В ближайшем будущем дома в Северной столице, их инженерная «начинка» и окружение будут обладать цифровыми двойниками. Но до умных зданий, умных кварталов и тем более до умного города пока далеко, уверены участники организованной РБК Петербург дискуссии «Как цифровые здания изменят Петербург». Ощутимые изменения для всех эксперты ожидают лишь через 5-7 лет, но только в случае решения ключевых задач.
Когда бизнес отстает от государства
На данный момент Санкт-Петербург является одним из лидеров в освоении цифровых технологий в строительстве. Еще с 2018 года отраслевые государственные услуги оказываются в электронном виде через Единую систему строительного комплекса. В 2020 году в городе выдано первое в России заключение государственной экспертизы по проектной документации с цифровой информационной моделью объекта, сейчас таких заключения уже четыре.
С 1 января 2022 года использование технологий информационного моделирования (ТИМ или BIM) станет обязательным для всех объектов капитального строительства с государственным участием. «Комитет уже включил требование о предоставлении ТИМ-модели в закупочную документацию, — говорит начальник Управления организационно-аналитического обеспечения Комитета по строительству Санкт-Петербурга Евгений Тучкин. — Наши специалисты обучены соответствующим технологиям. Также в рамках тренда на цифровую трансформацию мы разрабатываем для подрядчиков личные кабинеты, куда они смогут загружать информационную модель, документацию, разрабатываемую в рамках госконтрактов, и в оперативном режиме предоставлять ее на оценку специалистам комитета и технического заказчика Комитета по строительству. В автоматизированном режиме согласованная документация будет направляться в Единую систему строительного комплекса Петербурга».
Кроме того, в единой системе строительного комплекса города планируется сделать архив ТИМ-моделей по контрактам госзаказа — их можно будет использовать для эксплуатации объектов недвижимости, для ремонта, перепроектирования и реконструкции. В планах — создание строительной платформы города, куда бы вошла вся информация об объектах с возможностью подключения бизнес-сервисов. Такая платформа могла бы стать основой для создания цифровой модели города, наполнения ее и дальнейшей визуализации. Но для этого нужно дождаться нового нормативного законодательства, регламентирующего дальнейшие этапы цифровой трансформации.
Согласен с оценкой ситуации и Начальник Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Владимир Болдырев. Он подчеркивает, что отрасль в городе уже три года живет в цифре, прорыв для строительного комплекса Петербурга произошел в 2018 году, когда большая часть госуслуг и административных процедур была переведена в электронный вид. После нового года планируется установить новые требования к проектной документации бюджетных строек, а не к строительству с использованием цифровых технологий.
«Говорить, что мы сидим в цифровой ракете и первого января все улетим в мир цифры, где у нас будут умные дома, кварталы и умный город, не стоит. Государственные институты к цифровизации готовы, поэтому я бы задал вопросы с другим вектором: а готов ли бизнес работать с технологиями информационного моделирования, какая доля строительных компаний проектирует и заходит в экспертизу с проектами, в которых есть цифровая информационная модель объекта, каким образом в рамках производства работ используется цифровой двойник, и каким образом объект будет в дальнейшем эксплуатироваться?», — пояснил Владимир Болдырев.
Владимир Болдырев: «Говорить, что мы сидим в цифровой ракете и первого января все улетим в мир цифры, где у нас будут умные дома, кварталы и умный город, не стоит»
Рывок через боль
Представители бизнеса, признавая перспективы цифровизации, указывают и на то, что изменения зачастую обходятся слишком дорого. Генеральный директор «БЮРО ТЕХНИКИ» Вера Бурцева назвала ТИМ цифровым карандашом, который с одной стороны упрощает работу проектировщиков, а с другой — усложняет: точно также, как мы когда-то переходили от черчения на кульмане к черчению на компьютере, так и сегодня. Переход на ТИМ — процесс тяжелый.
По ее словам, к внедрению и использованию ТИМ не готов бизнес, а готовы энтузиасты. «Нам сказали прыгать, а инструментов не дали. Российского качественного ПО, которое позволяет технологию ТИМ внедрять в производство, нет, а иностранные инструменты очень дороги. Платить проектировщикам за ТИМ ни застройщик, ни девелопер не готовы. Большое огорчение, что мы совершаем этот рывок через боль, страдания, преодоление», — поясняет Вера Бурцева.
Если раньше проектировщики делали чертежи и передавали их заказчикам и на этом их функции заканчивались, то теперь делать приходится цифровую модель. Это, по оценкам проектировщиков, обходится на 30-50% дороже, а плата за выполненную работу не изменилась. При этом у застройщика и заказчика экономия как раз появляется. И это еще скромные оценки: по словам экспертов, встречают случаи, где рост затрат на проектирование после внедрения ТИМ оказался кратным. Однако в дальнейшем, надеются участники, это окупится.
Цифровая модель, по оценкам проектировщиков, обходится на 30-50% дороже, а плата за выполненную работу не изменилась.
«Да, некоторое время назад была тенденция на обесценивание разработки документации. Непонятно почему появилось определенное клише, что проект должен быть чуть ли не в подарок. Но мы же понимаем, чем обычно заканчивается история про бесплатный сыр, — отмечает руководитель продаж системы Умного дома ЛИИС Маргарита Антоненко. — Но даже несмотря на это тенденция на цифровизацию нас радует».
«Чтобы сделать новый проект в ТИМ от начала и до конца потребуется примерно 100 млн. Это процентов на 70 дороже, — поясняет директор по развитию «Л1 Строительная компания № 1» Надежда Калашникова. — Риски очевидны, особенно в ситуации, когда все дорожает. Для застройщика подорожали деньги из-за проектного финансирования, эскроу-счетов. Выросла и стоимость рабочей силы: сейчас не хватает около 40% персонала на стройках. Подорожали строительные материалы, некоторые на 100% и более. Появилась социальная нагрузка в виде строительства соцобъектов».
Но и это еще не все. Надежда Калашникова указывает на падение покупательской способности: «Даже если мы сократим цикл на 30%, начнем строить быстрее, лучше — технология и правда позволяет избежать ошибок — встает вопрос, а кто это все купит?». Несмотря на это, компания использует ТИМ: на юге города с ее помощью проектируют три новых объекта, важно, чтобы на всех этапах строительного и эксплуатационного цикла — от проектирования до эксплуатации и даже в маркетинговую составляющую и продажи, были внедрены новые технологии информационного моделирования, потому что главный бонус от ТИМ именно в комплексности.
Надежда Калашникова: «Даже если мы сократим цикл на 30%, начнем строить быстрее, лучше — технология и правда позволяет избежать ошибок — встает вопрос, а кто это все купит?»
Спрос на технологии
И все же цифровизация отрасли — неминуемый этап развития. Руководитель департамента инновационных разработок Группы Аквилон Андрей Учитель отмечает, что умные технологии необходимо внедрять в сегменте жилой недвижимости, чтобы привести строительную отрасль к современным нормам: «От того, как они будут развиваться, будет зависеть, насколько «умным» будет сам город. Инициатива развития, на мой взгляд, должна исходить не только от застройщиков и покупателей недвижимости, но в том числе и от властей».
Узкое место — покупательский спрос. «На данном этапе мы видим, как спрос на умные сервисы в жилой недвижимости растет. Люди хотят пользоваться ими для управления домом, однако уровень цифровых компетенций у населения пока не высокий. Другая трудность — это готовность брать на себя эксплуатационные издержки. С массовым развитием цифровых систем и при поддержке государства расходы на эксплуатацию удастся стандартизировать и сделать понятными для конечных потребителей», — добавляет Учитель.
Андрей Учитель: «С массовым развитием цифровых систем и при поддержке государства расходы на эксплуатацию удастся стандартизировать и сделать понятными для конечных потребителей»
Желание застройщиков реализовать в своих проектах концепцию умного дома — заметная тенденция. «Это связано со снижением рисков для жителей за счет обеспечения большей безопасности. Также управляющая компания сможет улучшить сервисы за счет обработки информации, получаем от владельцев квартир. У жителей мегаполиса в топ-3 потребностей входит экономия времени: если раньше для сдачи показаний счетчиков нужно было записывать их и идти в соседний подъезд, то теперь можно не вставать с дивана», — говорит Маргариты Антоненко.
Суровая реальность
Многие изменения заметны невооруженным глазом. К примеру, 10 лет назад бесшовный Wi-Fi был дополнительной опцией, уверяют представители строительного рынка, а сейчас это сервис воспринимается как must have практически в любом здании.
Правда, с таким утверждением не согласны игроки телеком-рынка. «Допуслуги, которые могут запустить застройщики или УК для жителей дома — это то, что в будущем и должно коммуницировать с цифровым двойником, с жителем и нести дополнительную ценность, — говорит технический директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Сергеев. — Однако на деле мы сталкиваемся с тем, что даже в жилье, которое проектируется сейчас, не предусматривается место для размещения оборудования операторов связи. И тем более нет возможности установки оборудования до сдачи дома, как это происходит с электросетями, например. Банально для работы цифрового здания нет инфраструктуры связи».
Сергей Сергеев: «На деле мы сталкиваемся с тем, что даже в жилье, которое проектируется сейчас, не предусматривается место для размещения оборудования операторов связи»
Как результат, в доме нет возможности не то что запустить умные решения — просто позвонить кому-то или выйти в интернет. Такая ситуация особенно характерна для новых районов наподобие Кудрово. И решить проблему без участия застройщиков невозможно, уверен Сергей Сергеев. «Tele2 развивается вместе с городом, и мы хорошо знаем потребности наших клиентов. Обеспечение телеком-услугами домов и других зданий Петербурга просто необходимо заложить в строительные стандарты. Такой подход win-win для всех участников процесса: застройщика, оператора, клиента и города в целом», — отмечает он.
О трансформации взаимодействия с застройщиками говорит и директор по работе с массовым сегментом макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Эвелина Дорошенко. «Цифровые решения, несомненно, во многом упрощают жизнь и повышают уровень комфорта, делают жилые комплексы более привлекательными для покупки, — говорит Дорошенко. — Речь идет о таких сервисах, как, например, дистанционное снятие показаний с приборов учета воды, газа, электричества, видеонаблюдение за придомовыми территориями и внутренними помещениями, контроль доступа на территорию жилых комплексов и т.д. Однако часто случается так, что решения реализованы на разных платформах: от разных вендоров и операторов. А использование сразу нескольких систем и приложений неудобно для конечного пользователя, одновременно ограничивает возможности расширения пула услуг для застройщиков и для города, отдаляет перспективу обработки полезных статистических данных».
Синхронизировать эти потребности и возможности, по мнению Эвелины Дорошенко, может помочь разработка единого стратегического видения развития Петербурга как цифровой территории.
И все же есть те, кто считает, что сделанного недостаточно. Гендиректор «Комфортел» Дмитрий Петров уверен, что телеком-инфраструктура в сегменте недвижимости не готова совсем, а вместе с ней не готовы и строительные нормы: «На сегодняшний день умные города — это чистое поле. Всех, кто сюда придет, ждет непочатый край работы, а также куча бюрократических и технологических проблем».
Среди сложностей — консервативность строительной отрасли, низкая заинтересованность застройщиков, желание снизить стоимость работ и максимизировать прибыль на объектах. Мешает и отсутствие нормативных актов, регламентирующих возведение целых районов и городов. «Внедрение «умных» функций после завершения строительства — костыли, которые в будущем обязательно скажутся на удобстве эксплуатации. Решение этих проблем необходимо начинать сверху: власть задает тенденции, а бизнес их выполняет в качестве обязательных требований. Ждать формирования запроса на комфортную среду от жителей города не стоит — это долгий и сложный процесс, а увидеть счастливое будущее хотелось бы своими глазами», — резюмирует Петров.
Дмитрий Петров: «Внедрение «умных» функций после завершения строительства — костыли, которые в будущем обязательно скажутся на удобстве эксплуатации»
Сантехник в VR-очках
Одно из самых узких мест цифровизации индустрии — этап эксплуатации. Его же, по мнению многих, можно считать одним из самых перспективных. «Эксплуатирующие организации — их много — занимаются своей работой не в течение 1-2 лет, а десятилетиями и менять свои подходы не торопятся. Так что, на мой взгляд, эксплуатирующая отрасль сейчас не готова», — отмечает директор службы систем информационного моделирования департамента технологической платформы Группы «Эталон» Анастасия Пулатова.
И преодолеть надо не только неприятие перемен — необходимо сформировать единые требования к информационным системам, обеспечить к ним доступ и утрясти юридические нюансы использования данных, а также решить кадровый вопрос. «На стадии эксплуатации работают не студенты, которые изучили все новые технологии. Эксплуатирующие организации и инженеры — это люди, у которых огромный багаж знаний и опыт, которые умеют работать руками, делают это быстро и грамотно. Так что большой вопрос, какой цифровой инструмент им выдать и не усложнит ли это процесс», — поясняет Пулатова.
Сам «Эталон» при этом активно осваивает цифровизацию эксплуатации: до нового года планируется ввести систему, которая будет работать с исполнительной документацией, что очень важно для эксплуатирующих организаций.
Особенность Петербурга на этом пути в том, что есть много зданий, которые уже эксплуатируются — их необходимо оснащать, оцифровывать, искать их чертежи, приводить в цифровой город. И этот вопрос даже не одного десятилетия. Эксперты все же искренне верят в то, что цифровизация кардинально изменит этот этап, что позитивно скажется на комфорте жителей и качестве жизни в городе. К примеру, аварийная бригада сможет использовать технологии дополненной реальности и умные VR-очки, перемещаясь по дому и используя подложку цифрового двойника. Это ускорит процесс ремонта — в том числе за счет поиска нужных узлов и удаленной помощи экспертов.
К примеру, аварийная бригада сможет использовать технологии дополненной реальности и умные VR-очки, перемещаясь по дому и используя подложку цифрового двойника.
Также преимущества на этапе эксплуатации появятся при проектировании климатической и энергетической моделей здания. Вся цифровизация вкупе приведет к тому, что затраты УК будут сокращаться — это понравится жителям. Правда, ждать появления всех этих технологий придется еще долго — минимум три года, а если оценивать более реально — то 5-7 лет.