С момента начала массового исхода зарубежных ИТ-вендоров с российского рынка прошло уже более полугода. Этот период отметился новым всплеском импортозамещения, который стартовал еще в 2014 году. Однако эксперты XI Digital Forum РБК указывают на большое количество сегментов, где позиции отечественных ИТ-компаний все еще слабы. Поэтому бизнес, который сделал ставку на цифровизацию, впереди могут ждать сложные времена.
Доступ к данным
Об импортозамещении в сфере информационных технологий в нашей стране говорили с 2014 года, однако, как отметили эксперты, в тот момент многие ограничивались запуском производств, где вся локализация сводилась к переклеиванию шильдиков. И долгое время такой подход устраивал всех — и бизнес-потребителя, и ИТ-компании, и даже регулятора, чьи указания номинально исполнялись.
В итоге весной 2022 года рынок столкнулся не только со сложностями с «тяжелой» аппаратной частью (серверами, системами хранения данных и т.д.), но вскрылись и проблемы, о которых раньше не думали. Весомая их часть связана не с конкретными решениями, а с доступом к данным. Вице-президент по программным продуктам и решениям Sitronics Group Павел Дрейгер в их числе назвал данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). «Они всегда были доступны, относительно дешевы, и всегда можно было рассчитывать на получение данных если не от одной спутниковой группировки, так от другой, — объясняет эксперт. — В текущей ситуации потребители в стране, к примеру, потеряли возможность получать данные оптического ДЗЗ, радарного ДЗЗ, отчасти данные автоматической идентификации судов – все, что мы получали от западных космических группировок. Наша компания в этой части активна, более года назад мы приобрели частную космическую компанию «Спутникс», сейчас авральными темпами пытаемся заместить те данные, которые стали недоступны на российском рынке», — поясняет эксперт.
Руководитель группы управления продуктами компании «Газинформсервис» [разработчик средств защиты информации — прим.ред.] Сергей Никитин также говорил о данных, но в другом разрезе: «Во-первых, мы заранее подумали о возможных отключениях от мировых справочников уязвимостей и решили собрать свою базу данных. Во-вторых, к сожалению, российские вендоры крайне неохотно публикуют информацию о найденных в своих продуктах уязвимостях, что приводит к следующим рискам: зачастую информация об эксплойтах, нацеленных на проблемы в отечественных решениях, публикуется в даркнете, где хакеры получают к ней доступ раньше, чем добропорядочные пользователи». Эксперт предложил сообществу обмениваться информацией в интересах пользователей, обогащать базы знаний, делиться ноу-хау по нейтрализации угроз.
Продукты без поддержки
Еще одно направление, которое неожиданно стало крайне актуальным, это поддержка и развитие используемых зарубежных ИТ-продуктов, которые в принципе можно пока и не менять. По словам директора департамента контактных центров и роботизированных систем компании NAUMEN Сергея Попова, 56% компаний стала недоступна техподдержка большинства западных решений. «Это большой риск для бизнеса, кроме того, с этим связан и другой критичный момент — отсутствие возможности ИТ-систему развивать. Возьмем, к примеру, крупный банк. Если его ИТ-система не сможет обеспечить клиентское обслуживание, у населения будет паника, а бизнес понесет серьезные убытки», — отмечает Попов.
Руководитель центра компетенций развития аналитической платформы Tele2 Иван Дворников рассказал о том, как подобная проблема решалась на практике после ухода с российского рынка партнера, поставлявшего и обслуживавшего одну из ключевых систем. «Мы проанализировали, что будет с системой, если ничего не делать, и поняли, что через полгода ее ждет крах. Это решение очень сильно влияет на формирование выручки компании: речь идет о сумме в несколько миллиардов рублей в годовом эквиваленте. Поэтому мы приняли решение нарастить собственную экспертизу: взяли в штат всю поддержку ушедшего партнера, закатали рукава и за 3-4 месяца полностью перевели управление системой на инсорс», — рассказал эксперт. По его словам, это позволило сэкономить десятки миллионов рублей на платежах, а также повысить производительность текущего комплекса на 25% за счет более эффективной работы собственного персонала.
Еще одна проблема — невозможность быстрой и легкой интеграции отечественных продуктов в существующие инфраструктуры, построенные на решениях зарубежных вендоров. По мнению начальника отдела по развитию нового бизнеса Западного региона билайн Сергея Овсянникова, с наибольшими сложностями столкнулись компании, которые находились на этапе апгрейда своей инфраструктуры или каких-то новых проектов. «Сроки реализации на рынке очень выросли, а в первые месяцы еще и взлетели цены на оборудование — иногда на порядок, особенно если речь шла про серверы или системы хранения данных. Надо понимать, что, если все завязано на решениях глобальных вендоров, по щелчку пальцев туда отечественный продукт не интегрируешь. Но по целому ряду решений некоторые российские игроки (и мы в частности) уже могут обеспечить заказчикам помощь в бесшовном переходе на отечественного вендора и гарантировать непрерывность работы инфраструктуры», — объясняет Овсянников.
Угроза энтропии
Но вышеперечисленное — еще далеко не все проблемы, многие мы пока не осознаем, так как они будут проявляться по мере нарастания хаоса. «Все системы требуют постоянного обслуживания, но далеко не все компании в среднем бизнесе могут сходу себя обеспечить достаточным количеством запасных частей и компонентов, необходимых для этого, — уверен директор департамента строительства и эксплуатации сети «Комфортел» Андрей Агафиев. — Поэтому нас, несомненно, ждет расцвет рынка refurbished-коммутаторов [восстановленных или пересобранных – ред.], уже начинает формироваться рынок починки и б/у оборудования. Потому что покупать у вендора или возить из Китая по трехкратно или даже пятикратно выросшей цене операторы среднего размера не могут: на вторичном рынке оборудование обойдется в ту цену, что была до февраля на новое в официальных каналах». По словам эксперта, это может сказаться на качестве предоставляемых сервисов, правда, некоторый запас прочности у телекома есть.
Директор по развитию бизнеса Nexign Максим Нартов предсказывает еще одну проблему: «Заместив многие прикладные и отраслевые решения, мы забываем о главном — о core-системах [основных информационных системах, составляющих ядро инфраструктуры организации – ред.] — это ERP, биллинг и прочие. Их пока мало кто замещал — боялись трогать, но рано или поздно сделать это придется».
По мнению эксперта, пока движение в этом направлении сдерживалось уже распределенными бюджетами, ведь замена core-системы — процесс очень затратный. Еще один фактор — политика самих вендоров этих решений, которые, объявив об уходе, на самом деле лишь «заморозили» присутствие в нашей стране. «Сейчас нам нужно осознать, что идет следующая волна ухода, когда крупные зарубежные вендоры от громких заявлений о приостановке деятельности перешли к полному сворачиванию бизнеса в России, сокращению сотрудников и прекращению поддержки решений. Поэтому занимать выжидательную позицию дальше не получится — уже сейчас надо готовиться к замене core-систем», — подчеркивает Нартов.
И все же большинство предприятий идут в импортозамещение именно с прикладного ПО. Директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Артур Сизов рассказал, что в рамках недавно проведенного исследования на вопрос, как компании преодолевали связанные с ИТ препятствия 2022 года, 46% ответили, что перешли на альтернативные продукты из РФ, а 36% переместили инфраструктуру в российское облако. «Бизнесу важно подобрать вариант, который не нарушит существующую систему ИТ-сервисов и дать возможность продолжить ее развитие, — рассказал Сизов. — По данным опросов, на альтернативное или российское ПО, в первую очередь, бизнес переводит корпоративные коммуникации — почты, видеоконференцсвязь, электронный документооборот. Кроме названных сервисов среди ПО, которое будет заменено на российское или альтернативное, респонденты называли системы управления клиентами и бизнес-процессами, а также логистические решения».
Локализация головного мозга
При этом сам процесс импортозамещения, по мнению многих участников дискуссии, сталкивается с серьезными проблемами, которые решить не так просто. Директор проектного офиса компании «Русатом инфраструктурные решения» Дмитрий Гришин в рамках работы возглавляемого им Центра профессиональных управленческих сообществ уровня регион и муниципалитет увидел колоссальные сложности с дистрибьюцией ПО в этом сегменте.
«Фактически вендорам приходится долго выяснять требования и очень много времени уходит на пресейл, затраты производителя растут. Если мы говорим о том, чтобы ускорить трансформацию муниципального и регионального управления, внедряя там отечественные решения, нужно формировать правильные функциональные требования и выработать единые стандарты», — пояснил Дмитрий Гришин. Эксперт считает, что подобный подход позволит улучшить ситуацию в том числе с импортозамещением на данном уровне.
Упомянутое воспитание потребителя заслужило отдельное внимание участников беседы. Оказалось, что именно восприятие конечными пользователями отечественных решений зачастую сдерживает импортозамещение. Привычка к функционалу и интерфейсу зачастую приводит к нежеланию перемен. Причем, встречается это как на уровне линейного персонала, так и у топ-менеджеров. Хотя эксперты и признали, что постепенно перебороть такое проявление человеческого фактора можно, да и многие отечественные решения (как программные, так и аппаратные) зачастую на практике оказываются не хуже импортных.
Вопрос нехватки квалифицированных кадров также можно решить — как отметил руководитель макрорегиона Северо-Запад Mango Office Алексей Горбунов, бизнес уже осознал неминуемость переподготовки кадров и готов в это вкладываться. «Дефицит кадров в ИТ известен всем: персонала не хватает, а те, кто есть в наличии, зачастую привыкли работать с другим ПО. Решение, которое создает и внедряет наша компания — полностью отечественное и отвечает сегодняшним потребностям рынка. Когда к нам обращаются клиенты по вопросам миграции, мы не просто предлагаем свой продукт. Сначала мы проводим аудит существующей ИТ-инфраструктуры, затем подбираем решение, а уже после внедрения мы занимаемся еще и комплексной поддержкой. Для этого мы выделили отдельное направление, в рамках которого осуществляется расширенное клиентское обслуживание, подразумевающее в числе прочего замещение софта и обучение персонала работе с ним. Поэтому у заказчиков, которые обращаются к нам, проблем с переходом с иностранного ПО на отечественное не возникает», — рассказал эксперт.
Оптимизировать будущее
Если с текущими проблемами все понятно, то определить факторы, которые могут ускорить импортозамещение, оказалось непросто. Спектр предложений оказался широк: от прививки патриотизма бизнес-руководителям до масштабных запретов для внедрения отечественного в отсутствии альтернатив. Также эксперты предложили активнее работать с вузами, обучая студентов на отечественных продуктах, чтобы стимулировать работодателей переходить на российское ПО и оборудование.
Но самое главное — финансовая помощь со стороны государства как самим ИТ-компаниям, так и тем, кто внедряет отечественные решения. Текущие госинициативы представители ИТ-рынка ценят и используют, но дополнительные гранты и субсидии лишними не считают. «Сейчас у нас есть сформированные лучшие практики, которые мы можем тиражировать и масштабировать. В частности, билайн в этом году реализовал целый ряд проектов по миграции клиентской инфраструктуры из-за рубежа. Мы замещаем импортных игроков в различных облачных решениях, прикладных офисных сервисах, услуге co-location, а также в области информационной безопасности. Помочь ускорить путь импортозамещения для российского рынка могут гранты, программы господдержки, а также кратно большие суммы инвестиций. Однако необходимо иметь фокус на двух самых актуальных сейчас направлениях — общесистемный софт, вычислительные мощности — серверные ресурсы, системы хранения данных, а также телеком-оборудование. Именно такой подход даст нам заметный эффект», — резюмирует Сергей Овсянников.