Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Маркировка: баланс защиты потребителя и затрат производителя

Фото: Ведомости/PhotoXPress.ru
Фото: Ведомости/PhotoXPress.ru

Система маркировки товаров в России началась еще в 2016 году — с рынка шуб и меховых изделий. С каждым годом перечень товаров, подлежащих маркировке, все расширяется. Так, с 1 марта 2024 года ювелиры должны наносить на каждое изделие уникальный штрихкод — раньше было достаточно нанести его на бумажную бирку. Декларируемая цель внедрения системы — обеление рынка и борьба с контрафактом. Насколько эта цель достижима и во сколько это обходится бизнесу — обсудили представители бизнеса и государства на круглом столе РБК Петербург «Защита потребителя и защита бизнеса: как найти баланс?»

Ювелирные изделия: стоимость и эффективность

Серьезный недостаток, который видят предприниматели в системе маркировки ювелирных изделий — высокие затраты. Парадоксальным образом система ставит легальный бизнес в невыгодное положение по сравнению с контрафактом, отмечают участники рынка. «Это не интересно ни покупателю, ни предпринимателю, в том виде, в каком есть. Для бизнеса это большие финансовые затраты, а нелегальный бизнес, черный рынок, он остается вне этих затрат. Финансовая нагрузка велика, и предприниматели получили необходимость увеличить цены и штат», — отметила Анна Романовская, председатель правления Ассоциации малого ювелирного бизнеса и владелица компании «Очень красивое серебро». Она отметила, что эффекта от внедрения маркировки она не видит.

Анна Романовская, Ассоциация малого ювелирного бизнеса,  компания «Очень красивое серебро»
Анна Романовская, Ассоциация малого ювелирного бизнеса, компания «Очень красивое серебро» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

По ее мнению, маркировка не будет работать в пользу покупателя до тех пор, пока черный рынок и белый не сравняются по ценам. «Это значит, что все мероприятия по маркировке должны быть выполнены за счет государства. Тогда маркировка станет знаком качества, а у покупателя будет реальный выбор — купить изделие с маркировкой или без маркировки, в пользу маркировки», — резюмировала Анна Романовская.

При этом изначально ожидалось, что маркировка, напротив, поможет ювелирам снизить затраты. Владимир Збойков, исполнительный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России», напомнил, что задолго до внедрения маркировки ювелирные изделия клеймились в Пробирной палате. Но отвозить изделия в Пробирную палату было накладно. И тогда в 2014 году ювелиры сами предложили ввести маркировку, отменив клеймение. Маркировку в 2024 году для отрасли ввели, но клеймение не отменили.

Не решила маркировка и другую задачу — сбор статистических данных по отрасли. Как отметил Александр Горыня, владелец компании «Грингор» и член совета директоров «Гильдии ювелиров России», эти данные до сих пор недоступны. «Когда идет разговор, что, например, 33% вышли из тени, сколько выпущено продукции в натуральных цифрах — никто не знает», — подчеркнул он. При этом, по словам эксперта, маркировка на ювелирных изделиях, на металле, дублирует бирку на пломбе и портит продукцию.

Александр Горыня, компания «Грингор»,  «Гильдия ювелиров России»
Александр Горыня, компания «Грингор», «Гильдия ювелиров России» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Пиво: обеление с нюансами

Внедрение обязательной маркировки для пива началось год назад, и у экспертов есть данные, свидетельствующие о положительном эффекте. Как сообщил руководитель товарной группы «Пиво» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Кирилл Волков, общий рост производства пива за 2023 год составил 8,9%, а за февраль 2024 года — 13,1%. «Это связано с обелением рынка, — сказал Кирилл Волков. — Такой рост связан именно с тем, что существующие предприятия наращивают объем своего производства за счет ухода с рынка нелегальных производителей. Обувь, одежда тоже обеляются, мы видим стремительный рост легального оборота. Государство получает большие доходы от налогов и сборов. Это связано с обелением рынка, ведь новые производства не открываются, а рост производства есть».

Пивовар Алексей Поляков рассказал, что почти не понес расходов на оборудование для маркировки: «это несложно», а рост производства предприятие ощутило. Он посоветовал больше общаться с оператором. Плюс маркировки Алексей Поляков видит в том, что пресекаются продажи просроченного пива.

В числе недостатков участники рынка называют дублирование системы так же, как у ювелиров с Пробирной палатой. Как напомнил Артем Кривонос, генеральный директор Василеостровской пивоварни, в свое время в пивную отрасль уже была внедрена система учета производства и оборота алкогольной продукции — ЕГАИС. Сейчас, с появлением обязательной маркировки пива «Честным знаком», эти две учетные системы фактически дублируют друг друга. «Производители столкнулись с тем, что нужно больше людей для учета производства и оборота алкогольной продукции на предприятии. Кроме того, нам часто приходится сталкиваться с несовершенствами программного обеспечения — отсутствие удобных и читабельных отчетов, корректная интеграция «Честного знака» с ЕГАИС и автоматизированными системами отчетности на предприятии (1С, «Битрикс» и пр.). Ну и то, чего с ужасом ждут все участники рынка — код на каждой, отдельно взятой единице продукции должен будет сканироваться и отгружаться в конкретную торговую точку конкретному покупателю. Это полное дублирование функций ЕГАИС и допзатраты», — отметил он.

Артем Кривонос, Василеостровская пивоварня
Артем Кривонос, Василеостровская пивоварня (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Одежда и обувь: работа с оптовиками и розницей

В секторе производства обуви обеление за счет маркировки произошло уже на 56%, а одежды — на 33%, сообщила Анна Петрушина, руководитель группы легкой промышленности ЦРПТ, сославшись на исследование Высшей школы экономики. «Каждое юрлицо должно регистрироваться в системе и нести свои собственные расходы на маркировку. Код маркировки стоит не 20 и не 60 руб., как обсуждают иногда предприниматели, а 60 копеек вместе с НДС, и получить его может только зарегистрированное юрлицо или ИП и использовать коды только в своих документах», — уточнила Анна Петрушина.

Однако помимо прямых затрат на маркировку существуют косвенные, и в них бизнес видит проблему. «Если каждый штрих-код стоит 60 копеек, это немного, но есть затраты на новые компьютеры, новые программы, рабочие места, мы наняли уже 5 человек и ищем еще трех, — поделилась директор «Модного дома «Леди Шарм» Ирина Миронова, — Каждое рабочее место стоит денег, и перенастройка программ стоит очень больших денег. И если бы нас, предприятию, которому 33 года, научили быстро, безболезненно и дешево все перестроить под маркировку, мы бы не реагировали так болезненно».

Ирина Миронова, «Модный дом «Леди Шарм»
Ирина Миронова, «Модный дом «Леди Шарм» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

При этом покупатель маркировкой, как правило, не пользуется, так как в карточке товара есть вся информация о товаре, добавила Ирина Миронова. И 28% оптовых покупателей компании отказались работать с ней, так как для них работать с маркировкой оказалось дорого. «Чем меньше бизнес, тем выше расходы. Если государство получает больше налогов, то мы просим покрывать наши расходы на маркировку», — предложила эксперт.

С коллегой согласился Николай Хохряков, основатель торговой марки женской одежды Pompa. При этом главную функцию — защиты от контрафакта — по его опыту, маркировка не выполняет. Он привел пример рынков в Москве, где «можно купить готовую маркировку». «Никому в голову не придет везти в страну контрабандой молоко или пиво, а одежда — это товар удобный для контрабанды», — добавил Николай Хохряков. Маркировка не контролирует место производства, уточняет он. «Не имея производства или номинально имея швею и машину, можно вшивать и маркировать китайскую продукцию, как сделанную в России, и никто не контролирует покупались ли материалы, ткани, есть ли швеи», — добавляет он.

Николай Хохряков, Pompa
Николай Хохряков, Pompa (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Фискальные накопители: вопрос посредника

Взволновала предпринимателей также и история с фискальными накопителями на кассовом оборудовании, которое нужно регулярно менять задолго до окончания срока использования. Кроме того, при реальной цене в 2 тыс. руб., накопители продают за 17-20 тыс. руб., отметила Анна Романовская.

«Пока у нас между требованиями государства и теми, кто их выполняет, стоит еще один бизнес, — сказала она, — у нас никогда не будет толку от маркировки. Потому что бизнес, обслуживающий маркировку, будет пользоваться необходимостью предпринимателей обращаться к нему и значит, держать высокие цены, а также создавать бесконечные обновления и неполадки, в связи с которыми предприниматели «подсядут» навсегда на его услуги».

По словам начальника отдела оперативного контроля УФНС России по Санкт-Петербургу Натальи Присухиной, ФНС России не обладает информацией о себестоимости фискальных накопителей и не регулирует розничные цены на них. Что касается рыночной стоимости, то она определяется рынком. «Информация о стоимости фискальных накопителей есть на сайтах производителей, а также их партнеров, сертифицированных центров. Оптовая стоимость фискального накопителя сроком действия 15 месяцев в среднем составляет около 10 тыс. руб. (опт от 50 штук), 36 месяцев — 15 тыс. руб. Рыночная стоимость ФН с возможностью заказа указана на официальных сайтах изготовителей ФН, которые также указаны в реестре фискальных накопителей», — уточнила она.

Наталья Присухина, УФНС России по Санкт-Петербургу
Наталья Присухина, УФНС России по Санкт-Петербургу (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Спросите бизнес

По мнению Валерия Калугина, уполномоченного по защите прав предпринимателей Петербурга, введение обязательной маркировки товаров — один из способов борьбы государства с теневым рынком. «Тем не менее этапы реализации такой практики необходимо прорабатывать вместе с представителями различных отраслей экономики и разных категорий бизнеса — крупного, среднего и малого, чтобы обеспечить соблюдение прав предпринимателей», — сказал он.

Валерий Калугин, уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга
Валерий Калугин, уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Механизмы совместной работы есть. Так, по 18 товарным группам ЦРПТ маркировка начиналась с эксперимента. В Минпромторге работали рабочие группы. Максим Лудин, директор по логистике компании Gulliver, производителя детской одежды и обуви, рассказал о своем опыте внедрения маркировки: «Мы вошли в эксперимент и, с поддержкой оператора, смогли автоматизировать все процессы собственными силами, без привлечения сторонних участников или найма дополнительных сотрудников. Еще мы на собственном опыте увидели эффективность системы в борьбе с контрафактом — именно благодаря маркировке мы выявили контрафакт своей продукции в Казахстане. Сейчас одни из первых нанесли тестовые коды маркировки на детские игрушки. Каждый бизнес сталкивается с трудностями и есть расходы, но конкретно для нас они составили одну тысячную от всего оборота».

Еще один пример обратной связи привел Борис Кац, генеральный директор по развитию сети магазинов для творчества «Леонардо». Два года назад, когда пытались ввести маркировку канцтоваров и товаров для творчества, предприниматель сделал расчеты, и показал удорожание на 50-60% на каждый карандаш и каждые краски, каждую коробку пластилина. Минпромторг решил отложить маркировку канцелярских товаров, и она не введена до сих пор.

Местные органы власти готовы помочь тем, кто сталкивается с трудностями во время внедрения маркировки, отметила депутат Законодательного собрания Петербурга Ирина Иванова. «Есть программы субсидирования и льготного кредитования, нужно сделать такие и для маркировки, но на федеральном уровне — уровне министерств — промышленности или финансов. И должно быть софинансирование: 90% (федералы) и 10% (местные власти). Нужна государственная программа субсидирования маркировки», — уверена она.

Ирина Иванова, Законодательное собрание Петербурга
Ирина Иванова, Законодательное собрание Петербурга (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Анна Петрушина, отметила, что субсидирование маркировки для производственных предприятий по линии Минпромторга уже есть.

По мнению Анны Романовской, только дальнейшее снижение нагрузки на легальный рынок сможет повлиять на снижение уровня нелегальных продаж.

Сергей Куколевский, Ассоциация малого ювелирного бизнеса
Сергей Куколевский, Ассоциация малого ювелирного бизнеса (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

В свою очередь, ювелир Сергей Куколевский, сооснователь Ассоциации малого ювелирного бизнеса, считает, что маркировка должна быть только для вредных, опасных видов продукции, таких как алкоголь, табак, таблетки и скоропортящиеся продукты. «Для остальных маркировка должна быть добровольной, как показатель знака качества. А чтобы рынок развивался и «белел», надо снижать административное давление», — заключил предприниматель.

Наталья Присухина, УФНС России по Санкт-Петербургу
Наталья Присухина, начальник отдела оперативного контроля УФНС России по Санкт-Петербургу:

«В соответствии с законодательством о применении контрольно-кассовой техники (ККТ), в рамках отношений по контролю и надзору за оборотом маркированных товаров ФНС России ведет реестры контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей, а также выдает и аннулирует разрешения на обработку фискальных данных.

В настоящее время в реестр фискальных накопителей включены сведения о 16 моделях фискального накопителя от шести производителей (ООО «Инвента», АО «Концерн «Автоматика», ООО «Эвотор», ООО «Прагматик», ООО «НТЦ «Измеритель», АО «Объединенная приборостроительная корпорация»). В реестре указаны срок действия, какие версии форматов фискальных документов поддерживает тот или иной фискальный накопитель (ФН), а также с какой контрольно-кассовой техникой его можно использовать.

Однако ФНС России не обладает информацией о себестоимости ФН, и не регулирует розничные цены на них. Что касается рыночной стоимости, то она, соответственно, определяется рынком[...]. ФНС регулирует только требования к функционалу данных устройств. Они установлены статьей 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». В реестр включаются только те, которые отвечают всем требованиям.

По срокам действия ключа фискального накопителя правила также установлены Федеральным законом 54-ФЗ. Так, фискальный накопитель со сроком действия 36 месяцев обязаны использовать те, кто оказывает услуги и те, кто применяет спецрежимы. Однако, если эти пользователи совмещают спецрежим с общей системой налогообложения, являются платежными агентами, или торгуют подакцизными товарами, в этом случае используется 15-месячный накопитель».

От первого лица «Мы уверены, что есть еще возможности роста»
Содержание
Закрыть