Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Спад возможен, но франчайзинг все равно наберет сторонников»

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Председатель Ассоциации франчайзинга Северо-Западного федерального округа Антон Иващенко — о востребованных направлениях, рисках и перспективах бизнеса по франшизе

«В целом, по франшизе всегда востребованы такие направления, как товары и услуги повседневного спроса. Бьюти бизнес — студии маникюра, парикмахерские растут хорошо. Бессменно в тренде все, что связано с едой и детьми. В этом отношении особенность Петербурга в том, что более 50% пекарен — это местные бренды, и мы видим, что они развиваются. Также компании из Санкт-Петербурга в сфере детского образования широко представлены на федеральном уровне и даже за рубежом.

В период пандемии развивалось все, что было связано с медициной, сейчас франшизы на открытие пунктов для сбора анализов, например, не так востребованы. В последнее время закрылось много туристических агентств, в том числе — работающих по франшизе, это общемировой тренд.

Бурно развиваются маркетплейсы и открываются их ПВ3, но надо понимать, что это не совсем франшизы, ПВЗ работают как агенты маркетплейса — это партнерские программы.

Однако при выборе вида бизнеса для открытия франшизы я бы рекомендовал в меньшей степени обращать внимания на тренды или рекомендации других людей. Самое важное — это понимание бизнес-процессов, кроме того, бизнес должен нравиться и отвечать тому, что вы хотите делать. А дальше - понимать, что вы покупаете работу, бизнес-модель, где описаны все процессы, и согласно этой модели вы начинаете свое дело. Имеет значение и ваш предыдущий опыт работы. Чем больше понятна выбранная бизнес-модель, тем проще ее реализация.

Далее можно обратиться к каталогу франшиз — такие есть и на сайте государственной корпорации МСП, и на сайте Ассоциации франчайзинга. Там франчайзинговые компании проходят модерацию, сомнительные предложения отсеиваются. Обращайте внимание на то, сколько лет компания работает и сколько точек у нее открыто за эти годы. Получить информацию по закрытым точкам вряд ли получится. Но если у компании есть закрытые точки, это не всегда значит, что франшиза плохая — есть много обстоятельств, по которым точки закрываются, например, франчайзи мог просто уехать. Также нужно обращать внимание на финансовую модель, с какого месяца бизнес начинает работать в плюс и время окупаемости вложениий. Такие сведения в каталогах франшиз представлены.

Финансовая модель бизнеса по франшизе в больших и малых городах может отличаться. Соответственно, нужно также смотреть, есть ли у франчайзи опыт работы в городах, похожих на ваш — с похожими условиями работы, рынком труда и так далее.

При выборе франшизы необходимо учитывать комфортный для вас объем инвестиций. Важно иметь 10-15% от объема вложенных средств на случай непредвиденных сложностей.

Повышение ключевой ставки до 21% вероятнее всего все почувствуют и во франчайзинговом бизнесе. Скорее всего, у малого бизнеса какое-то время не будет кредитного плеча, что может повлечь за собой спад. С другой стороны, если ранее многие люди выводили деньги зарубеж, то теперь будут искать, как вкладывать у нас. Может быть, появятся крупные инвесторы. Но это тоже риски. На мой взгляд, в условиях высоких ставок франчайзи будут обращаться к частникам вместо банков, искать помощь у родственников.

Во многих регионах есть государственные фонды «Мой бизнес», там можно получить субсидии, гранты и льготные кредиты от 500 тыс. до 3 млн руб. Сейчас в Петербурге, например, действует программа софинансирования паушального взноса. Наша Ассоциация участвовала в разработке этой меры поддержки.

Что ждет бизнес по франшизе в перспективе 3-5 лет? В любом случае франчайзинг будет развиваться. Чем больше компаний открывается, тем больше информационная составляющая этого бизнеса, тем больше людей узнают о нем. Многие уже знают, что такое франшиза, и понимают все плюсы и минусы. Если сравнивать бизнес по франшизе и самостоятельный, важно понимать, что франчайзинг дает узнаваемый бренд, отточенные процессы, пул поставщиков, обучение и сопровождение, а это означает больше уверенности на старте.

Я думаю, что все больше начинающих предпринимателей будут выбирать бизнес по франшизе, нежели «набивать шишки» самостоятельно, отсюда и будет рост в перспективе текущих событий».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Тенденции Фуд-холлы и гастропростанства: как развивается ресторанный сегмент
Содержание
Закрыть