По данным hh.ru, число новых рабочих мест в Петербурге за апрель увеличилось на 26%, и целом по сравнению с прошлым годом в Петербурге нет ни одной профессиональной сферы, где обнаружилось бы падение потребности в работниках и сокращение числа активных вакансий. Потребность в кадрах растет, растет и срок, необходимый для подбора нужного сотрудника, соответственно растут затраты на найм. Однако у города есть бесплатные рабочие инструменты, облегчающие компаниям поиск сотрудников. Как они работают — РБК+ Петербург узнал на примере сотрудничества ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с Центром занятости населения.
Затраты на найм: как замедлить рост
Стоимость найма одного линейного сотрудника может достигать половину его годового оклада, оценивают эксперты в сфере работы с персоналом. Это примерный расчет, который включает в себя стоимость доступа к рекрутинговым сервисам, специального ПО, трудозатраты заказчика, расходы на маркетинг и поддержание hr-бренда и т. д.
И такие затраты на найм растут. Как поясняет и.о. директора Центра занятости населения Петербурга Татьяна Иванова, это связано и с ростом текучести кадров, и с усилением конкуренции на рынке труда, а также с борьбой за внимание соискателя. «Многие работодатели отмечают, что сейчас очень сложно завладеть вниманием релевантного соискателя, чтобы он заинтересовался вакансией, ознакомился с ней и в идеале отправил свой отклик», — отметила она.
«Стоимость закрытия вакансии заметно увеличилась в связи с дефицитом кадров, наблюдающимся в последнее время в стране», — подтвердила Анна Куликова, начальник управления подбора, обучения и развития персонала дирекции по управлению персоналом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Стоимость подбора персонала зависит от выбранных инструментов. Учитывая ситуацию на рынке труда, компании пользуются максимально широким спектром. Так, для привлечения кандидатов на рабочие профессии «Водоканал» использует онлайн-сервисы, размещает объявления на своих транспортных средствах, участвует в городских ярмарках вакансий, сотрудничает с организациями среднего профессионального образования, проводит реферальную программу «Приведи друга». Для подбора специалистов и руководителей — также применяет онлайн-сервисы, сайт предприятия, размещает объявления в соцсетях и профессиональных сообществах, сотрудничает с вузами, выстраивает карьерную лестницу внутри предприятия.
Такие инструменты есть и у Центра занятости населения. Это могут быть ярмарки вакансий, Дни карьеры в учебных заведениях и индивидуальная работа с предприятиями. Крупные ярмарки вакансий проводятся несколько раз в год и привлекают от 3 до 7 тыс. человек, а небольшие мероприятия организуются в разных районах города каждую неделю. «Мы тщательно работаем с целевой аудиторией, которую хотим видеть на ярмарках, это повышает шансы работодателей найти своих соискателей на наших мероприятиях», — уточняет Татьяна Иванова. Кроме того, Центр занятости населения реализует индивидуальные программы подбора, когда работодатель может обратиться в ЦЗН со своей бизнес-ситуацией, после чего ему подберут инструменты для ее решения.
Сотрудники «под ключ»: опыт «Водоканала»
Примером такого индивидуального взаимодействия стал проект ЦЗН с ГУП «Водоканалом» «Инклюзивный HR отдел под ключ». «Водоканалу» требовалось привлечь 17 кандидатов на вакантные должности специалистов Ситуационного центра. Основные функции специалистов — прием и учет всех поступающих обращений, взаимодействие с подразделениями предприятия, диспетчерскими службами жилищных агентств, консультация населения, заказчиков и абонентов по всем вопросам деятельности предприятия.
Предприятие приняло решение нанять на эти должности людей с инвалидностью. С одной стороны, федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает обязательное квотирование рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями для предприятий, на которых работает больше 100 человек. С другой — для работодателей, у которых трудятся люди с ограниченными возможностями, предусмотрены некоторые льготы по страховым взносам и субсидии в рамках участия в программе содействия занятости населения.
Такое взаимодействие дало предприятию целый ряд преимуществ: закрытие квоты, большая база резюме кандидатов с инвалидностью, предварительный отбор силами специалистов Центра занятости, возможность бесплатно обучить кандидатов и получить компенсацию части их зарплаты на время адаптации на новом месте.
Проект был реализован в период с апреля по июнь 2023 года. За это время Служба занятости совместно с «Водоканалом» из 1786 кандидатов отобрали 17 подходящих. Все новые сотрудники повысили квалификацию в Учебном центре Службы занятости населения Санкт‑Петербурга в рамках курса, разработанного совместно с «Водоканалом».
Пока новые сотрудники адаптировались к работе под руководством более опытных коллег, город компенсировал Водоканалу зарплату стажера в размере МРОТ и наставника в размере 0,5 МРОТ за каждого сотрудника.
Сотрудники с инвалидностью показали высокую эффективность: с их помощью «Водоканал» смог снизить время ожидания ответа оператора Ситуационного центра с 5 минут до 40 секунд, а количество не принятых звонков за сутки — с 41% до 8% (в дневное время до 4%). Как прокомментировала Анна Куликова, такого роста эффективности удалось достичь благодаря широкому охвату кандидатов и высокой мотивации финалистов, организации обучения и стажировок. Средняя зарплата сотрудников составила 50 тыс. руб.
«Для нас очень важно, что проект не только закрыл потребности работодателя, но и имеет социальную направленность, т.е. позволяет людям с инвалидностью полноценно трудиться и получать достойное вознаграждение за свою работу», — подчеркнула Татьяна Иванова.
Сформированная модель взаимодействия по созданию отдела под ключ может тиражироваться и на другие организации и задачи, отмечают в ЦЗН.