От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Строительство отелей и баз отдыха дает нам большие контракты»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Эксклюзивный дистрибьютор Honka в России — о диверсификации бизнеса и развитии b2b направления

Несмотря на дефицит качественного предложения, ажиотаж на рынке загородного строительства не вечен — рано или поздно потенциал платежеспособного спроса будет исчерпан. Генеральный директор компании «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный дистрибьютор Honka в России, республиках Казахстан и Беларусь) Александр Царев рассказал в интервью РБК+ о своих прогнозах развития ситуации и о новых возможностях для бизнеса в сложившихся условиях.

Дефицит качества

— Каким образом цены на строительные материалы влияют сегодня на ценообразование в загородном домостроении?

— Рост цен на мировых рынках существенно сказался на себестоимости строительства. Выросли цены и на пиломатериалы, и на металлопрокат, в частности, на арматуру и материалы, используемые для строительства инженерных коммуникаций. Загородный рынок очень разнородный, каждый проект индивидуален, и жесткой статистики по нему нет, но, по моим ощущениям, средний рост цен за счет повышения себестоимости с начала года составил 10-15%.

«Средний рост цен за счет повышения себестоимости с начала года составил 10-15%».

— Как ваша компания справляется с ростом цен?

— В какой-то мере нам сегодня проще стравляться с ростом цен, чем российским строительным компаниям. Мы работаем с импортным продуктом — финскими домами Honka. Цены на деревянный комплект домов, которые мы ввозим в Россию, выросли с начала года не более чем на 4% и на данный момент стабилизировались. Положительную роль играет и то, что контракты на деревянные конструкции мы заключаем в евро, а курс евро также сегодня стабилен. Да, мы фиксируем рост себестоимости в части материалов, связанных с производством нулевого цикла, с наружными и внутренними инженерными сетями. Конечно, это сказывается на ценах для конечного потребителя. Однако мы сохраняем приемлемый для покупателей уровень цен, в том числе и за счет собственной рентабельности.

— Оказывает ли рост цен охлаждающее влияние на спрос, разогретый пандемией?

— На сегодняшний день я не вижу оттока потребителей. Продажи в наших поселках идут достаточно активно, люди по-прежнему рассматривают загородную недвижимость как комфортную и экологичную альтернативу городскому жилью. При этом на загородном рынке наблюдается острый дефицит качественного предложения.

— В чем причина такого дефицита? Почему предложение не отреагировало на лавинообразный рост спроса?

— Загородное строительство требует серьезных инвестиций, особенно, когда мы говорим о качественном сегменте. Это достаточно долгий цикл поиска участка, согласований, инженерной подготовки. Еще в 2019 году никто не знал, что случится пандемия, локдаун, что люди массово начнут переселяться загород. Поэтому лишь немногие компании в 2020 году могли предложить качественный готовый продукт. Как только спрос на загородную недвижимость начал расти, образовался дефицит, восполнить который в сжатые сроки невозможно. Это стало одним из основных факторов, поддерживающих ажиотаж и продолжительный рост цен на рынке.

Туристический драйвер

— Каковы ваши прогнозы по дальнейшему развитию ситуации?

— Я смотрю в будущее со сдержанным пессимизмом. Вряд ли рост спроса продолжится в долгосрочной перспективе. Максимум, нас ожидает некая стабилизация, но скорее всего мы столкнемся с оттоком потребителей. Во-первых, сыграет роль рост цен. Да, государство предпринимает меры по стабилизации цен на строительные материалы, но влияние данного фактора неизбежно. Во-вторых, потенциал потребителя на сегодняшний момент ограничен. Я не вижу внятных сигналов того, что экономика будет активно развиваться в ближайшее время, а это означает, что покупательная способность населения как минимум не увеличится.

— Насколько в этой связи актуален тренд b2b-продаж в загородном строительстве?

— На мой взгляд, развитие внутреннего туризма и, соответственно, заказы на рекреационные объекты — один из ключевых факторов, который может способствовать развитию нашего бизнеса. И дело не только в том, что границы сейчас закрыты, и неизвестно, когда откроются. В целом, полтора года, прошедшие с начала пандемии, позволили многим по достоинству оценить все разнообразие природного богатства нашей страны. Туристическая отрасль в таких регионах, как Карелия, Алтайский край и Дальний Восток, переживает сегодня подъем.

— Каким образом развитие внутреннего туризма отражается на вашем бизнесе?

— Нашей компании сегмент b2b ежегодно дает несколько больших контрактов — ресторанные и гостиничные комплексы, базы отдыха. В настоящее время мы реализуем два крупных проекта: один на Алтае, второй — на Камчатке. Такая диверсификация бизнеса помогает нам чувствовать себя уверенно не в самое простое время.

«Диверсификация бизнеса помогает нам чувствовать себя уверенно не в самое простое время».

— В чем особенности работы в сегменте b2b?

— Каждый из таких проектов — это отдельная история, намного более сложная, чем строительство объектов в наших поселках. Реализация b2b-проектов требует кропотливой юридической работы, а также учета множества требований, которые предъявляются к объекту, в зависимости от его функционального назначения. Например, в нашем портфеле есть медицинские центры, при их проектировании и строительстве нам необходимо было учитывать многочисленные нюансы, связанные с требованиями к подобным объектам. С другой стороны, наше сотрудничество с крупными заказчиками — корпорациями — является основой для строительства интересных, масштабных объектов, где мы можем наиболее ярко продемонстрировать наш потенциал как в области архитектурных решений, так и в области внедрения новых технологий.

Погружение в сеть

— Как сегодня меняется стратегия продаж на рынке загородного строительства?

— Если говорить о трендах сегодняшнего дня, то это, в первую очередь, использование комплекса технологий и инструментов digital-маркетинга. Еще один из эффективных инструментов — строительство готовых для продажи домов, которые мы возвели в достаточном количестве в наших поселках в 2019 — начале 2020 года. Сегодня есть клиенты, которые готовы прийти и купить готовый дом, не тратя время на проектирование и строительство. Наша стратегия оказалась успешной, мы уделили должное внимание продвижению этого продукта, и на текущий момент большинство коттеджей продано.

— Каковы ваши планы на будущее?

— С учетом активных продаж в наших поселках — HONKANOVA, «Медное озеро-2» — количество свободных для реализации участков неумолимо сокращается. Поэтому наши планы связаны с возможностями реализации новых проектов коттеджной застройки.

Еще один стратегически важный момент — развитие направления b2b. Мы активно продвигаем этот продукт. В частности, выходим на Дальневосточный форум — как с тем проектом, над которым сейчас работаем, так и с презентацией наших возможностей.

Компетенция Петербургский бизнес — о перспективных нишах и шансе для начинающих
Содержание
Закрыть