«Если сравнивать Петербург и Москву в плане помощи и поддержки малого и среднего бизнеса, мне очень нравится, как сейчас работают аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей Петербурга. И если раньше я Москву ставила нам в пример, то сейчас наоборот — Москве можно перенимать наш петербургский опыт. Аппарат уполномоченного и раньше был открыт, но сейчас через сотрудников аппарата стало еще больше коммуникации с чиновниками, там не боятся поднимать острые вопросы.
Вместе с тем, можно отметить, что в Москве равное внимание уделяется и сфере производства, и HoReCa, и услугам, и торговле. У нас же есть некоторый перекос в сторону промышленности и туризма. Хотелось бы, чтобы внимание распределялось одинаково, микробизнесу разных сфер тоже нужно внимание. Может быть это различие возникло потому, что в Москве за малый бизнес отвечает департамент предпринимательства, а в Петербурге — комитет по промышленной политике.
Если сравнивать федеральный и региональный уровень, то на федеральном уровне с властью легче строить коммуникацию и диалог. На федеральном уровне меньше боязни ответственности. На любой запрос откликаются тут же. Если в профильном чате министерства или ведомства — на это уходит не более минуты. Ты обращаешься с какой-то проблемой, и тебе дают некую дорожную карту с вариантами возможной поддержки. Например, отвечают, что можно обратиться в такой-то банк или к такому-то чиновнику регионального уровня. Сразу с ними связывают и помогают выстроить коммуникацию, что очень важно.
В отраслевом разрезе тоже можно говорить об особенностях коммуникации с органами власти и институтами поддержки. Так, в Петербурге есть свои «боли» у отраслей. Например, у индустрии красоты такие — правила установки вывесок, перспективы возможного введения маркировки, налоговая реформа. И для решения возникающих проблем нужно создавать дорожные карты, формировать понимание у бизнеса. У нас очень много каналов связи, но их не используют в полной мере.
С 1 января 2025 года организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), становятся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Компании с оборотом до 200 млн руб. должны будут платить 5% с оборота, до 450 млн — 7% с оборота. При доходах до 60 млн руб. включительно за 2024 год компании и предприниматели автоматически освобождаются от НДС.
Даже о региональных мерах поддержки предприниматели не всегда информированы. Хотелось бы наладить коммуникацию с помощью Центра развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП) и проекта «Мой бизнес». Сейчас этой коммуникации недостаточно. Так, ЦРПП не делает рассылку о мерах поддержки и изменениях в законодательстве, только публикует информацию на сайте. Но не каждый входит в свой личный кабинет, чтобы узнать новости. А рассылка уже доказала свою эффективность - в ковид Федеральная налоговая служба использовала этот инструмент для информации о новых мерах поддержки.
К сожалению, часто идет разночтение одних и тех же документов, и получается, что на федеральном уровне (условно) задумывали одно, на региональном — поняли по-другому, исполнители действуют по третьему пути. Так быть не должно, нужен единый регламент работы. То же самое касается реализации мер поддержки. Разные структуры по-разному понимают задачи и по-разному исполняют. Лебедь, щука и рак никуда не делись, все так же тянут в разные стороны.
Что касается налоговой реформы, то ее логика вызывает сомнения, и хочется спросить Минфин и других ее авторов — как НДС применим к сфере услуг? Нам не с чего возвращать такой налог, 100% услуги — это ручной труд. При этом осталось всего 4 месяца до вступления реформы в силу.
Очень жаль, что в обсуждении налоговой реформы бизнес практически не участвовал. Власти говорят, что обсуждение было, но с ковидных времен малый бизнес очень сплочен — и я не знаю ни одного предпринимателя, который поддержал бы повышение налогов. Мы живем в турбулетное время и не можем ничего планировать больше, чем на месяц, поэтому такое решение не выглядит своевременным».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.