«На одном из мероприятий РБК Петербург эксперты заметили, что нельзя оцифровать хаос. На мой взгляд, это не так: даже хаос оцифровать можно — просто получится цифровой хаос, который отправится в мусорную корзину, ведь толку от него не будет. Причем, сам процесс его оцифровки будет долгим, болезненным и дорогим. Стандартизация же как раз позволяет избавиться от хаоса, поэтому она действительно необходима — тем более в сфере цифровизации отдельных отраслей, так как пока все делается преимущественно в соответствии с собственными представлениями менеджмента компаний.
Я уверен, что стандарты в сфере цифровых технологий нужны во всех направлениях и должны затрагивать как крупные, так и небольшие компании. Полезны стандарты будут и конечным пользователям. На самом деле, мир вокруг нас во многом стандартизирован, просто мы этого не замечаем. Например, есть несколько стандартных разъемов для зарядки мобильных телефонов, что позволяет использовать соответствующий провод и гарантировано заряжать устройство. Если бы этого стандарта не было, даже заменить зарядку было бы проблематично. Так что опасаться стандартов не стоит.
В сфере строительства процесс стандартизации цифровых направлений идет не быстро, но это, на мой взгляд, оправдано. Например, недавно Минстрой проводил совещание с представителями отрасли, чтобы ознакомиться с практикой применения технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, а также нейросетей в строительстве. Цель такого общения — ответить на вопрос, нужны ли такие инновации в строительстве или это лишь хайп. Мы, кстати, тоже пока тестируем перспективы ИИ: у нас есть сейчас пилотный проект, в рамках которого мы обучаем нейросеть, чтобы для себя ответить на вопросы, идти ли дальше в этом направлении. Такой подход к цифровым инновациям мне кажется верным.
При этом сомнения коллег по рынку в отношении полезности и целесообразности стандартов объясняются историческими различиями в подходе к их формированию на Западе и в нашей стране. В зарубежной практике стандарты формируются в первую очередь как внутрикорпоративные. Причем, зачастую они даже жестче, чем принятые на госуровне. У нас же долгое время происходило наоборот: все стандарты приходили сверху и часто без учета отраслевого опыта и практик. Вследствие этого даже сегодня, при рыночной экономике, у участников рынка культура стандартов пока находится лишь в стадии формирования.
И все же очень важно, чтобы сейчас компании не смотрели на государство в ожидании того, что сверху спустят стандарт на «умный» дом, интернет вещей или нейросети, а выработали собственные стандарты. Необходимо не только им следовать, но и требовать их исполнения от подрядчиков и поставщиков.
Например, когда мы начали применять технологию информационного моделирования, мы стали включать в техзадание на проектирование определенные требования: в каких информационных системах необходимо работать, как передаются и принимаются данные, замечания, куда загружать проектную документацию, а куда рабочую или исполнительную и т.д. И генподрядчик или проектная организация должны были выполнить проект в соответствии с нашими требованиями — мы это проверяли и только потом оплачивали. Я считаю, что такой подход к формированию стандартов — от конкретного бизнеса к партнерам и далее — позволит распространить лучшие практики на весь рынок, пусть не сразу, а постепенно. И это позитивно скажется на всей индустрии».