении, не понимают, как устроен их бизнес и как это отражается на дефиците кадров. «У нас сдельная оплата, доход делится 50 на 50, — поясняет Светлана Страхова. — А специалисты высокого уровня говорят, мне нужно 60%, и из оставшихся 40% мы платим 30% налогов и аренду помещения, и получается, что салон не зарабатывает почти ничего. Еще одна проблема — в ковид, когда закрывались салоны, наши мастера ушли работать на дом и съемные квартиры. Теперь они все самозанятые. Снимают коворкинги и работают, уплачивая не 30%, как салоны, а 4%, и то, уплачивая налог не с каждого клиента. То есть, наш персонал стал нашим конкурентом. Налогообложение для индустрии красоты должно быть не таким, как у всего малого бизнеса. Иначе мы не выживем, говорят представители индустрии.

Что касается самозанятых в индустрии красоты, то комфорт и безопасность — это преимущества салонов и парикмахерских. «Не все пойдут стричься домой к мастеру. Там может быть муж в трениках, собака, дети. Для мастеров маникюра тоже — лаки высыхают, и их нужно 100 видов, все это держать дома? Это как с покупкой торта — можно купить в кондитерской, а можно заказать соседке, но большинство все-таки заказывает торты в кондитерских. Поэтому, чем скорее салоны сделают маникюр по 5 тыс. руб., а не по 1,3 тыс. руб., тем быстрее все встанет на свои места с их экономикой и кадрами. Сметану готовы покупать в два раза дороже, а маникюр почему-то делать не готовы. И мастера поймут, что выгоднее работать в салонах. И сарафанное радио, которое используют самозанятые мастера, не даст полной записи, как полноценная реклама салона», — говорят эксперты рынка.

Проще брать на аутсорсе

Малы производства также испытают нехватку кадров. Квалифицированных работников найти очень сложно, либо нужно перекупать окладами или фиксированными выплатами, что сильно сказывается на мотивации работников — никакого увеличения производства в таком случае ждать не стоит, говорят владельцы производств.

«Поэтому проще договариваться с теми, кто на аутсорсе, они охотнее идут работать и за меньшую стоимость, — говорит Дмитрий Стацевич, владелец мебельной фабрики. — Видимо, это эффект того, что они работают по своему графику. Когда пытаешься собрать людей, чтобы обучить их профессии на какую-то простую работу, выплачивать им сумму, которую они не отрабатывают в начале своей работы, то остается надеяться, что они отработают потом, и начнут приносить прибыль».

Нехватка кадров в производственном секторе малого бизнеса оценивается в 40-50% от того, что требуется. «Мигрантов мы привлекаем, и как самозанятых, и в штат берем, но их стало существенно меньше», — говорит Стацевич.

Свободный график и диктат персонала

В сфере общественного питания ситуация с кадрами с прошлого года усугубилась — людей нет, говорят представители отрасли. При этом зарплата только в этом году поднималась уже несколько раз.

«Люди стали намного дороже, — говорит Михаил Гусейнов, совладелец сети кофеен и блинных, — зарплату в нашей сети за год мы повышали 5 раз. Но работников нет ни за какие деньги. Задача — удержать тех, что есть. Бегаем, ищем. Вынужденно принимаем их условия - это, как правило, особый график: «могу с полдевятого, а не с восьми» или «хочу уходить раньше на полчаса». Сейчас происходит диктат персонала. Ситуацию с кадрами в общепите иллюстрирует реклама по телевидению крупного бренда общепита: они рекламируют не гамбургеры, а «Приходите к нам на работу». Преимущество нашей сети — это гибкий график. Для молодежи это заработок, возможность совмещать работу и учебу или получить дополнительный заработок в свободное время».

Но поднимать зарплаты постоянно сфера общественного питания не может. «Поставщики повышают нам цены, но цены в заведениях сильно не поднять. Общепит превратился в стрижку поросенка — много визга, но мало шерсти. В продовольственных магазинах цены на сливочное масло и сметану выросли в два раза, люди возмущаются и продолжают покупать, там никто не собирается сдерживать цены за счет маржи, а в кафе — подняли цену кофе на 10% — покупатели сразу говорят: «Вы что, так нельзя». Поэтому наша маржа сокращается», — говорит Гусейнов.

Малый бизнес в сфере гостеприимства

Гостиничная отрасль также ощущает дефицит кадров: линейного персонала в гостиничной отрасли не хватает примерно на 30%, считают эксперты. Меньше стало работников из ближнего зарубежья и, как следствие, не хватает горничных. Не найти также администраторов и ресепшионистов. «Работа же на ресепшн требует погружения и обучения, там большая нагрузка и требуется достаточная компьютерная грамотность», — говорит Валерий Фенько, сооснователь отеля и гастробара.

«Появляются в качестве претендентов на работу люди в возрасте 40-45, и они думают, что здесь, в отеле, можно отсидеться, — говорит Валерий Фенько, — но работы много, это работа с людьми, и часто на эмоциях, поэтому не всем подходит. Что делаем? Переманиваем у коллег, привлекаем студентов. Они работают у нас, пока учатся. Потом трудоустраиваются по специальности. И да, настало время, когда мы уже сами убираем номера, когда нет горничных и некому выйти за них. У нас вот в гастробаре блогер работает официантом, тяжело вживается в профессию. Но очень грамотный».

О том, что в гостиницах ощущается острый дефицит линейного персонала рассказал и эксперт гостиничного рынка и отельер Эдуард Демидов. «В гостиничной отрасли не хватает примерно 3 млн человек, это 60-70% горничных, администраторов. Следующий год может стать критичным», — говорит Эдуард Демидов.

По его словам, причина в буме посуточной аренды. Банки объявили о прекращении выдачи ипотечных кредитов, граждане скупают недвижимость и сдают ее в посуточную аренду. Уходит туда и персонал — мыть, чистить, стирать. «Сегодня ситуация является плачевной. Работают сами собственники. Я являюсь управляющим отелем и в этом году я выходил горничной, и сам мыл полы. Потому что это мой бизнес и я не могу отказать гостям, у них должно быть чисто», — резюмировал Демидов. Зарплата в отрасли отстает от других отраслей, и если платить больше, отели станут просто нерентабельны.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Компетенция «Спад возможен, но франчайзинг все равно наберет сторонников»
Содержание
Закрыть