#11 Digital Forum РБК, 30 ноября
Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Окно возможностей для IT

Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург
Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург
Руководитель центра компетенций развития аналитической платформы Tele2 Иван Дворников — о том, почему спешить с импортозамещением не нужно, но и откладывать в долгий ящик его не стоит.

«Принято говорить, что кризис — это время возможностей. Но в случае с импортозамещением в ИТ надо быть реалистами: сколь бы оптимистично мы ни смотрели вперед, мы не сможем пройти весь путь к импортонезависимости за полгода, год или даже пару лет. Но если мы хотим добиться желаемого, то обязательно надо начинать этим заниматься максимально серьезно. Для этого есть несколько причин.

Во-первых, за прошедшие с февраля полгода удалось вскрыть болевые точки, которые раньше были не видны. Во-вторых, мы впервые столкнулись с тем, что практически у всех крупных компаний, государственных и окологосударственных организаций одинаковые проблемы и потребности, ведь наш рынок покинули компании, которые поставляли решения очень многим. Данные факторы позволяют не просто развивать российские ИТ-решения, но делать это централизованно. Кроме того, таким образом обеспечивается существенный приток инвестиций в разработку. Так что у отечественных ИТ-компаний появился хороший стимул и условия, чтобы сделать аналоги, которые не хуже предлагаемых зарубежными вендорами.

Я вижу большой потенциал отечественных решений и считаю, что все в наших руках. Тем более что некоторых успехов мы добивались и раньше. Возьмем, к примеру, сегмент распределенных аналитических хранилищ данных, где исторически доминировали американские вендоры. Многие российские компании видели возможный вызов и начали двигаться в том направлении еще раньше — сейчас уже есть наработки в этой сфере.

Например, в 2017-2019 годах мы запускали новый сегмент бизнеса нашей компании — направление big data. Так как мы не были первооткрывателями этого рынка, то понимали, что нас ждет высокая конкуренция и надо искать возможности для оптимизации расходов. Мы сделали ставку на собственную команду, а также заместили на тот момент уже используемое в работе с данными ПО. Но целью была не собственно замена зарубежных решений — мы искали возможность сэкономить.

В 2020-м году мы решили не продлевать поддержку импортного софта платформы больших данных — стоимость поддержки со стороны иностранного вендора не соответствовала уровню сервиса и затратам, которые несла наша компания. На тот момент у нас уже была своя команда экспертов-единомышленников, которые понимали возможности open source community. Мы не побоялись и пошли в разработку собственного решения и реализовали проект совместно с Ростелекомом. В итоге в конце 2020 года внедрили альтернативное ПО и в результате увеличили емкость платформы big data на 40% при помощи RT.DataLake.

К тому же не всегда стоит идти напролом — иногда достаточно просто пересмотреть какие-то процессы, чтобы увидеть новые перспективы. Так, наша компания всегда работала на перспективу, и многие решения внедрялись с определенным запасом на будущий рост. Одно из таких решений — виртуальное частное облако. Осознав, что с наращиванием мощностей хранения данных в связи с нехваткой «железа» могут быть проблемы, мы решили провести мониторинг существующей инфраструктуры. В свое время мы запустили проект «Маркет Tele2», где можно обменивать гигабайты и минуты. Отданная под него инфраструктурная емкость была весьма значительной и поначалу очень востребованной. Но со временем ажиотаж немного схлынул и часть ресурсов, как выяснилось, оказалась простаивающей. Это при том, что по итогам 2021 года клиенты приобрели здесь 124,7 Пб дата-трафика. Такой мониторинг утилизации ресурсов позволил нам перераспределить аппаратные мощности на другие задачи. Благодаря полученному запасу прочности в феврале мы избежали покупок по завышенным ценам и спокойно ждали стабилизации цен. Например, в начале всех событий цена на серверы подскочила в 4 раза, сейчас она практически сравнялась с теми ценами, которые были ранее.

Есть аналогичный пример и про аналитические хранилища. Один крупнейший поставщик аналитических систем 15 марта расформировал весь свой офис в РФ, что по факту означало окончание поддержки системы, на которую были завязаны многие бизнес-процессы аналитики и разработки. Мы провели аудит и выявили, что уход вендора и полная замена решения несет миллиардные убытки для нас. В итоге силами своих специалистов с апреля по июнь научились сами обслуживать систему. Примечательно, что по договору гарантийный срок, но не работоспособность комплекса, заканчивался в 2023 году. То, что мы научились сами его обслуживать, позволит его эксплуатировать до 2030 года. И, что не маловажно, это будет юридически правомерно по структуре нашего соглашения с иностранным вендором в случае его возвращения на территорию РФ.

В результате такого подхода мы повысили отказоустойчивость и надежность всех наших IT-систем, что гарантирует высокое качество продуктов и услуг. А с учетом всей ситуации, смело можем утверждать, что и нашим корпоративным клиентам мы сможем предоставлять качественные услуги, в том числе аналитические решения на основе big data. Резюмируя, подчеркну: сейчас действительно уникальное окно возможностей, которым надо воспользоваться. Но при этом действовать надо максимально разумно, взвешивая все за и против. И не стоит забывать: кроме отечественных разработчиков есть много представителей дружественных нам стран, чьи решения раньше были недооценены из-за недостаточной представленности на отечественном рынке. Сейчас можно смотреть в том числе в их сторону».

Инновации Цифровые стандарты должны аккумулировать отраслевые практики
Содержание
Закрыть