«В силу политико-экономической ситуации интерес к отечественным ИТ-решениям в нашей стране заметно вырос. Это обусловлено в том числе запретом на использование иностранного программного обеспечения государственными органами и госзаказчиками на критической инфраструктуре с 2025 года. Касается это и решений в сфере информационной безопасности. И все же надеяться на то, что нам быстро удастся добиться максимально полного импортозамещения, не стоит.
Одна из причин — пресловутый кадровый вопрос. К нам в компанию приходит работать много вчерашних студентов. Уходит порядка двух лет только на то, чтобы такой молодой специалист понял, что он делает. Помогает институт наставничества: работая в команде, погружаешься в «тему» быстрее, более опытные коллеги могут подсказать что-то. Еще год-два — чтобы смог объяснить другим (например, программисту), что нужно сделать.
Специалисты должны вырасти — и в личных качествах, и в профессиональных, только после этого они смогут создавать какие-то прорывные решения. Помогает поддержка Минцифры, сотрудничество с вузами — к счастью, есть чему и у кого учиться, в том числе и в ходе реальных проектов.
Есть еще один значимый фактор, который сдерживает импортозамещение. Лишь недавно крупные клиенты стали менее предвзято относиться к отечественным решениям и неподдельно заинтересовались одним из наших продуктов, который мы начали делать еще 3-4 года назад. Да, они пока много критикуют, периодически говорят о том, что до западных вендоров расти и расти (это правда), но настроены не так скептично, как это было года три назад. И самое главное: они готовы на практике включать наши решения в свой портфель. Это серьезное изменение, которое благоприятно скажется на развитии отечественных ИТ- и ИБ-продуктов.
Многие заказчики сетуют на то, что российские ИТ-разработчики стали медленнее реагировать на запросы. Это вызвано тем, что в разы увеличился спрос на отечественные продукты, больше стало обратной связи: предложений по развитию стало раз в 10-15 больше, а команды если и выросли, то точно не кратно. Поэтому и реакция на запросы стала менее оперативной — банально не успеваем. Но поверьте: многие вендоры настроены серьезно и верят в лучшее — в сотрудничестве мы обязательно справимся с этими вызовами».