Объем контрактов, заключенных на российских выставках, форумах и конгрессах за прошлый год, сопоставим с 10% ВВП страны. Конгрессно-выставочная индустрия стала инструментом пересборки экономики в новых реалиях, считает генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков. В интервью РБК+ Петербург он рассказал о ключевых направлениях развития индустрии, трендах делового туризма и планах площадки по организации событий мирового уровня.
Драйвер экономического роста
— Первым мероприятием, состоявшемся в «Экспофоруме», стал Газовый форум в 2014 году. Как за это время изменился сам форум и площадка?
— Петербургский международный газовый форум стал ключевым проектом компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл». Сегодня это уже глобальный бренд конгрессно-выставочного рынка. Он входит в мировой топ-3 в своей сфере.
Его масштаб растет, сейчас он занимает все пространство конгрессно-выставочного центра: три павильона площадью 13 тыс. кв. м каждый, павильон/конференц-зал, весь конгресс-центр, большой пассаж длиной 543 м и открытое выставочное пространство. Он собирает руководителей крупнейших нефтегазовых компаний, ведущих международных экспертов, представителей федеральных органов власти.
— Если говорить о рынке конгрессно-выставочной деятельности (КВД) в России в целом, как бы вы охарактеризовали его состояние?
— В 2023 году в России прошло более 1,5 тыс. выставок. На них заключены тысячи контрактов на сумму, превышающую 17 трлн руб. То есть, отрасль сгенерировала 10% ВВП страны. Объем конгрессно-выставочного рынка в РФ в прошлом году составил 182 млрд руб. Это на 5% ниже пиковых показателей 2019 года. Стратегия развития отрасли до 2030 года устанавливает планку в 300 млрд руб.
В 2023 году в России прошло более 1,5 тысяч выставок. На них заключены тысячи контрактов на сумму, превышающую 17 трлн руб. То есть, отрасль сгенерировала 10% ВВП страны.
Конгрессы, выставки, форумы стали зеркалом, двигателем и единственным эффективным инструментом пересборки экономики, драйвером экономического роста. Наша индустрия — новый институт социализации и формирования гражданского общества. Например, выставку «Россия» на ВДНХ посетили 18 млн человек.
— Какие факторы, на ваш взгляд, способствуют восстановлению рынка?
— Восстановлению рынка во многом способствует большой интерес к конгрессно-выставочным мероприятиям со стороны бизнеса. В нынешних условиях ключевое — найти новых партнеров, поставщиков, рынки сбыта. Поэтому необходимы крупные площадки, на которых собирается вся отрасль.
И государство должно всячески содействовать участию бизнеса в российских мероприятиях. В том числе помогать малому и среднему предпринимательству. Сейчас это направление катастрофически плохо финансируется, только 0,15% российских компаний могут получить поддержку. В Китае большинство малых и средних предприятий могут компенсировать до 50% затрат. Поэтому там выставки бьют все рекорды по площадям и количеству участников/посетителей. Если мы хотим войти в пятерку крупнейших экономик мира, ориентироваться надо на лучших.
— Что мешает?
— Сдерживает отсутствие отраслевого закона. Принятие закона позволит отрасли получить свидетельство о рождении. Будет систематизирована деятельность, упорядочены более 40 отраслевых нормативно-правовых актов, частично дублирующих и противоречащих друг другу, закреплен понятийный аппарат, определены полномочия органов власти, созданы условия, стимулы и возможности для инвестирования в строительство необходимой конгрессно-выставочной инфраструктуры, которой обеспечены всего 24 субъекта РФ.
Так, в конце мая наша дочерняя компания «Нева-Интернэшнл» организовала Морской конгресс во Владивостоке. Город — один из ключевых морских узлов, ведущий центр судостроения и рыболовной промышленности России. Но провести мероприятия по этим тематикам там можно только в кампусе Дальневосточного федерального университета, а не в специализированном центре.
— Каковы перспективы принятия такого законопроекта?
— Документ полностью готов, все необходимые консультации пройдены. Сейчас мы столкнулись с необходимыми бюрократическими процедурами, которые могут затянуться, но настрой оптимистичный.
Новые перспективы
— Какое влияние оказывает КВД на смежные отрасли, такие как туризм?
— Конгрессно-выставочная индустрия — драйвер развития делового туризма. Так, 80% всех бизнес-туристов в Петербурге — участники деловых событий. При этом в мире на индустрию делового туризма приходится 60% всего турпотока, 55-60% мест в отелях заполняется за счет деловых поездок. В России эта цифра пока не более 15% общего объема, что говорит о серьезных перспективах и возможностях.
80% всех бизнес-туристов в Петербурге — участники деловых событий
— В чем вы видите эти возможности?
— Деловой туризм становится драйвером развития всей отрасли гостеприимства, привлечения иностранных туристов, экспорта услуг. Например, в Санкт-Петербурге в прошлом году количество деловых туристов выросло на 24%, общий турпоток увеличился на 16%. В этом году, по прогнозам, ожидается аналогичный рост.
Только деловой туризм обеспечивает клиентами всю индустрию гостеприимства в низкий сезон, привлекает элиту и повышает компетенции территории, ее инвестиционную привлекательность, обеспечивает до 40% доходов всей туристической отрасли.
Деловой туризм обеспечивает до 40% доходов всей туристической отрасли
Становится актуальным выделение развития делового туризма в отдельную государственную программу в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
— Как в текущей обстановке меняются форматы международных форумов, выставок, конференций?
— Меняются не форматы, меняется география. Раньше мы были ориентированы на страны Запада. Доля их участия в российских проектах достигала 15%. Каждая такая компания тратила минимум 2 млн руб.
В нынешних условиях мы переориентировались на дружественные страны Азии, Африки, Латинской Америки. Но там существенно меньше компаний и организаций, готовых участвовать в российских выставках. В основном международное представительство, если не считать страны ЕАЭС и СНГ, обеспечивается за счет промышленно развитого Китая. Доля КНР достигает 80%.
— Что необходимо для развития этого направления?
— Нужно понимать, что наш ключевой рынок и целевая аудитория за рубежом сейчас — 70 млн человек. Это деловая, научная, политическая, культурная элита дружественных стран.
Чтобы их к нам привести, нужно проводить больше специализированных мероприятий в сферах, которые относятся к ключевым компетенциям России. На форумы по атомной энергетике, газу, нефти, редким металлам, военной промышленности, космосу к нам обязательно приедут. Россия — безусловный мировой лидер более чем по 200 направлениям. А конгрессно-выставочных мероприятий мирового уровня у нас всего несколько десятков. Нужно увеличить их количество в разы.
Если мы будем грамотно позиционировать и продвигать наши мероприятия на целевую аудиторию на международном рынке, укреплять взаимодействие в том числе через международные институты, такие как БРИКС, ШОС, ЕАЭС, постепенно мы сможем полностью заместить экспонентов и посетителей из западных стран и восстановить прежние объемы международного участия.
— Что для этого уже делается?
— Для этого по инициативе Российского союза выставок и ярмарок создан Международный консорциум MICE-индустрии. Он станет альтернативой отраслевым объединениям, ориентированным на западный мир.
Технологии и кадры
— Конгрессно-выставочный комплекс международного уровня — это сложная технологическая система. Сталкиваетесь ли вы со сложностями в ее эксплуатации, обновлении в связи с нарушениями в логистике? Насколько удалось настроить импортозамещение?
– 7 октября «Экспофоруму» исполняется 10 лет, но он до сих пор выглядит, как только что сданный объект. Это заслуга наших технических служб, а также результат ежегодной модернизации, переоборудования и переоснащения. На это уходит более 50 млн руб. в год.
Мы вшили обеззараживающие амальгамные лампы в вентиляцию, оборудовали входные группы рентгеноскопами и камерами с термодатчиками. В «Экспофоруме» применяется система фрикулинга — когда охлаждающие системы работают за счет температуры окружающей среды.
К юбилею мы отреставрировали церковь, заменили асфальт, перестелили кровлю на зданиях бизнес-центров. Не говоря уже о множестве мелких технических и ландшафтных работ.
Полностью все импортозаместить сложно. В чем-то мы пока рассчитываем на оставшиеся запасы. Но отечественные решения на рынке уже есть, мы активно работаем с их поставщиками.
— Ощущаете ли вы дефицит кадров? Как решаете кадровые задачи, особенно при проведении крупнейших мероприятий?
— Дефицит квалифицированных кадров сейчас — одна из стратегических проблем отечественной экономики. Конгрессно-выставочной отрасли кадры также нужны. Согласно стратегии развития к 2030 году в 20 вузах России должны открыться профильные образовательные программы, а отрасль должна генерировать до 30 тыс. постоянных рабочих мест.
Ведется работа по линии Российского союза выставок и ярмарок. Совместно с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом Союз успешно реализует программы переподготовки и повышения квалификации для действующих сотрудников отрасли. За три года их прошли уже более 2 тыс. человек, в том числе и наши сотрудники. На базе «Экспофорума» будет открыт центр компетенций в конгрессно-выставочной сфере. Он будет вовлекать в нашу деятельность в том числе и школьников.
Сегодня штат «Экспофорума» с учетом дочерних компаний — более 800 человек. Мероприятия дают еще 80 тыс. временных рабочих мест. Но квалифицированных специалистов, как и везде, не хватает. Особенно в том, что касается рабочих специальностей. Например, монтажа и застройки стендов.
— Поделитесь, пожалуйста, планами на развитие площадки «Экспофорума».
— За 10 лет в Экспофоруме прошло более 1,5 тыс. мероприятий, комплекс посетили свыше 15 млн человек. Мы стали площадкой, на которой принимаются стратегические решения по развитию государства, зеркалом экономики, катализатором экономической активности.
За 10 лет в «Экспофоруме» прошло более 1,5 тыс. мероприятий, комплекс посетили свыше 15 млн человек
С появлением «Экспофорума» деловой туризм стал приносить половину всех средств от туризма городскому бюджету. На нашей площадке проходят многие ключевые мероприятия мирового уровня: Петербургский международный экономический форум, Петербургский международный юридический форум, Петербургский международный Газовый форум и др.
«Экспофорум» стал центром притяжения жителей и гостей города наряду с ключевыми достопримечательностями Петербурга, гением места, драйвером развития территории. «Экспофорум» — бренд Северной столицы, символ ее современного архитектурного облика.
В планах развития площадки — строительство второй очереди. Ее необходимость давно назрела. Мы подходим к пику загрузки, всем нашим крупным проектам требуется больше пространства. Кроме того, в связи с трагическими событиями в «Крокусе» и переформатированием «Экспоцентра» в национальный центр «Россия» многие московские организаторы смотрят в нашу сторону. Уже активно идут переговоры. Сейчас мы обсуждаем строительство второй очереди с акционерами и инвесторами.