«Малый бизнес в Петербурге чувствует себя, в целом, неплохо, бизнес-климат в городе хороший, можно двигаться вперед и развиваться, в том числе на заемные средства. Да, малому бизнесу по-прежнему выдают льготные займы под 1-5%, и это при ключевой ставке в 18%. В этом году мы ожидаем, что займы для малого бизнеса даже вырастут в объеме, и их станут выдавать на сумму до 20 млн руб. Вместе с тем, в этом году уже была озвучена информация, что программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса с 2025 года будут сворачиваться. Если это произойдет, то на промышленности можно будет ставить крест.
Пока этого не произошло, важно выработать комплексный подход к поддержке малого бизнеса. Например, на встрече с новым руководством комитета имущественных отношений (КИО) на площадке уполномоченного по защите прав предпринимателей я предложила КИО выдавать малому производственному бизнесу помещения без торгов и по итогам письменного обращения, но получила отписку. Важно объяснить, что сейчас не так. Во-первых, у КИО ужасный сайт, на котором ничего не понятно. Во-вторых, помещения, которые они предлагают малым предприятиям без торгов, отвечают потребностям только бизнеса образца 1990 года. Квадратура у них малая, а помещения, как правило, в подвале. Но это не значит, что других свободных помещений у города нет. Возможно, стоит пригласить чиновников на производство и показать, что требуется. А это, прежде всего, большие светлые помещения. Ведь работников современных производств — дизайнеров, конструкторов, менеджеров — в подвалы площадью 90 кв. м не загонишь. Поэтому для нас важно достичь понимания — что может предложить бизнесу город, но и власти должны понимать, что потребности предпринимателей сильно изменились за последние 30 лет. Сейчас предприятие легкой промышленности — это не швейные цеха, они работают по принципу экспериментального цеха и аутсорса. Но, к сожалению, пока комплексного понимания нет. Мы видим только самоотверженную работу комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ), но это уже важный сигнал, что такое взаимопонимание возможно, остается подтянуть и другие комитеты.
Мы понимаем, что за большие помещения малый бизнес вступает в конкуренцию с другими претендентами на рынке. Но у нас есть и свои преимущества — мы долгосрочный проект, который занимается импортозамещением, и это влияет на бизнес-климат в городе. Туристы будут приезжать не только с целью посетить Эрмитаж, но и посмотреть и, может быть, приобрести изделия местных дизайнеров, пройтись по улице местных производств и небольших бутиков, как в Париже или в Лондоне. Это даст городу дополнительные точки притяжения. Кроме того, получив такое помещение от города, предприниматель делает ремонт, а потом зачастую выкупает его. Так что город ничего не теряет, а только получает — и отремонтированное помещение, и деньги за его выкуп, и имиджевую городскую локацию.
Один из удачных городских примеров поддержки предпринимателей — программа «Петербургский дизайн». Она работает уже третий год. То, чему там сейчас бесплатно учат дизайнеров и предпринимателей, я в свое время обучалась долго и за немалые деньги. Это обучение дает первый предпринимательский уровень, а второй — обучение маркетингу и кадровому производству, это особенно важно потому, что с маркетингом в секторе сложно, а с кадрами сейчас у всех очень плохо. Их просто нет. Но возможность такого обучения — это тоже важная составляющая развития бизнес-климата в городе.
Такие качественные наработки города в сфере поддержки бизнеса необходимо сохранить. Равно как и сертификаты на пошив изделий, которые мы могли получить и отчасти покрыть затраты на производство.
В следующем году в результате налоговой реформы налоги для малого бизнеса возрастают, усложнится отчетность, а значит нужно будет нанять дополнительного человека. То же самое с маркировкой одежды. С 15 сентября вступает в силу запрет на продажу изделий без маркировки, и нужно будет нанимать отдельного человека, который будет заниматься только этим. Аренда тоже выросла, банковские кредиты дорожают. В этих условиях важно работать в синергии с городскими комитетами, иметь единые цели. И не только КИО и КППИТ, но и держаться вместе и комитету по туризму, и комитету по печати, который ведает в городе рекламой и информацией. Нужна совместная работа».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.