Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Инфраструктура для туризма

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы» Олег Куксов — о состоянии малого и среднего бизнеса в сфере туризма

«Сегодня мы наблюдаем усложнение работы малого и среднего бизнеса в туристической сфере. Действия государства и все инструменты, которое оно использует для роста сегмента, представляются несколько архаичными и несистемными. Вроде деньги выделяют, но на своей отрасли мы этого не видим. Вплоть до того, что сейчас президент дал личное указание о развитии производства туристических автобусов. Удивительно, но в России туристические автобусы не выпускаются, а их ввоз стоит очень дорого. Так, если в Китае такой автобус стоит 8 млн руб., то после ввоза на территорию страны — уже 14 млн. Лизинговые программы есть, но их условия требуют корректировки. Недавно представители Российского союза туриндустрии (РСТ) были на нескольких российских заводах, где выпускают автобусы, и оценивали возможность их переналадки для выпуска туристических линеек. Вывод такой: сделать это можно, но цены будут еще выше — 18 млн руб. за автобус. А при заказе товаров и услуг государством цены имеют свойство еще расти.

В итоге развитие туризма и туристской инфраструктуры происходит, на наш взгляд, спонтанно. Понятно, что туризм — не потребность первой необходимости, как молоко или хлеб, на него должны оставаться свободные деньги, чтобы их использовать. А экономика и зарплаты не растут такими высокими темпами, как отчитывается официальная статистика — средняя зарплата 103 тыс. руб. в Петербурге — откуда? Конечно, есть отдельные отрасли и сегменты — нацпроекты и Минобороны, которое вытягивает статистические показатели, но не все в них работают. Кроме того, сейчас еще выросла ключевая ставка ЦБ — до 18%, и инвестирование в отрасль стало практически невозможным. Да, правительство города принимает точечные решения, но требуются более масштабные вложения в развитие туристической инфраструктуры. Например, в городе проблема с автовокзалами и автостанциями, их нет, а единственный автовокзал на Обводном канале работает с 1963 года. Новый автовокзал планировали построить в 2024 году, но пока о нем ничего не слышно. Есть еще несколько проектов — автостанции в Пулково, в Шушарах, но сроков их ввода тоже нет.

А ведь именно от таких объектов зависит работа целой отрасли — транспортно-туристической, и развитие туризма как такового. Почему? Сейчас при падении доходов и росте расходов на повседневную жизнь растет спрос на ближний туризм — автобусные экскурсии на один-три дня. Стоимость таких туров по сравнению с дальними поездками отличается в разы: одно дело садиться на самолет и лететь куда-то, и другое дело купить автобусную экскурсию. К нам могли бы поехать жители ближайших регионов, останавливаться в петербургских отелях, обедать в наших кафе и ресторанах, покупать экскурсии петербургских экскурсоводов. Это развитие массового туризма, но для этого необходимо развивать региональную туристическую инфраструктуру.

Малый бизнес в туризме работает, и будет работать даже себе в убыток, мы жили и в более плохие времена, но стоит отметить, что ухудшаются налоговые условия — с 2025 года, когда заработает налоговая реформа, одновременно идет усиление контроля за счет повсеместной цифровизации, что приводит к росту штрафов. Малый бизнес в этих условиях еще и ограничен в заемном финансировании на развитие: деньги брать просто негде. Есть программы у Санкт-Петербургского Фонда содействия малому бизнесу, но максимальный займ там — 5 млн руб. Для нашей отрасли это совсем небольшие деньги, на них не купишь даже автобус, только разве что взять займ на выдачу зарплаты. Единственный выход — возврат ставки на нормальные рыночные условия и регулирование параллельного импорта.

При этом система контроля у нас отлажена прекрасно, количество штрафов только растет. Например, любой автобус в Пушкине неминуемо попадет под штраф — везде установили знаки «Стоянка запрещена», а раньше ведь их не было. Банально негде выгрузить группу. Все свободные или подходящие для этого места перекрываются знаками. Количества бесплатных остановок явно не хватает. В Петергофе когда-то проводили городское совещание и говорили, что стоянка для туристических автобусов будет бесплатной, стоянку открыли, и потом Комитет по транспорту сделал ее платной. Обращения должного эффекта не дали, решение осталось в силе.

В итоге предприниматели в дебрях штрафов и цифровизации ищут возможность выжить. И в этих условиях исчезают прямые инструменты коммуникации с городской администрацией: практически расформировывается Общественный совет по развитию малого бизнеса при губернаторе, который работал с 2004 года. Возможно, он и останется, но ясности в этом вопросе пока нет. Наша комиссия по транспорту и туризму в Совете активно работала много лет. Среди еще не реализованных предложений: разрешение для туристических автобусов пользоваться выделенной полосой, хотя бы для детских групп, и упорядочивание рейдовых проверок. Войдут ли представители бизнеса в новый состав Совета — вопрос открытый, а значит и шансов решить реальные проблемы предпринимателей в сфере туристического транспорта будет меньше».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Экспертиза «Микробизнесу разных сфер тоже нужно внимание»
Содержание
Закрыть